Современная финансовая политика Японии

финансирование инвестиций в социальную инфраструктуру, а с другой —

повышение потребительского налога).

В-четвертых, в 1998-1999 гг. в условиях ухудшения состояния

государственных финансов проявилась тенденция придавать большую значимость

свободному предпринимательству, особенно малому и среднему бизнесу, для

дальнейшего развития экономики. Планы "оживления промышленности" и

"создания рабочих мест", реформа финансово-кредитной системы ориентированы

на поддержку новых тенденций внутренней либерализации экономики. Однако

здесь таится опасность: слишком поспешные и непродуманные шаги в этом

направлении могут лишить конкурентных преимуществ компании, которые

составляют основу экономики современной Японии, привести к росту социальной

напряженности из-за сокращения численности персонала реформируемых

компаний.

В-пятых, как показал японский кризис, управление экономикой - дело,

требующее мужества и смелости. Возложенная на правительство

ответственность, подкрепленная патриотизмом и уверенностью в своих силах,

должна реализовываться в продуманных и оригинальных решениях, нацеленных на

благо страны.

В результате к концу 2000 г. "долговой навес" снова вырос. Сумма

сомнительных долгов оценивается в 14 трлн, иен (126 млрд. долл.). Объем

выданных за год кредитов сократился на 4.7%. Он сокращается уже четвертый

год подряд, но только в 2000 г. банки столкнулись с тем, что им стало

труднее находить заемщиков. Глава Агентства финансового надзора предложил

банкам не ограничиваться погашением, но и списывать такие долги, чтобы

положить конец "негативному циклу" и восстановить достаточность капитала

банков.

В конце сентября три ведущих банка (Промышленный банк, "Дайнти-Кангё" и

"Фудзи") начали реализовывать свой план объединения в холдинговую группу

"Мидзухо". По размерам активов это будет одна из крупнейших в мире

финансовых групп. В 2001 г. планируется объединение в холдинг банков:

"Токай", "Асахи" и "Санва", а также банков "Сумитомо" и "Сакура" в единый

банк "Сумитомо Мицуи". Этот процесс - результат глобальной конкуренции в

банковском деле и безусловный плюс для японской экономики. Но, объединяя

активы, банки объединяют свои невысокого качества кредитные портфели.

Дело в том, что никто в Японии не следит за реальным расходованием

бюджетных денег на "общественные работы", так как ассигнования открываются

по дополнительным бюджетам. пе-~ реносятся из года в год, и на местном

уровне ситуация чудовищно запущена. Между тем значительная часть средств

ассигнуется на совершенно необходимые объекты: строительство и ремонт,

дорог, морских и портов и аэродромов, подготовку участков под жилую

застройку, канализацию в водопровод, орошение сельскохозяйственных земель.

Этими работами занимается около полумиллиона мелких подрядчиков; за

последние 10 лет в отрасли создано около 1 млн. новых pa6очих мест. Их

можно сохранить только при условии непрерывного притока подрядов.

Но самым важным ограничителем "общественных работ" стало состояние

бюджетной системы. К концу 2000 фин. г. (к апрелю 2001 г.) совокупный

внутренний долг центрального правительства и местных администраций достиг

130% ВВП. Это наихудшая в развитом мире фискальная ситуация. Абсолютная

цифра накопленного долга составила 689 трлн. иен (5.6 трлн. долл.).

Отрицательные эффекты долгового кризиса, испытываемого правительством,

будут серьезны. Только на обслуживание государственного долга в 2000 фин.

г. было затрачено 25.8% расходной части бюджета. Кроме того, всегда

существует опасность, что держатели облигаций японского правительства,

видя, что национальный долг растет, уходя в бесконечность, начнут

предъявлять эти бумаги к продаже. Тогда ставки по государственным

облигациям начнут расти и давить на ставки по долгосрочным кредитам, а это

был бы удар по частному сектору.

Считается, что государственные ценные бумаги такой страны, как Япония,

должны иметь самый высокий рейтинг: эта страна - крупнейший кредитор в

мире, она обладает колоссальными валютными резервами, а накопленные

финансовые активы ее населения достигли 1.3 квадриллиона иен. Но агентство

"Муди'з инвесторе сервис" 11 сентября понизило рейтинг облигаций

правительства Японии и гарантированных им ценных бумаг с Aal до Аа2. Однако

кабинет Мори и его министерство финансов продолжали опираться на долговое

финансирование общественных работ, загоняя страну в тупик. Между тем

ресурсы для такой политики на исходе.

