Способы финансирования дефицита бюджета

следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично

развивающейся экономики. Мировой опыт убедительно показывает, что на

отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для

каждой страны, вполне допустимы бюджетные дефициты.

3. Величина бюджетного дефицита, о чем свидетельствует мировой опыт, не

должна превышать предельно допустимого размера, определяемого в 2-3% от

выпуска валового продукта. Наличие дефицита, превышающего предельно

допустимые размеры, требует осуществления таких мер, которые привели бы

к его сокращению.

4. Для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные

формы государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего).

Работа печатного станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной

потребностями товарооборота, должна расцениваться как мера, грубо

нарушающая законы денежного обращения, а потому недопустимая. Дефицит

может покрываться только на заемной основе путем размещения на

финансовом рынке бумаг.

5. Для преодоления бюджетного дефицита необходимо ''лечение'' самой

экономики, ибо без обеспечения динамизма в ее развитии и реально

ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости

страны, какие бы прогрессивные меры не применялись при этом.

Неоправданными являются меры, в основе которых лежит идея в

короткий срок во что бы не стало добиться равновесия между доходами и

расходами бюджета, ликвидировать бюджетный дефицит. Подобное

стремление, не подкрепленное реальными шагами в направлении

стабилизации самой экономики, лишь осложнит и без того трудную

финансовую ситуацию в стране, создаст ненужные преграды на пути

достойного выхода из кризиса.

В программу конкретных мер по сокращению бюджетного дефицита

следует включать и последовательно проводить в жизнь такие меры,

которые, с одной стороны, стимулировали бы притоки денежных средств в

бюджетный фонд страны, а с другой способствовали бы сокращению

расходов. Сюда относятся:

1. Изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли

народного хозяйства с целью значительного увеличения финансовой отдачи

от каждого бюджетного рубля.

2. Стремление к уменьшению некоторых статей расхода на содержание

административно–управленческого аппарата (министерств, ведомств,

Администрации Президента Российской Федерации).

3. Упорядочение налоговой системы, уменьшение количества налогов и

увеличение собираемости налогов, сборов, таможенных пошлин и т. п. Все

это, а также уменьшение ставки налогов, создаст благоприятные условия

для обеспечения капиталовложений и, следовательно, оживления

производства.

4. Необходимо вести решительную борьбу с инфляцией, добиться

стабилизации денежного обращения в стране. Необходим контроль за ценами

и заработной платой путем установления пределов их роста.

5. Укрепление финансовой дисциплины, упорядочение расчетов между

предприятиями, увеличение рентабельности работы предприятий

промышленности и сельского хозяйства.

6. Устранению кризисных явлений также будет способствовать выплата

внешних долгов. Одна из важнейших задач – добиться прекращения оседания

в зарубежных банках части выручки от экспорта.

7. Нужно добиться уменьшения спада промышленного и

сельскохозяйственного производства, его стабилизации. Необходима

разработка плана восстановления народного хозяйства.

8. Необходимо увеличить долю бюджетных заимствований в небанковском

секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций

и других инвесторов; расширить круг государственных ценных бумаг для

населения. Для поддержания сбалансированности внутреннего

финансирования рынка должна быть обеспечена необходимая координация

выпуска федеральных, региональных, муниципальных займов.

9. С целью стимулирования иностранных инвесторов, продолжать

совершенствование системы финансовых, валютных и таможенных льгот. Это

создаст более благоприятный режим для привлечения иностранного капитала

в нашу экономику.

Структура финансирования дефицита федерального бюджета

(по определению МВФ) % к итогу.

| Источники |1994 г. | 1995 г. |1996 г. | 1997 |

|финансирования | | | |г. |

|Внешнее финансирование |0,3 | -3,6 | 7,3 | 27,2 |

| | | | | |

|- связанные кредиты |7,4 |9,7 |5,0 |7,8 |

|-несвязанные кредиты |0,9 |3,1 |7,4 |10,2 |

|- еврооблигации |0,0 |0,0 |3,1 |15,1 |

|- платежи по основному | | | | |

|долгу |-8,1 |16,4 |-8,2 |-5,9 |

| | | | | |

|Внутреннее финансирование|99,7 |103,6 |92,7 |72,8 |

| | | | | |

| | | | | |

|- Центральный банк |92,4 |27,7 |27,0 |17,5 |

|- прямые кредиты |80,3 |0,0 |0,0 |0,0 |

|- покупка ценных бумаг |12,1 |27,7 |27,0 |17,5 |

|- ГКО-ОФЗ |11,0 |53,0 |60,1 |52,6 |

|- прочие источники |-3,7 |23,0 |5,6 |2,7 |

3.2. Государственный долг.

Государственный долг – общая сумма всех положительных сальдо

бюджетов федерального правительства, за вычетом всех дефицитов, которые

имели место в стране.

Иными словами, государственный долг – сумма задолженности по

обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые

обязательства государства перед субъектами экономики (т.е. неоплаченный

государственный заказ, задолженность по заработной плате перед

бюджетниками и т.д.).

Задолженность правительственных органов накапливается и

превращается в государственный долг. Говорят, что сегодняшние

государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые

налогоплательщики являются владельцами государственных бумаг. Они

получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые

частично идут на выплату государственного долга.

Как правило, из текущих бюджетных дефицитов не удается

полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы.

Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают все к новым

займам; покрывая старые долги, они делают все больше новые.

Государственный долг растет в разных странах разными темпами.

Превышение государственного долга над выпуском валового продукта более

чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно

для устойчивого денежного обращения.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний,

а так же на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5

лет), долгосрочный (свыше 5 лет).

Наиболее тяжелыми считаются краткосрочные долги. По ним

приходиться выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую

задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов

на проценты. Государственные органы стараются консолидировать

краткосрочную и среднесрочную задолженности, т.е. превратить их в

долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основных сумм,

ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.

В ряде стран существуют специальные управления

государственного долга при Министерстве Финансов, которые осуществляют

погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных

средств.

Предметом особого внимания является внешний государственный

долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от

внешнеэкономической деятельности страны, например 20–30%, то привлекать

новые займы из-за рубежа становится труднее. Их предоставляют неохотно

и под более высокие проценты, требуя залогов и особых поручительств.

Обычно правительства стран-должников принимают всевозможные

меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это

ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого

возможно несколько путей:

1). Традиционный путь – выплата долгов за счет золотовалютных

резервов. Для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен,

так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.

2). Консолидация внешнего государственного долга, которая

возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные

организации – клубы, где вырабатывают общую политику по отношению к

странам, которые не в состоянии выполнять свои обязательства. Наиболее

известные – Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и

Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба не

раз шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе и России) об

отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги.

3).Сокращение внешнего государственного долга путем конверсии,

т.е. превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет

долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике

недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале. Одним из вариантов

является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в

приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком

случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего

государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного

согласия используют их для приобретения собственности. Такая операция

ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике

без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных

носителей капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего

государственного долга, делает возможным получение новых кредитов

из-за рубежа.

4). Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение,

к международным региональным банкам, Всемирному банку. Такие банки, как

правило, предоставляют льготные кредиты, но обуславливают свои кредиты

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты