Создание и управление компанией за рубежом

процедурами, обязательными для всех местных предпринимателей, как

национальных, так и иностранных. По большинству аспектов хозяйственной

деятельности национальное законодательство не делает различий между

национальными и иностранными компаниями, применяя к ним положения своего

гражданского и торгового права, в частности акционерного законодательства.

Поэтому в большинстве развитых стран вообще нет специальных законов или

кодексов для иностранных инвестиций, а существуют лишь некоторые

административные постановления для них, а также относящиеся к ним параграфы

отдельных законов.

Национальный режим дает много преимуществ иностранному инвестору;

зарубежные предприниматели могут основывать свои компании и хозяйствовать

на тех же условиях, что и национальные производители товаров и услуг,

вступая с ними в полнокровную конкуренцию; они могут избирать любую

принятую в данной стране организационно-правовую форму ведения

хозяйственной деятельности; пользуются большинством местных льгот; получают

доступ к местным финансовым, трудовым, научно-техническим, реже — к

природным ресурсам и т. д.

Во многих развитых странах мира вообще нет специальных государственных

органов, регулирующих деятельность компаний с иностранным капиталом. Так,

Комитет по иностранным инвестициям в США (межминистерская совещательная

организация) имеет в принципе право рассматривать те крупные иностранные

капиталовложения, которые могут иметь заметные

последствия для национальных интересов США и запрещать такие

капиталовложения (на основе поправки Эк-сон-Флорио). Но до настоящего

времени случаев запрещений не отмечено. Остальные федеральные органы

занимаются лишь статистическим анализом иностранных инвестиций. Нет в США и

валютных ограничений. Поэтому вся регистрация и последующая деятельность

компаний с иностранным капиталом регулируются законами и органами; общими

для всех компаний, как национального, так и иностранного происхождения,

____________________________________________________________________________

_____________________________

2 Цит. по: Guidelines on the Treatment of Foreign Direct Investment

United Nations Library on Transnational Corporations. Vol. 20. — N.Y.:

Routledge, 1994. P. 519.

занимающихся предпринимательской деятельностью в США.

Однако в некоторых развитых странах с рыночной экономикой есть

специальные законы и органы, регулирующие деятельность иностранных

инвесторов. Так, в Португалии действует Кодекс иностранных инвестиций и

специальная государственная организация —- Португальский институт торговли,

туризма и инвестиций. Правда, и эта организация занимается не столько

регулированием иностранных инвестиций, сколько содействием им.

Ощутимо регулируют ввоз и деятельность иностранного

предпринимательского капитала преимущественно те развитые страны, где есть

опасения, что иностранный капитал может установить или расширить свой

контроль над некоторыми секторами национальной экономики) завладеть

заметной частью недвижимости, а также ухудшить состояние платежного баланса

через вывоз прибылей и ввоз кредитов. Это Скандинавские государства и

Финляндия, средиземноморские страны, бывшие британские доминионы (Канада,

Австралия, Новая Зеландия, ЮАР).

Еще сильнее регулируется приток и функционирование иностранных

инвестиций в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Здесь

на вышеупомянутые опасения налагаются еще и давние традиции сильного

государственного регулирования хозяйственной жизни.

В целом же отклонения от принципа национального режима имеют в мире

тенденцию к уменьшению, государственное регулирование притока и

деятельности иностранных прямых инвестиций смягчается. От настороженного

отношения к иностранным ТНК большинство стран переходят к оценке их

деятельности как в целом полезной для национального экономического

развития.

Глава 2. Особенности вывоза российских прямых инвестиций

В отличие от развитых стран с рыночной экономикой и некоторых

развивающихся стран, например стран Персидского залива, государства с

переходной экономикой испытывают не избыток капиталов, а их нехватку. Тем

не менее их предприниматели, как частные, так и государственные, также

создают свои компании за рубежом.

1. Масштабы, география и отраслевая направленность инвестиций

В нашей стране долгие годы отсутствовала полноценная статистика об

отечественных прямых инвестициях за рубежом. В последнее десятилетие учет в

этой сфере еще больше ослаб. Государственный реестр зарубежных предприятий,

создаваемых с российским участием (ранее его вело Министерство финансов,

потом Российское агентство международного сотрудничества и развития, а

после его расформирования, с 1994 г., — Государственная регистрационная

палата при Министерстве экономики), весьма неполон и не может служить базой

даже для оценки, не говоря уже об анализе.

Слабость статистической базы объясняется прежде всего следующими

причинами.

Во-первых, очень скудна законодательная база всей сферы зарубежного

инвестирования (см. подробнее п. 1 гл. 6), не говоря уже о законодательной

базе сбора и анализа такой информации. Например, в отличие от Бюро

экономического анализа Министерства торговли США; которое в своей

деятельности опирается на достаточно подробный закон “Обзоры международных

инвестиций” 1976 г., Государственная регистрационная палата при

Министерстве экономики РФ опирается только на Постановление Правительства

РФ № 655 от 6 июня 1994 г. В самом Постановлении лишь констатируется, что

на палату возлагаются, среди прочего, регистрация российских инвестиций за

рубежом и обеспечение ведения их сводного государственного реестра.

