процедурами, обязательными для всех местных предпринимателей, как
национальных, так и иностранных. По большинству аспектов хозяйственной
деятельности национальное законодательство не делает различий между
национальными и иностранными компаниями, применяя к ним положения своего
гражданского и торгового права, в частности акционерного законодательства.
Поэтому в большинстве развитых стран вообще нет специальных законов или
кодексов для иностранных инвестиций, а существуют лишь некоторые
административные постановления для них, а также относящиеся к ним параграфы
отдельных законов.
Национальный режим дает много преимуществ иностранному инвестору;
зарубежные предприниматели могут основывать свои компании и хозяйствовать
на тех же условиях, что и национальные производители товаров и услуг,
вступая с ними в полнокровную конкуренцию; они могут избирать любую
принятую в данной стране организационно-правовую форму ведения
хозяйственной деятельности; пользуются большинством местных льгот; получают
доступ к местным финансовым, трудовым, научно-техническим, реже — к
природным ресурсам и т. д.
Во многих развитых странах мира вообще нет специальных государственных
органов, регулирующих деятельность компаний с иностранным капиталом. Так,
Комитет по иностранным инвестициям в США (межминистерская совещательная
организация) имеет в принципе право рассматривать те крупные иностранные
капиталовложения, которые могут иметь заметные
последствия для национальных интересов США и запрещать такие
капиталовложения (на основе поправки Эк-сон-Флорио). Но до настоящего
времени случаев запрещений не отмечено. Остальные федеральные органы
занимаются лишь статистическим анализом иностранных инвестиций. Нет в США и
валютных ограничений. Поэтому вся регистрация и последующая деятельность
компаний с иностранным капиталом регулируются законами и органами; общими
для всех компаний, как национального, так и иностранного происхождения,
____________________________________________________________________________
_____________________________
2 Цит. по: Guidelines on the Treatment of Foreign Direct Investment
United Nations Library on Transnational Corporations. Vol. 20. — N.Y.:
Routledge, 1994. P. 519.
занимающихся предпринимательской деятельностью в США.
Однако в некоторых развитых странах с рыночной экономикой есть
специальные законы и органы, регулирующие деятельность иностранных
инвесторов. Так, в Португалии действует Кодекс иностранных инвестиций и
специальная государственная организация —- Португальский институт торговли,
туризма и инвестиций. Правда, и эта организация занимается не столько
регулированием иностранных инвестиций, сколько содействием им.
Ощутимо регулируют ввоз и деятельность иностранного
предпринимательского капитала преимущественно те развитые страны, где есть
опасения, что иностранный капитал может установить или расширить свой
контроль над некоторыми секторами национальной экономики) завладеть
заметной частью недвижимости, а также ухудшить состояние платежного баланса
через вывоз прибылей и ввоз кредитов. Это Скандинавские государства и
Финляндия, средиземноморские страны, бывшие британские доминионы (Канада,
Австралия, Новая Зеландия, ЮАР).
Еще сильнее регулируется приток и функционирование иностранных
инвестиций в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Здесь
на вышеупомянутые опасения налагаются еще и давние традиции сильного
государственного регулирования хозяйственной жизни.
В целом же отклонения от принципа национального режима имеют в мире
тенденцию к уменьшению, государственное регулирование притока и
деятельности иностранных прямых инвестиций смягчается. От настороженного
отношения к иностранным ТНК большинство стран переходят к оценке их
деятельности как в целом полезной для национального экономического
развития.
Глава 2. Особенности вывоза российских прямых инвестиций
В отличие от развитых стран с рыночной экономикой и некоторых
развивающихся стран, например стран Персидского залива, государства с
переходной экономикой испытывают не избыток капиталов, а их нехватку. Тем
не менее их предприниматели, как частные, так и государственные, также
создают свои компании за рубежом.
1. Масштабы, география и отраслевая направленность инвестиций
В нашей стране долгие годы отсутствовала полноценная статистика об
отечественных прямых инвестициях за рубежом. В последнее десятилетие учет в
этой сфере еще больше ослаб. Государственный реестр зарубежных предприятий,
создаваемых с российским участием (ранее его вело Министерство финансов,
потом Российское агентство международного сотрудничества и развития, а
после его расформирования, с 1994 г., — Государственная регистрационная
палата при Министерстве экономики), весьма неполон и не может служить базой
даже для оценки, не говоря уже об анализе.
Слабость статистической базы объясняется прежде всего следующими
причинами.
Во-первых, очень скудна законодательная база всей сферы зарубежного
инвестирования (см. подробнее п. 1 гл. 6), не говоря уже о законодательной
базе сбора и анализа такой информации. Например, в отличие от Бюро
экономического анализа Министерства торговли США; которое в своей
деятельности опирается на достаточно подробный закон “Обзоры международных
инвестиций” 1976 г., Государственная регистрационная палата при
Министерстве экономики РФ опирается только на Постановление Правительства
РФ № 655 от 6 июня 1994 г. В самом Постановлении лишь констатируется, что
на палату возлагаются, среди прочего, регистрация российских инвестиций за
рубежом и обеспечение ведения их сводного государственного реестра.
