НТП, Пром-ность, энергетика, строит-во, С/Х, Охрана окр. среды,
Образование, Культура и искусство, ср-ва массовой инф-ции, Здравоохр. и
физкультура, Социальная политика, Обслуживание гос-ного долга, Финансовая
помощь субъектам РФ в т/ч Федеральный фонд финансовой поддержки регионов,
Прочие расходы, Расходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного
фонда, Федерального экологического фонда)
Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного
финансирования, основными принципами к-рого явл.: -целевой характер
использования бюджетных средств; -предоставление бюджетных ср-в в соотв. со
сметным порядком осуществления расходов; -безвозвратность бюджетных
ассигнований.
Помимо безвозвратного финансирования практикуется выдача бюджетных ссуд
(либо беспроцентных, либо под процент по низким ставкам). Ссуды выдаются
по специальным распоряжениям правительства: на формирование
продовольственных фондов, на конверсию оборонной промышленности, на
обеспечение села техникой и т.д.
СУЩНОСТЬ ФУНКЦИИ И РОЛЬ ГОСБЮДЖЕТА
Госбюджет — как экономическая категория выражает сис-му экономических
отношений м/у гос-вом, предприятиями и населением по поводу распределения и
перераспределения совокупного общественного продукта и национального
дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных
средств. Это основной финансовый план образования и расходования
государственного фонда денежных средств.
Основное назначение — создание условий для эффективного развития экономики
и решения общегос-ных и соц. задач.
ГБ характеризуется следующими чертами:
-носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над
доходами составляет дефицит бюджета.
-Формирование и использование бюджета базируется на сочетании
централизованных начал с инициативой местных органов.
Основные функции бюджета:
-перераспределение НД и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деят-
ти, соц. группами населения;
-гос-венное регулирование и стимулирование экономики;
-финансовое обеспечение финансовой политики;
-контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных
средств.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
Общее управление финансами возложено на Федеральное Собрание и две его
палаты - Гос. Думу и Совет Федерации. В их задачи входит:
- рассмотрение и утверждение федерального бюджета и утверждение отчета
о его исполнении;
- рассмотрение з-нов о налогах, сборах и обязат. платежах;
- уст. предельного размера гос. внутреннего и внешнего долга.
Оперативное управление осуществляет фин. аппарат.
Мин. фин. организует и обеспечивает:
- разработку и реализацию стратегич. направлений финансовой политики;
- составление проекта и исполнение федерального бюджета;
- разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и
налоговой сис-мы, страховой деят-ти, фор-ю и развитию рынка ц/б;
- осущ. выпуск гос. внутр. и внеш. займов;
- осущ. контроль за бюджетными учреждениями;
- разрабатывает методологич. обеспечение фин. отчетности в стране;
- финансирует сферы деятельности.
Оргструктура Мин. фин. ориентирована на выполнение своих задач:
- бюджетный департамент (составляет проект федерального бюджета);
-отраслевые департаменты финансирования промыш-ти, строит-ва и
стройиндустрии, транспортных сис-м и связи, с/х и т.д.;
- департамент ин. кредитов и внешнего долга;
- департамент налоговых реформ;
- департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка;
- Гл. упр-е федерального казначейства (кассовое исполнение бюджета).
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в
бюджет, подготовка предложений по совершенствованию налогового
законодательства–Гос. налог. служба и налоговые инспекции.
Предупр-е, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-
розыскная деятельность и контроль за выполнением налог. з-дательства,
обеспеч-ем безопасности деят-ти налоговых инспекций, защитой их
сотрудников, пресечением коррупции в налоговых органах–Федеральная служба
налоговой полиции РФ.
За соблюдением налог. з-дательства при пересечении товарами границы,
правильностью исчисления и уплаты пошлин ответственность несет
Государственный таможенный комитет РФ.
Каждое звено фин. сис-мы имеет свой аппарат оперативного упр-я. Упр-е
финансами отраслей н/х производится фин. департ-ми и отделами соотв.
министерств и ведомств.
Упр-е финансами на предприятиях осущ. фин. отделы и службы предпр-й.
ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
Финансовая политика - это совокупность гос. мер по исп-ю фин.
отношений для выполнения гос-вом своих функций.
Выделяют три осн. вида финансовой политики: -классическая;
-регулирующая; -планово-директивная.
Классическая - основана на трудах А.Смита и Д. Рикардо. Осн. направление -
невмешательство гос-ва в экономику, сохранение свободной конкуренции,
использование рыночного механизма как главного регулятора хоз-ных
процессов. Гос. расходы min. Сис-ма налогов строилась на косвенных и
имущественных налогах. Органом управления было министерство финансов.
Регулирующая - в основе теория Кейнса, доказ. необходимость вмешательства и
регулирования гос-вом циклического развития экономики. Основные
инструменты–гос. расходы, за счет к-рых формир. доп. спрос и рост пр-ва,
ликвидация безработицы, увеличение нац. дохода. Главный механизмом
регулирования–подоход. налог с прогрессивной ставкой; гос. кредит, рынок
ссудных капиталов. Дефицит бюджета исп. д/регулирования экономики. Из
единого органа упр-я выделяются отдельные службы, занимающиеся планир.
бюджета и бюджет. расходов, их финансированием, контролем за поступлением
налогов, упр-ем гос. долгом.
Планово-директивная - применяется в странах с административно-командной сис-
мой. Основана на гос. собственности на средства производства.
Цель–концентрация всех неиспользуемых фин. ресурсов в руках гос-ва и их
последующее распределение в соответствии с основными направлениями гос.
плана развития.
Регулирование использования денежных доходов населения осущ. при помощи
подоходного налога, путем размещения фактически принудительных
государственных займов. Изъятие ср-в у местных органов власти
обеспечивалось путем введения ограничений в самостоятельность
финансирования - 10 -15 % за счет местных доходов, остальное из центра.
Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов государства. Социальные
нужды финансировались по остаточному принципу. Управление финансами
осуществлялось из единого центра - Министерства финансов.
Основа современной финансовой политики РФ:
- признание свободы предпринимательства;
- введение разнообразных форм хозяйствования;
- приватизация гос. собственности и переход к смешанной экономике;
- отказ государства от директивного управления;
- переход отношений предпр-й и гос-ва на налоговую основу.
Изменяется порядок предоставления бюджетных средств. Получила
распространение сис-ма гос. кредита для покрытия дефицита госбюджета.
Используются рыночные формы гос. займов. На смену централизованной
бюджетной сис-ме пришла основанная на самостоятельности и равноправии
бюджетов всех уровней. Применяется сис-ма трансфертных платежей,
увязывающая размер бюджет. средств со среднедушевым бюджетным доходом
отдельных регионов. Изменяется практика перераспределения фин. ресурсов.
Кроме вертикального исп. горизонтальное перераспред-е ср-в за счет функц-я
фин. рынка. Получила развитие система внебюджетных фондов государства.
Демонополизировано страховое дело, появился страховой рынок. Изменилась сис-
ма упр-я финансами. Готовится налоговая реформа. Осущ. структурная
перестройка экономики. Расходование бюджетных денег производится на
конкурсной основе. Продолжается совершенствование бюджетного устройства.
Укрепляется рынок ЦБ.
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Внутрихоз-венный фин. контроль осущ. на самих предпр-ях и орг-ях фин.
отделами. Главбух в первую очередь осуществляет финансовый контроль при
помощи других работников бухгалтерии. Преимущ-во внутрихоз. фин. контроля –
осуществляется работниками предприятия, к-рые лучше всего знают сост.
самого предпр-я, однако интересы проверяющих не всегда нацелены на
проявление всех фин. нарушений. Речь идет не только о вопросе уплаты
налогов, а и о контроле за деят-ю рук-ва предпр-я в АО, где владельцы не
всегда участвуют в управлении. Поэтому параллельно с внутрихоз. сущ-ет и
аудиторский контроль. Он появился как ответ на потребность корпораций
обеспечить эффективный контроль за администрацией, для чего заключался
договор с аудит. фирмой для проверки фин.-хоз. деят-ти предпр-я. Аудит.
контроль осущ. конторами, имеющими на это спец. лицензию. Аудит. контроль
м.б. внешним (спец. фирмы, аудиторы) и внутренним. Различают 3 вида
внешнего аудита: общий(различные стороны ФХД предприятия); банковский,
страховой. Внешний аудит проводят банки, страховые компании, АО, инвест.
фонды. Внутренний осущ. на крупных предпр-ях с филиалами, для чего
создается спец. аудиторская служба. Этот вид аудита находится на стадии
формирования. Наиболее серьезные проблемы: -не всегда аудит. проверки
проводятся на должном проф. уровне; -не всегда достаточно объективны;
-аудиторы не несут мат. ответственности за качество проверки.
Обществ. контроль – когда-то самый массовый вид фин. контроля. Он включал
Парт. органы и комитет обществ. контроля (>10 млн. человек), работающий на
общественных началах без отрыва от производства. Хотя он не будет выполнять
решающей роли, но является важным звеном, и в настоящее время его
осуществляют профсоюзы (следят за выполнением условий трудового договора) и
СМИ.
Страховой контроль осуществляют страховые компании : -Контроль при
заключении договора страхования. -В ходе действия договора - следят за
изменением условий страхования.
-Контроль при наступлении страхового случая (учитываются все обстоятельства
- отсюда издержки страховой компании).
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИС-МЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