финансирование инвестиций в социальную инфраструктуру, а с другой —
повышение потребительского налога).
В-четвертых, в 1998-1999 гг. в условиях ухудшения состояния
государственных финансов проявилась тенденция придавать большую значимость
свободному предпринимательству, особенно малому и среднему бизнесу, для
дальнейшего развития экономики. Планы "оживления промышленности" и
"создания рабочих мест", реформа финансово-кредитной системы ориентированы
на поддержку новых тенденций внутренней либерализации экономики. Однако
здесь таится опасность: слишком поспешные и непродуманные шаги в этом
направлении могут лишить конкурентных преимуществ компании, которые
составляют основу экономики современной Японии, привести к росту социальной
напряженности из-за сокращения численности персонала реформируемых
компаний.
В-пятых, как показал японский кризис, управление экономикой - дело,
требующее мужества и смелости. Возложенная на правительство
ответственность, подкрепленная патриотизмом и уверенностью в своих силах,
должна реализовываться в продуманных и оригинальных решениях, нацеленных на
благо страны.
В результате к концу 2000 г. "долговой навес" снова вырос. Сумма
сомнительных долгов оценивается в 14 трлн, иен (126 млрд. долл.). Объем
выданных за год кредитов сократился на 4.7%. Он сокращается уже четвертый
год подряд, но только в 2000 г. банки столкнулись с тем, что им стало
труднее находить заемщиков. Глава Агентства финансового надзора предложил
банкам не ограничиваться погашением, но и списывать такие долги, чтобы
положить конец "негативному циклу" и восстановить достаточность капитала
банков.
В конце сентября три ведущих банка (Промышленный банк, "Дайнти-Кангё" и
"Фудзи") начали реализовывать свой план объединения в холдинговую группу
"Мидзухо". По размерам активов это будет одна из крупнейших в мире
финансовых групп. В 2001 г. планируется объединение в холдинг банков:
"Токай", "Асахи" и "Санва", а также банков "Сумитомо" и "Сакура" в единый
банк "Сумитомо Мицуи". Этот процесс - результат глобальной конкуренции в
банковском деле и безусловный плюс для японской экономики. Но, объединяя
активы, банки объединяют свои невысокого качества кредитные портфели.
Дело в том, что никто в Японии не следит за реальным расходованием
бюджетных денег на "общественные работы", так как ассигнования открываются
по дополнительным бюджетам. пе-~ реносятся из года в год, и на местном
уровне ситуация чудовищно запущена. Между тем значительная часть средств
ассигнуется на совершенно необходимые объекты: строительство и ремонт,
дорог, морских и портов и аэродромов, подготовку участков под жилую
застройку, канализацию в водопровод, орошение сельскохозяйственных земель.
Этими работами занимается около полумиллиона мелких подрядчиков; за
последние 10 лет в отрасли создано около 1 млн. новых pa6очих мест. Их
можно сохранить только при условии непрерывного притока подрядов.
Но самым важным ограничителем "общественных работ" стало состояние
бюджетной системы. К концу 2000 фин. г. (к апрелю 2001 г.) совокупный
внутренний долг центрального правительства и местных администраций достиг
130% ВВП. Это наихудшая в развитом мире фискальная ситуация. Абсолютная
цифра накопленного долга составила 689 трлн. иен (5.6 трлн. долл.).
Отрицательные эффекты долгового кризиса, испытываемого правительством,
будут серьезны. Только на обслуживание государственного долга в 2000 фин.
г. было затрачено 25.8% расходной части бюджета. Кроме того, всегда
существует опасность, что держатели облигаций японского правительства,
видя, что национальный долг растет, уходя в бесконечность, начнут
предъявлять эти бумаги к продаже. Тогда ставки по государственным
облигациям начнут расти и давить на ставки по долгосрочным кредитам, а это
был бы удар по частному сектору.
Считается, что государственные ценные бумаги такой страны, как Япония,
должны иметь самый высокий рейтинг: эта страна - крупнейший кредитор в
мире, она обладает колоссальными валютными резервами, а накопленные
финансовые активы ее населения достигли 1.3 квадриллиона иен. Но агентство
"Муди'з инвесторе сервис" 11 сентября понизило рейтинг облигаций
правительства Японии и гарантированных им ценных бумаг с Aal до Аа2. Однако
кабинет Мори и его министерство финансов продолжали опираться на долговое
финансирование общественных работ, загоняя страну в тупик. Между тем
ресурсы для такой политики на исходе.
Источником текущего финансирования государственного строительства, а
также государственных и смешанных предприятий и учреждений является система
государственных почтово-cбeрегательных касс. Она держит 13% облигаций
государственного долга. Сумма сберегательных и страховых депозитов в ее 24
тыс. отделений в марте 2001 г. составляла 258 трлн. иен. Это примерно 20%
всей суммы финансовых активов населения. Ставки по ним такие же низкие, как
в банках (0.1-0.2% годовых).
В 2000-2001 гг. истекает срок почтовых депозитов на сумму в 106 трлн.
иен. Эти вклады были сделаны 10 лет назад, еще при высоких процентных
ставках. Министерство почты и телекоммуникаций опасалось, что колоссальные
суммы могут уйти из-под государственного контроля. Оно рассчитывало, что
удастся сохранить примерно 57 трлн. иен. Банки и брокерские компании
включились в борьбу за деньги населения.
Но рядовые японцы повели себя на редкость осторожно. К октябрю 2000 г.
70% депозитов, срок которых закончился, были снова депонированы на счетах
почтово-сберегательных касс. Остальные средства были инвестированы в
облигации (корпоративные и государственные) и акции инвестиционных фондов с
низкой степенью риска. Но часть денег была просто положена "в чулки". Такой
вывод сделал Банк Японии, исходя из соотношения депозитов и наличных денег
в обращении, и это явление, редкое в развитых странах. не могло не
встревожить денежные власти.
Итоги
Роль Программы государственных займов и инвестиций в обеспечении
динамичного развития японской экономики трудно переоценить. Подводя итог,
попытаемся определить се сильные стороны, заслуживающие самого серьезного
внимания не только в теоретическом, но и, возможно, в практическом плане.
1. Фактически без использования налоговых поступлений государство
мобилизует разнообразные финансовые источники и в первую очередь почтовые
сбережения граждан, концентрирует в своих руках громадные инвестиционные
ресурсы.
2. Тем самым в значительной мере решаются проблемы нехватки
инвестиционных средств, вызванные недостатком ресурсов у частных кредитных
институтов или же их опасениями в связи с высокими рисками. Программа, с
одной стороны, кредитует те отрасли и секторы экономики, которые для
частных банков кредитовать затруднительно; с другой - те отрасли и
предприятия, которые частные банки кредитовать "могут, но не решаются". В
последнем случае государство как бы прокладывает дорогу частным кредитам.
3. Программа государственных займов и инвестиций - мощнейшее орудие
отраслевой (промышленной) политики, позволяющее государству целенаправленно
стимулировать важные отрасли.
4. Государственные займы и инвестиции отличаются стабильностью. Они, в
частности, стимулируют деловую активность в период спадов и выступают в
роли стабилизатора, если по той или иной причине в частном кредитовании
начинаются перебои.
5. Программа построена так, что учитываются критерии окупаемости, и
основная часть средств предоставляется на возвратной основе. Это
способствует рациональному использованию финансовых ресурсов.
С 2001 фин. г. должны начаться далеко идущие реформы Программы. Прежде
всего средства почтово-сберегатсльной сети и пенсионного фонда не будут,
как сейчас, в основной своей части в обязательном порядке переводиться на
счет доверительных фондов, а оттуда - государственным кредитным институтам
и предприятиям. Способы управления почтовыми сбережениями, средствами
пенсионного и страховых фондов будут свободно определяться теми, кто
управляет. Государственные кредитные институты (а также входящие в
Программу госпредприятия) будут сами мобилизовывать средства на рынке
капиталов, выпуская собственные долговые обязательства (так называемые
облигации Программы займов и инвестиций). Тем самым, как ожидается, будет
сделан шаг к повышению эффективности их работы через рыночные механизмы.
Вместе с тем, учитывая особый характер кредитов и инвестиций,
осуществляемых в рамках Программы, государство будет выступать гарантом по
этим облигациям.
Говоря о слабых сторонах японской системы государственного кредитования,
нельзя не учитывать, что они в полной мерс стали проявляться только сейчас,
почти полвека спустя после того, как система начала действовать. По крайней
мере в течение нескольких десятилетий она честно работала на экономический
рост и сыграла ключевую роль в решении проблем, очень похожих на те, с
которыми сейчас сталкивается украинская экономика.
Литература
1. Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения», 2001, №6, с.87-
96
2. Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения», 2001, №8, с.115-
117
3. Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения», 2000, №4, с.84-
93