Во-вторых, сам этот реестр охватывает очень ограниченное число позиций
регистрирующихся за рубежом компаний и не отражает последующих изменений,
произошедших с этими компаниями.
Третья и главная причина слабости реестра состоит в том, что огромное
число создаваемых за рубежом компаний с российским капиталом стремится
избежать регистрации в самой России и, соответственно, избегает внесения в
реестр. Санкций против них до сих пор не применялось.
Поэтому возможна лишь очень примерная оценка масштабов, географии и
отраслевой направленности российских прямых инвестиций за рубежом.
По данным платежного баланса России, официальный вывоз прямых
инвестиций из нашей страны в 1992— 1994 гг. ежегодно уменьшался — с 1454
млн. долл. в 1992 г. до 807 млн. в 1994 г. В реальности же обе эти величины
были намного больше, поскольку значительная часть вывозимого капитала не
регистрировалась. Эти и подобные случаи составители платежного баланса
закладывали в такие его статьи, как “Поправка на неэквивалентный бартер”,
“Не поступление экспортной выручки”, “Ошибки и пропуски”, общая величина
которых доходила в эти годы до нескольких миллиардов долларов в год. Часть
этой суммы до 50% по статье “Ошибки и пропуски”, по данным ВНИКИ МВЭС)1
падала на
____________________________________________________________________________
_____________________________
1Экономика и жизнь. ИЖЧ. № 29. С. 21
незарегистрированное осуществление инвестиций, в том числе прямых. Поэтому
мы можем оценить ежегодный вывоз прямых инвестиций из России как величину в
несколько миллиардов долларов.
Что касается величины уже накопленных за рубежом российских прямых
инвестиций, то с учетом давно существовавших за рубежом фирм с участием
советского капитала они могут быть оценены очень приблизительно в 15—20
млрд. долл. Схожую величину накопленных прямых инвестиций имеют Австрия,
Финляндия, Китай, Тайвань,
В мире ежегодно 80% прямых инвестиций размещается на Западе, т. е. в
развитых странах с рыночной экономикой. Не составляют исключения и
российские прямые инвестиции. Косвенным подтверждением этого является и
география нашего экспорта товаров (обычно она примерно совпадает с
экспортом прямых инвестиций): в 1992-—1995 гг. на эти страны приходилось
более половины всей российской внешней торговли (включая бывшие советские
республики). Даже наиболее предпочитаемые российскими инвесторами
зарубежные налоговые гавани и офшорные центры тоже находятся на Западе или,
по крайней мере, рядом с развитыми странами Запада (Кипр, Багамские о-ва и
др.).
Говоря об отраслевой структуре российских прямых инвестиций, отметим,
что еще в конце 80-х гг. из общего числа действовавших за рубежом компаний
с советским капиталом лишь 15% занимались деятельностью преимущественно в
сфере материального производства (в основном это была добыча и переработка
рыбы). Остальные 85% компаний действовали в сфере услуг: занимались
коммерческой деятельностью, агентскими, транспортно-экспедиторскими,
финансовыми и другими услугами.
Вывоз портфельных инвестиций из развитых стран увеличивается как в силу
роста богатства этих стран, так и из-за желания их инвесторов
диверсифицировать свои вложения. Для развивающихся стран с динамичной
экономикой вывоз портфельных инвестиций также нередкое явление, особенно
если покупаются ценные бумаги тех зарубежных компаний, с которыми инвесторы
этих стран имеют деловые связи. В основном по этой причине растет вывоз
портфельных инвестиций из КНР, Кореи, Сингапура, Турции. Особый случай
представляют те развивающиеся страны, где остро стоит проблема избыточного
капитала, — Саудовская Аравия, Кувейт и др.
Однако для России действует скорее другая причина — покупка иностранных
ценных бумаг является удобным каналом бегства капитала. Эта причина
преобладает и в других странах — лидерах 80—90-х гг. по бегству капитала- в
Мексике, Аргентине, Венесуэле. Учитывая отсутствие в России регистрации
покупаемых российскими инвесторами иностранных ценных бумаг, можно сказать,
что данные платежного баланса о вывозе портфельных инвестиций следует
рассматривать как минимальные. К тому же в иностранные ценные бумаги была
со временем обращена часть ранее вывезенного в других формах советского и
российского капитала. Можно предположить, что в руках российских инвесторов
находится иностранных ценных бумаг на сумму в несколько десятков миллиардов
долларов и что за редким исключением это ценные бумаги западного
происхождения.
Главной же формой экспорта капитала из России является вывоз в ссудной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8