Во-вторых, сам этот реестр охватывает очень ограниченное число позиций

регистрирующихся за рубежом компаний и не отражает последующих изменений,

произошедших с этими компаниями.

Третья и главная причина слабости реестра состоит в том, что огромное

число создаваемых за рубежом компаний с российским капиталом стремится

избежать регистрации в самой России и, соответственно, избегает внесения в

реестр. Санкций против них до сих пор не применялось.

Поэтому возможна лишь очень примерная оценка масштабов, географии и

отраслевой направленности российских прямых инвестиций за рубежом.

По данным платежного баланса России, официальный вывоз прямых

инвестиций из нашей страны в 1992— 1994 гг. ежегодно уменьшался — с 1454

млн. долл. в 1992 г. до 807 млн. в 1994 г. В реальности же обе эти величины

были намного больше, поскольку значительная часть вывозимого капитала не

регистрировалась. Эти и подобные случаи составители платежного баланса

закладывали в такие его статьи, как “Поправка на неэквивалентный бартер”,

“Не поступление экспортной выручки”, “Ошибки и пропуски”, общая величина

которых доходила в эти годы до нескольких миллиардов долларов в год. Часть

этой суммы до 50% по статье “Ошибки и пропуски”, по данным ВНИКИ МВЭС)1

падала на

____________________________________________________________________________

_____________________________

1Экономика и жизнь. ИЖЧ. № 29. С. 21

незарегистрированное осуществление инвестиций, в том числе прямых. Поэтому

мы можем оценить ежегодный вывоз прямых инвестиций из России как величину в

несколько миллиардов долларов.

Что касается величины уже накопленных за рубежом российских прямых

инвестиций, то с учетом давно существовавших за рубежом фирм с участием

советского капитала они могут быть оценены очень приблизительно в 15—20

млрд. долл. Схожую величину накопленных прямых инвестиций имеют Австрия,

Финляндия, Китай, Тайвань,

В мире ежегодно 80% прямых инвестиций размещается на Западе, т. е. в

развитых странах с рыночной экономикой. Не составляют исключения и

российские прямые инвестиции. Косвенным подтверждением этого является и

география нашего экспорта товаров (обычно она примерно совпадает с

экспортом прямых инвестиций): в 1992-—1995 гг. на эти страны приходилось

более половины всей российской внешней торговли (включая бывшие советские

республики). Даже наиболее предпочитаемые российскими инвесторами

зарубежные налоговые гавани и офшорные центры тоже находятся на Западе или,

по крайней мере, рядом с развитыми странами Запада (Кипр, Багамские о-ва и

др.).

Говоря об отраслевой структуре российских прямых инвестиций, отметим,

что еще в конце 80-х гг. из общего числа действовавших за рубежом компаний

с советским капиталом лишь 15% занимались деятельностью преимущественно в

сфере материального производства (в основном это была добыча и переработка

рыбы). Остальные 85% компаний действовали в сфере услуг: занимались

коммерческой деятельностью, агентскими, транспортно-экспедиторскими,

финансовыми и другими услугами.

Вывоз портфельных инвестиций из развитых стран увеличивается как в силу

роста богатства этих стран, так и из-за желания их инвесторов

диверсифицировать свои вложения. Для развивающихся стран с динамичной

экономикой вывоз портфельных инвестиций также нередкое явление, особенно

если покупаются ценные бумаги тех зарубежных компаний, с которыми инвесторы

этих стран имеют деловые связи. В основном по этой причине растет вывоз

портфельных инвестиций из КНР, Кореи, Сингапура, Турции. Особый случай

представляют те развивающиеся страны, где остро стоит проблема избыточного

капитала, — Саудовская Аравия, Кувейт и др.

Однако для России действует скорее другая причина — покупка иностранных

ценных бумаг является удобным каналом бегства капитала. Эта причина

преобладает и в других странах — лидерах 80—90-х гг. по бегству капитала- в

Мексике, Аргентине, Венесуэле. Учитывая отсутствие в России регистрации

покупаемых российскими инвесторами иностранных ценных бумаг, можно сказать,

что данные платежного баланса о вывозе портфельных инвестиций следует

рассматривать как минимальные. К тому же в иностранные ценные бумаги была

со временем обращена часть ранее вывезенного в других формах советского и

российского капитала. Можно предположить, что в руках российских инвесторов

находится иностранных ценных бумаг на сумму в несколько десятков миллиардов

долларов и что за редким исключением это ценные бумаги западного

происхождения.

Главной же формой экспорта капитала из России является вывоз в ссудной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты