Современная финансовая политика Японии

совсем точный термин, промышленной) политики, как бы приглашая их следовать

за собой. Ведь кредитование государственным институтом той или иной отрасли

или группы предприятий уменьшает кредитный риск и свидетельствует об их

перспективности и надежности в качестве деловых партнеров. К процессу

присоединяются частные кредиторы, в результате чего происходит многократное

увеличение объемов кредитования. Это явление нарекли "эффектом колокольчика

для коровьего стада". В Японии его в наибольшей степени порождали кредиты

Банка развития.

Государственное кредитование экономики, а также часть капиталовложений

осуществляются через специальную Программу государственных займов и

инвестиций, получившую название "второго бюджета". Она является, без

преувеличения, одной из главных несущих конструкций японской экономической

модели.

Еще в довоенные годы в Министерстве финансов существовал отдельный так

называемый Счет вкладов или бюро вкладов, на котором аккумулировались

свободные остатки почтовых сбережений и с которого осуществлялось

кредитование отраслей экономики. С 1950 эта практика была возобновлена. В

1951 г бюро вкладов преобразуется в бюро доверительных фондов.(Бюро -

виртуальный, в реальной жизни не существующий орган, фактически счет

попадающий под управление Министерства Финансов.) С 1953 Министерство

начинает составлять ежегодные планы гос.инвестиций и займов в реализации

которых счету доверительных фондов принадлежит главная роль.

Таким образом, благодаря специальным мерам государства почтово-

сберегательная сеть притягивала огромные финансовые ресурсы - до 30% всех

вкладов населения . Заметим, что это вызывало серьезное недовольство в

банковских кругах и рождало, чем дальше, тем больше, острые споры. Суть

критических высказываний сводится к тому, что происходит, по сути,

искусственная перекачка средств в пользу почты за счет банков, а между тем

банки могли бы распорядиться этими средствами более эффективно, так как они

связаны дисциплиной рынка. Так или иначе, почтово-сберегательная сеть

превратилась в основной источник средств для государственной Программы

займов и инвестиций.

Другие источники - это государственный пенсионный фонд, часть свободных

средств которого также в обязательном порядке переводится на счет

доверительных фондов; свободные средства почтового страхового фонда (почта

в Японии занимается также небольшими по масштабу страховыми операциями),

которые на счет доверительных фондов не переводятся, оставаясь в ведении

Министерства почт, но, по договоренности.

Часть средств Программы предоставляется в качестве кредитов или

капиталовложений государственным предприятиям общенационального и местного

уровней, прежде всего в отраслях инфраструктуры. Это, например.

Государственная дорожная корпорация, Государственная корпорация

строительства железных дорог, Государственная корпорация по развитию

городского и жилищного хозяйства и т.д.

Часть средств счета доверительных фондов используется на покупку

облигаций госзайма (на средства счета выкупается чуть меньше 20% всей суммы

госдолга). Это вызывает критику. Аргументы - средства Программы по идее

предназначены не для покупки госдолга; тем самым ослабляется финансовая

дисциплина государства и т.д. Такая критика справедлива. Вместе с тем

нельзя не признать, что покупка части долга за счет средств счета

ограничивает повышательное давление роста госзадолженности на уровень

процента и частично решает проблему отсасывания государством средств

частных кредитно-финансовых институтов в ущерб частнопредпринимательскому

сектору.

И, наконец, значительная часть средств Программы, прежде всего счета

доверительных фондов, передается (опять же в кредит) государственным

кредитным институтам. Они используют их для кредитования конкретных

отраслей и секторов экономики - каждый в соответствии со своей сферой

специализации. Таких институтов изначально насчитывалось 11 (недавно в

результате реорганизации и слияния ряда институтов это число сократилось).

ЯПОНСКАЯ ЭКОНОМИКА 90-х ГОДОВ: УРОКИ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР

С 1992 г японское правительство предпринимает активные усилия

направленные на ликвидацию

последствий краха экономики "мыльного пузыря" и сопутствующих ему

кризисных процессов. На сегодняшний день инициировано более восьми

антикризисных программ, общий объем финансирования которых достиг почти 110

трлн. иен.

Стимулирование потребления занимает одно из ключевых мест в пакетах

антикризисных мер правительства. До 1996 г. они были также ориентированы на

поддержку реального сектора экономики, разрешение финансового кризиса,

стабилизацию курса иены, борьбу с безработицей и оздоровление

государственных финансов. Начиная с 1997 г. особое внимание стали уделять

поиску новых подходов на микроуровне, процессам дерегулирования экономики

страны, новым направлениям высокотехнологичного и наукоемкого производства

и передовых НИОКР, локализации азиатского финансового кризиса.

Анализ антикризисных мер японского правительства 1992-1999 гг. показал,

что основными их инструментами являются:

- регулирование ставок подоходного, корпоративного и ряда других налогов:

- общественные работы, государственные инвестиции в социальную

инфраструктуру и крупномасштабные программы нацеленные на будущее:

- кредитование финансовых институтов и гарантирование кредитов для

предприятий реального сектора экономики:

- поддержка малого и среднего бизнеса:

- снижение процентных ставок Банком Японии:

- стимулирование экспорта и роста конкурентоспособности экономики:

- меры и программы дерегулирования экономической системы.

Процесс реализации Антикризисных мер можно разделить на два этапа - с

1942 по 1997 г. и с 1997 г. по настоящее время. На первом этапе

антикризисные пакеты характеризовались стремлением правительства

максимально реализовать потенциал "автономного восстановления экономики",

запустить механизм взаимного стимулирования спроса, производства и

занятости. Акцент ставился на стимулировании спроса и поддержке реального

сектора экономики. Особое внимание уделялось также поддержанию низкого

обменного курса иены.

Для второго этaпa характерна более целостная политика экономической

стабилизации. Антикризисные меры 1997-1999 гг. в большей мере ориентированы

на причины рецессии, a нe на ее проявления. В частности, акцент был смещен

в сторону радикального разрешения кризиса финансовой системы, оказывавшего

негативное влияние на настроения потребителей и частных инвесторов. Стали

активнее реализовываться меры по улучшению управления земельными ресурсами

страны, развитию социальной инфраструктуры, поддержке малого и среднего

бизнеса. Отличительная черта второго этапа - более внимательное отношение

правительства к мнению деловых и академических кругов.

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ 1992-1997 гг.

Одна из самых крупных проблем финансовой системы страны - значительный

объем "плохих долгов" и сокращение объемов кредитования. На протяжении 1992-

1997 гг. правительство предпринимало ряд шагов для разрешения этой

ситуации. В частности, были проведены мероприятия по организации

"корпораций по совместной покупке кредитов", списанию "плохих долгов"

инвестиционных компаний "дзюсэн" (основной объект инвестиций -

недвижимость), выплачены значительные компенсации банкам, снижен уровень

процентной ставки рефинансирования, предоставлены государственные гарантии

по ряду кредитов для малого и среднего бизнеса, принят ряд законов,

касающихся банковского сектора. В общей сложности на решение проблем

финансовой системы Японии в 1995-1997 гг. было выделено до 30 трлн. иен.

В 1996 г. получила развитие инициатива по дерегулированию финансового

сектора страны (реформа "Биг бэнг"). Однако лишь в 1997-1999 гг.

правительство стало уделять особое внимание кардинальному улучшению

состояния финансовой системы. В дополнение к стимулирующим выплатам и

регулированию процентных ставок Банком Японии диапазон антикризисных мер

был значительно расширен в сторону решения концептуальных вопросов работы

финансово-кредитной системы.

Учитывая значимость совокупного потребления как для реального сектора

экономики, так и для кредитно-финансовой системы страны, одними из первых

акций правительства стали крупные компенсационные выплаты частным

инвесторам и потребителям. Реализовывалась программа планомерного снижения

подоходного налога. Для поддержания минимального уровня безработицы были

расширены программы государственных инвестиций и общественных работ.

В своей основе это были фискальные меры (снижение налогов,

государственные программы инвестиций и общественных работ, выплаты и

кредитные гарантии), ориентированные на восстановление спроса с целью

стимулировать производство. Как правило, финансирование осуществлялось

путем внесения соответствующих статей в государственный и региональные

бюджеты. Это ухудшило состояние государственных финансов. В 1996-1997 гг.

были сокращены объемы программ государственных расходов и инвестиций,

приостановлено снижение ряда налогов. В 1997 г. повышена с 3 до 5% ставка

налога с продаж.

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ 1997-1999 гг.

Второй этап антикризисных мер японского правительства ассоциируется с

обострением в 1997 г. финансового кризиса, когда о своем банкротстве

объявил ряд крупных банков и инвестиционных компаний. Вызванное во многом

последствиями повышения налога с продаж снижение фондового индекса Никкэй-

225 также негативно сказалось на состоянии экономики. Необходимо особо

отметить отрицательное влияние азиатского финансового кризиса 1997 г.

привести финансовую систему страны в соответствие с требованиями мировых

стандартов конца XX в. Главными принципами работы новой системы должны

стать понятия "свобода", "справедливость" и "глобальность". Основные

объекты реформы - институты и структура финансово-кредитной системы, рынок

ценных бумаг, страховая сфера и операции с иностранной валютой.

Реформа проводится в следующих направлениях: либерализация международных

финансовых операций; расширение круга финансовых инструментов и институтов;

создание конкурентоспособной и привлекательной сферы финансовых услуг;

повышение эффективности и разнообразия фондовых рынков; обеспечение

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты