Шпора по финансам

НТП, Пром-ность, энергетика, строит-во, С/Х, Охрана окр. среды,

Образование, Культура и искусство, ср-ва массовой инф-ции, Здравоохр. и

физкультура, Социальная политика, Обслуживание гос-ного долга, Финансовая

помощь субъектам РФ в т/ч Федеральный фонд финансовой поддержки регионов,

Прочие расходы, Расходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного

фонда, Федерального экологического фонда)

Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного

финансирования, основными принципами к-рого явл.: -целевой характер

использования бюджетных средств; -предоставление бюджетных ср-в в соотв. со

сметным порядком осуществления расходов; -безвозвратность бюджетных

ассигнований.

Помимо безвозвратного финансирования практикуется выдача бюджетных ссуд

(либо беспроцентных, либо под процент по низким ставкам). Ссуды выдаются

по специальным распоряжениям правительства: на формирование

продовольственных фондов, на конверсию оборонной промышленности, на

обеспечение села техникой и т.д.

СУЩНОСТЬ ФУНКЦИИ И РОЛЬ ГОСБЮДЖЕТА

Госбюджет — как экономическая категория выражает сис-му экономических

отношений м/у гос-вом, предприятиями и населением по поводу распределения и

перераспределения совокупного общественного продукта и национального

дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных

средств. Это основной финансовый план образования и расходования

государственного фонда денежных средств.

Основное назначение — создание условий для эффективного развития экономики

и решения общегос-ных и соц. задач.

ГБ характеризуется следующими чертами:

-носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над

доходами составляет дефицит бюджета.

-Формирование и использование бюджета базируется на сочетании

централизованных начал с инициативой местных органов.

Основные функции бюджета:

-перераспределение НД и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деят-

ти, соц. группами населения;

-гос-венное регулирование и стимулирование экономики;

-финансовое обеспечение финансовой политики;

-контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных

средств.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

Общее управление финансами возложено на Федеральное Собрание и две его

палаты - Гос. Думу и Совет Федерации. В их задачи входит:

- рассмотрение и утверждение федерального бюджета и утверждение отчета

о его исполнении;

- рассмотрение з-нов о налогах, сборах и обязат. платежах;

- уст. предельного размера гос. внутреннего и внешнего долга.

Оперативное управление осуществляет фин. аппарат.

Мин. фин. организует и обеспечивает:

- разработку и реализацию стратегич. направлений финансовой политики;

- составление проекта и исполнение федерального бюджета;

- разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и

налоговой сис-мы, страховой деят-ти, фор-ю и развитию рынка ц/б;

- осущ. выпуск гос. внутр. и внеш. займов;

- осущ. контроль за бюджетными учреждениями;

- разрабатывает методологич. обеспечение фин. отчетности в стране;

- финансирует сферы деятельности.

Оргструктура Мин. фин. ориентирована на выполнение своих задач:

- бюджетный департамент (составляет проект федерального бюджета);

-отраслевые департаменты финансирования промыш-ти, строит-ва и

стройиндустрии, транспортных сис-м и связи, с/х и т.д.;

- департамент ин. кредитов и внешнего долга;

- департамент налоговых реформ;

- департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка;

- Гл. упр-е федерального казначейства (кассовое исполнение бюджета).

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в

бюджет, подготовка предложений по совершенствованию налогового

законодательства–Гос. налог. служба и налоговые инспекции.

Предупр-е, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-

розыскная деятельность и контроль за выполнением налог. з-дательства,

обеспеч-ем безопасности деят-ти налоговых инспекций, защитой их

сотрудников, пресечением коррупции в налоговых органах–Федеральная служба

налоговой полиции РФ.

За соблюдением налог. з-дательства при пересечении товарами границы,

правильностью исчисления и уплаты пошлин ответственность несет

Государственный таможенный комитет РФ.

Каждое звено фин. сис-мы имеет свой аппарат оперативного упр-я. Упр-е

финансами отраслей н/х производится фин. департ-ми и отделами соотв.

министерств и ведомств.

Упр-е финансами на предприятиях осущ. фин. отделы и службы предпр-й.

ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Финансовая политика - это совокупность гос. мер по исп-ю фин.

отношений для выполнения гос-вом своих функций.

Выделяют три осн. вида финансовой политики: -классическая;

-регулирующая; -планово-директивная.

Классическая - основана на трудах А.Смита и Д. Рикардо. Осн. направление -

невмешательство гос-ва в экономику, сохранение свободной конкуренции,

использование рыночного механизма как главного регулятора хоз-ных

процессов. Гос. расходы min. Сис-ма налогов строилась на косвенных и

имущественных налогах. Органом управления было министерство финансов.