Источником текущего финансирования государственного строительства, а

также государственных и смешанных предприятий и учреждений является система

государственных почтово-cбeрегательных касс. Она держит 13% облигаций

государственного долга. Сумма сберегательных и страховых депозитов в ее 24

тыс. отделений в марте 2001 г. составляла 258 трлн. иен. Это примерно 20%

всей суммы финансовых активов населения. Ставки по ним такие же низкие, как

в банках (0.1-0.2% годовых).

В 2000-2001 гг. истекает срок почтовых депозитов на сумму в 106 трлн.

иен. Эти вклады были сделаны 10 лет назад, еще при высоких процентных

ставках. Министерство почты и телекоммуникаций опасалось, что колоссальные

суммы могут уйти из-под государственного контроля. Оно рассчитывало, что

удастся сохранить примерно 57 трлн. иен. Банки и брокерские компании

включились в борьбу за деньги населения.

Но рядовые японцы повели себя на редкость осторожно. К октябрю 2000 г.

70% депозитов, срок которых закончился, были снова депонированы на счетах

почтово-сберегательных касс. Остальные средства были инвестированы в

облигации (корпоративные и государственные) и акции инвестиционных фондов с

низкой степенью риска. Но часть денег была просто положена "в чулки". Такой

вывод сделал Банк Японии, исходя из соотношения депозитов и наличных денег

в обращении, и это явление, редкое в развитых странах. не могло не

встревожить денежные власти.

Итоги

Роль Программы государственных займов и инвестиций в обеспечении

динамичного развития японской экономики трудно переоценить. Подводя итог,

попытаемся определить се сильные стороны, заслуживающие самого серьезного

внимания не только в теоретическом, но и, возможно, в практическом плане.

1. Фактически без использования налоговых поступлений государство

мобилизует разнообразные финансовые источники и в первую очередь почтовые

сбережения граждан, концентрирует в своих руках громадные инвестиционные

ресурсы.

2. Тем самым в значительной мере решаются проблемы нехватки

инвестиционных средств, вызванные недостатком ресурсов у частных кредитных

институтов или же их опасениями в связи с высокими рисками. Программа, с

одной стороны, кредитует те отрасли и секторы экономики, которые для

частных банков кредитовать затруднительно; с другой - те отрасли и

предприятия, которые частные банки кредитовать "могут, но не решаются". В

последнем случае государство как бы прокладывает дорогу частным кредитам.

3. Программа государственных займов и инвестиций - мощнейшее орудие

отраслевой (промышленной) политики, позволяющее государству целенаправленно

стимулировать важные отрасли.

4. Государственные займы и инвестиции отличаются стабильностью. Они, в

частности, стимулируют деловую активность в период спадов и выступают в

роли стабилизатора, если по той или иной причине в частном кредитовании

начинаются перебои.

5. Программа построена так, что учитываются критерии окупаемости, и

основная часть средств предоставляется на возвратной основе. Это

способствует рациональному использованию финансовых ресурсов.

С 2001 фин. г. должны начаться далеко идущие реформы Программы. Прежде

всего средства почтово-сберегатсльной сети и пенсионного фонда не будут,

как сейчас, в основной своей части в обязательном порядке переводиться на

счет доверительных фондов, а оттуда - государственным кредитным институтам

и предприятиям. Способы управления почтовыми сбережениями, средствами

пенсионного и страховых фондов будут свободно определяться теми, кто

управляет. Государственные кредитные институты (а также входящие в

Программу госпредприятия) будут сами мобилизовывать средства на рынке

капиталов, выпуская собственные долговые обязательства (так называемые

облигации Программы займов и инвестиций). Тем самым, как ожидается, будет

сделан шаг к повышению эффективности их работы через рыночные механизмы.

Вместе с тем, учитывая особый характер кредитов и инвестиций,

осуществляемых в рамках Программы, государство будет выступать гарантом по

этим облигациям.

Говоря о слабых сторонах японской системы государственного кредитования,

нельзя не учитывать, что они в полной мерс стали проявляться только сейчас,

почти полвека спустя после того, как система начала действовать. По крайней

мере в течение нескольких десятилетий она честно работала на экономический

рост и сыграла ключевую роль в решении проблем, очень похожих на те, с

которыми сейчас сталкивается украинская экономика.

Литература

1. Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения», 2001, №6, с.87-

96

2. Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения», 2001, №8, с.115-

117

3. Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения», 2000, №4, с.84-

93

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты