совсем точный термин, промышленной) политики, как бы приглашая их следовать
за собой. Ведь кредитование государственным институтом той или иной отрасли
или группы предприятий уменьшает кредитный риск и свидетельствует об их
перспективности и надежности в качестве деловых партнеров. К процессу
присоединяются частные кредиторы, в результате чего происходит многократное
увеличение объемов кредитования. Это явление нарекли "эффектом колокольчика
для коровьего стада". В Японии его в наибольшей степени порождали кредиты
Банка развития.
Государственное кредитование экономики, а также часть капиталовложений
осуществляются через специальную Программу государственных займов и
инвестиций, получившую название "второго бюджета". Она является, без
преувеличения, одной из главных несущих конструкций японской экономической
модели.
Еще в довоенные годы в Министерстве финансов существовал отдельный так
называемый Счет вкладов или бюро вкладов, на котором аккумулировались
свободные остатки почтовых сбережений и с которого осуществлялось
кредитование отраслей экономики. С 1950 эта практика была возобновлена. В
1951 г бюро вкладов преобразуется в бюро доверительных фондов.(Бюро -
виртуальный, в реальной жизни не существующий орган, фактически счет
попадающий под управление Министерства Финансов.) С 1953 Министерство
начинает составлять ежегодные планы гос.инвестиций и займов в реализации
которых счету доверительных фондов принадлежит главная роль.
Таким образом, благодаря специальным мерам государства почтово-
сберегательная сеть притягивала огромные финансовые ресурсы - до 30% всех
вкладов населения . Заметим, что это вызывало серьезное недовольство в
банковских кругах и рождало, чем дальше, тем больше, острые споры. Суть
критических высказываний сводится к тому, что происходит, по сути,
искусственная перекачка средств в пользу почты за счет банков, а между тем
банки могли бы распорядиться этими средствами более эффективно, так как они
связаны дисциплиной рынка. Так или иначе, почтово-сберегательная сеть
превратилась в основной источник средств для государственной Программы
займов и инвестиций.
Другие источники - это государственный пенсионный фонд, часть свободных
средств которого также в обязательном порядке переводится на счет
доверительных фондов; свободные средства почтового страхового фонда (почта
в Японии занимается также небольшими по масштабу страховыми операциями),
которые на счет доверительных фондов не переводятся, оставаясь в ведении
Министерства почт, но, по договоренности.
Часть средств Программы предоставляется в качестве кредитов или
капиталовложений государственным предприятиям общенационального и местного
уровней, прежде всего в отраслях инфраструктуры. Это, например.
Государственная дорожная корпорация, Государственная корпорация
строительства железных дорог, Государственная корпорация по развитию
городского и жилищного хозяйства и т.д.
Часть средств счета доверительных фондов используется на покупку
облигаций госзайма (на средства счета выкупается чуть меньше 20% всей суммы
госдолга). Это вызывает критику. Аргументы - средства Программы по идее
предназначены не для покупки госдолга; тем самым ослабляется финансовая
дисциплина государства и т.д. Такая критика справедлива. Вместе с тем
нельзя не признать, что покупка части долга за счет средств счета
ограничивает повышательное давление роста госзадолженности на уровень
процента и частично решает проблему отсасывания государством средств
частных кредитно-финансовых институтов в ущерб частнопредпринимательскому
сектору.
И, наконец, значительная часть средств Программы, прежде всего счета
доверительных фондов, передается (опять же в кредит) государственным
кредитным институтам. Они используют их для кредитования конкретных
отраслей и секторов экономики - каждый в соответствии со своей сферой
специализации. Таких институтов изначально насчитывалось 11 (недавно в
результате реорганизации и слияния ряда институтов это число сократилось).
ЯПОНСКАЯ ЭКОНОМИКА 90-х ГОДОВ: УРОКИ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР
С 1992 г японское правительство предпринимает активные усилия
направленные на ликвидацию
последствий краха экономики "мыльного пузыря" и сопутствующих ему
кризисных процессов. На сегодняшний день инициировано более восьми
антикризисных программ, общий объем финансирования которых достиг почти 110
трлн. иен.
Стимулирование потребления занимает одно из ключевых мест в пакетах
антикризисных мер правительства. До 1996 г. они были также ориентированы на
поддержку реального сектора экономики, разрешение финансового кризиса,
стабилизацию курса иены, борьбу с безработицей и оздоровление
государственных финансов. Начиная с 1997 г. особое внимание стали уделять
поиску новых подходов на микроуровне, процессам дерегулирования экономики
страны, новым направлениям высокотехнологичного и наукоемкого производства
и передовых НИОКР, локализации азиатского финансового кризиса.
Анализ антикризисных мер японского правительства 1992-1999 гг. показал,
что основными их инструментами являются:
- регулирование ставок подоходного, корпоративного и ряда других налогов:
- общественные работы, государственные инвестиции в социальную
инфраструктуру и крупномасштабные программы нацеленные на будущее:
- кредитование финансовых институтов и гарантирование кредитов для
предприятий реального сектора экономики:
- поддержка малого и среднего бизнеса:
- снижение процентных ставок Банком Японии:
- стимулирование экспорта и роста конкурентоспособности экономики:
- меры и программы дерегулирования экономической системы.
Процесс реализации Антикризисных мер можно разделить на два этапа - с
1942 по 1997 г. и с 1997 г. по настоящее время. На первом этапе
антикризисные пакеты характеризовались стремлением правительства
максимально реализовать потенциал "автономного восстановления экономики",
запустить механизм взаимного стимулирования спроса, производства и
занятости. Акцент ставился на стимулировании спроса и поддержке реального
сектора экономики. Особое внимание уделялось также поддержанию низкого
обменного курса иены.
Для второго этaпa характерна более целостная политика экономической
стабилизации. Антикризисные меры 1997-1999 гг. в большей мере ориентированы
на причины рецессии, a нe на ее проявления. В частности, акцент был смещен
в сторону радикального разрешения кризиса финансовой системы, оказывавшего
негативное влияние на настроения потребителей и частных инвесторов. Стали
активнее реализовываться меры по улучшению управления земельными ресурсами
страны, развитию социальной инфраструктуры, поддержке малого и среднего
бизнеса. Отличительная черта второго этапа - более внимательное отношение
правительства к мнению деловых и академических кругов.
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ 1992-1997 гг.
Одна из самых крупных проблем финансовой системы страны - значительный
объем "плохих долгов" и сокращение объемов кредитования. На протяжении 1992-
1997 гг. правительство предпринимало ряд шагов для разрешения этой
ситуации. В частности, были проведены мероприятия по организации
"корпораций по совместной покупке кредитов", списанию "плохих долгов"
инвестиционных компаний "дзюсэн" (основной объект инвестиций -
недвижимость), выплачены значительные компенсации банкам, снижен уровень
процентной ставки рефинансирования, предоставлены государственные гарантии
по ряду кредитов для малого и среднего бизнеса, принят ряд законов,
касающихся банковского сектора. В общей сложности на решение проблем
финансовой системы Японии в 1995-1997 гг. было выделено до 30 трлн. иен.
В 1996 г. получила развитие инициатива по дерегулированию финансового
сектора страны (реформа "Биг бэнг"). Однако лишь в 1997-1999 гг.
правительство стало уделять особое внимание кардинальному улучшению
состояния финансовой системы. В дополнение к стимулирующим выплатам и
регулированию процентных ставок Банком Японии диапазон антикризисных мер
был значительно расширен в сторону решения концептуальных вопросов работы
финансово-кредитной системы.
Учитывая значимость совокупного потребления как для реального сектора
экономики, так и для кредитно-финансовой системы страны, одними из первых
акций правительства стали крупные компенсационные выплаты частным
инвесторам и потребителям. Реализовывалась программа планомерного снижения
подоходного налога. Для поддержания минимального уровня безработицы были
расширены программы государственных инвестиций и общественных работ.
В своей основе это были фискальные меры (снижение налогов,
государственные программы инвестиций и общественных работ, выплаты и
кредитные гарантии), ориентированные на восстановление спроса с целью
стимулировать производство. Как правило, финансирование осуществлялось
путем внесения соответствующих статей в государственный и региональные
бюджеты. Это ухудшило состояние государственных финансов. В 1996-1997 гг.
были сокращены объемы программ государственных расходов и инвестиций,
приостановлено снижение ряда налогов. В 1997 г. повышена с 3 до 5% ставка
налога с продаж.
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ 1997-1999 гг.
Второй этап антикризисных мер японского правительства ассоциируется с
обострением в 1997 г. финансового кризиса, когда о своем банкротстве
объявил ряд крупных банков и инвестиционных компаний. Вызванное во многом
последствиями повышения налога с продаж снижение фондового индекса Никкэй-
225 также негативно сказалось на состоянии экономики. Необходимо особо
отметить отрицательное влияние азиатского финансового кризиса 1997 г.
привести финансовую систему страны в соответствие с требованиями мировых
стандартов конца XX в. Главными принципами работы новой системы должны
стать понятия "свобода", "справедливость" и "глобальность". Основные
объекты реформы - институты и структура финансово-кредитной системы, рынок
ценных бумаг, страховая сфера и операции с иностранной валютой.
Реформа проводится в следующих направлениях: либерализация международных
финансовых операций; расширение круга финансовых инструментов и институтов;
создание конкурентоспособной и привлекательной сферы финансовых услуг;
повышение эффективности и разнообразия фондовых рынков; обеспечение