Регулирующая - в основе теория Кейнса, доказ. необходимость вмешательства и

регулирования гос-вом циклического развития экономики. Основные

инструменты–гос. расходы, за счет к-рых формир. доп. спрос и рост пр-ва,

ликвидация безработицы, увеличение нац. дохода. Главный механизмом

регулирования–подоход. налог с прогрессивной ставкой; гос. кредит, рынок

ссудных капиталов. Дефицит бюджета исп. д/регулирования экономики. Из

единого органа упр-я выделяются отдельные службы, занимающиеся планир.

бюджета и бюджет. расходов, их финансированием, контролем за поступлением

налогов, упр-ем гос. долгом.

Планово-директивная - применяется в странах с административно-командной сис-

мой. Основана на гос. собственности на средства производства.

Цель–концентрация всех неиспользуемых фин. ресурсов в руках гос-ва и их

последующее распределение в соответствии с основными направлениями гос.

плана развития.

Регулирование использования денежных доходов населения осущ. при помощи

подоходного налога, путем размещения фактически принудительных

государственных займов. Изъятие ср-в у местных органов власти

обеспечивалось путем введения ограничений в самостоятельность

финансирования - 10 -15 % за счет местных доходов, остальное из центра.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов государства. Социальные

нужды финансировались по остаточному принципу. Управление финансами

осуществлялось из единого центра - Министерства финансов.

Основа современной финансовой политики РФ:

- признание свободы предпринимательства;

- введение разнообразных форм хозяйствования;

- приватизация гос. собственности и переход к смешанной экономике;

- отказ государства от директивного управления;

- переход отношений предпр-й и гос-ва на налоговую основу.

Изменяется порядок предоставления бюджетных средств. Получила

распространение сис-ма гос. кредита для покрытия дефицита госбюджета.

Используются рыночные формы гос. займов. На смену централизованной

бюджетной сис-ме пришла основанная на самостоятельности и равноправии

бюджетов всех уровней. Применяется сис-ма трансфертных платежей,

увязывающая размер бюджет. средств со среднедушевым бюджетным доходом

отдельных регионов. Изменяется практика перераспределения фин. ресурсов.

Кроме вертикального исп. горизонтальное перераспред-е ср-в за счет функц-я

фин. рынка. Получила развитие система внебюджетных фондов государства.

Демонополизировано страховое дело, появился страховой рынок. Изменилась сис-

ма упр-я финансами. Готовится налоговая реформа. Осущ. структурная

перестройка экономики. Расходование бюджетных денег производится на

конкурсной основе. Продолжается совершенствование бюджетного устройства.

Укрепляется рынок ЦБ.

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Внутрихоз-венный фин. контроль осущ. на самих предпр-ях и орг-ях фин.

отделами. Главбух в первую очередь осуществляет финансовый контроль при

помощи других работников бухгалтерии. Преимущ-во внутрихоз. фин. контроля –

осуществляется работниками предприятия, к-рые лучше всего знают сост.

самого предпр-я, однако интересы проверяющих не всегда нацелены на

проявление всех фин. нарушений. Речь идет не только о вопросе уплаты

налогов, а и о контроле за деят-ю рук-ва предпр-я в АО, где владельцы не

всегда участвуют в управлении. Поэтому параллельно с внутрихоз. сущ-ет и

аудиторский контроль. Он появился как ответ на потребность корпораций

обеспечить эффективный контроль за администрацией, для чего заключался

договор с аудит. фирмой для проверки фин.-хоз. деят-ти предпр-я. Аудит.

контроль осущ. конторами, имеющими на это спец. лицензию. Аудит. контроль

м.б. внешним (спец. фирмы, аудиторы) и внутренним. Различают 3 вида

внешнего аудита: общий(различные стороны ФХД предприятия); банковский,

страховой. Внешний аудит проводят банки, страховые компании, АО, инвест.

фонды. Внутренний осущ. на крупных предпр-ях с филиалами, для чего

создается спец. аудиторская служба. Этот вид аудита находится на стадии

формирования. Наиболее серьезные проблемы: -не всегда аудит. проверки

проводятся на должном проф. уровне; -не всегда достаточно объективны;

-аудиторы не несут мат. ответственности за качество проверки.

Обществ. контроль – когда-то самый массовый вид фин. контроля. Он включал

Парт. органы и комитет обществ. контроля (>10 млн. человек), работающий на

общественных началах без отрыва от производства. Хотя он не будет выполнять

решающей роли, но является важным звеном, и в настоящее время его

осуществляют профсоюзы (следят за выполнением условий трудового договора) и

СМИ.

Страховой контроль осуществляют страховые компании : -Контроль при

заключении договора страхования. -В ходе действия договора - следят за

изменением условий страхования.

-Контроль при наступлении страхового случая (учитываются все обстоятельства

- отсюда издержки страховой компании).

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИС-МЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты