следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично
развивающейся экономики. Мировой опыт убедительно показывает, что на
отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для
каждой страны, вполне допустимы бюджетные дефициты.
3. Величина бюджетного дефицита, о чем свидетельствует мировой опыт, не
должна превышать предельно допустимого размера, определяемого в 2-3% от
выпуска валового продукта. Наличие дефицита, превышающего предельно
допустимые размеры, требует осуществления таких мер, которые привели бы
к его сокращению.
4. Для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные
формы государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего).
Работа печатного станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной
потребностями товарооборота, должна расцениваться как мера, грубо
нарушающая законы денежного обращения, а потому недопустимая. Дефицит
может покрываться только на заемной основе путем размещения на
финансовом рынке бумаг.
5. Для преодоления бюджетного дефицита необходимо ''лечение'' самой
экономики, ибо без обеспечения динамизма в ее развитии и реально
ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости
страны, какие бы прогрессивные меры не применялись при этом.
Неоправданными являются меры, в основе которых лежит идея в
короткий срок во что бы не стало добиться равновесия между доходами и
расходами бюджета, ликвидировать бюджетный дефицит. Подобное
стремление, не подкрепленное реальными шагами в направлении
стабилизации самой экономики, лишь осложнит и без того трудную
финансовую ситуацию в стране, создаст ненужные преграды на пути
достойного выхода из кризиса.
В программу конкретных мер по сокращению бюджетного дефицита
следует включать и последовательно проводить в жизнь такие меры,
которые, с одной стороны, стимулировали бы притоки денежных средств в
бюджетный фонд страны, а с другой способствовали бы сокращению
расходов. Сюда относятся:
1. Изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли
народного хозяйства с целью значительного увеличения финансовой отдачи
от каждого бюджетного рубля.
2. Стремление к уменьшению некоторых статей расхода на содержание
административно–управленческого аппарата (министерств, ведомств,
Администрации Президента Российской Федерации).
3. Упорядочение налоговой системы, уменьшение количества налогов и
увеличение собираемости налогов, сборов, таможенных пошлин и т. п. Все
это, а также уменьшение ставки налогов, создаст благоприятные условия
для обеспечения капиталовложений и, следовательно, оживления
производства.
4. Необходимо вести решительную борьбу с инфляцией, добиться
стабилизации денежного обращения в стране. Необходим контроль за ценами
и заработной платой путем установления пределов их роста.
5. Укрепление финансовой дисциплины, упорядочение расчетов между
предприятиями, увеличение рентабельности работы предприятий
промышленности и сельского хозяйства.
6. Устранению кризисных явлений также будет способствовать выплата
внешних долгов. Одна из важнейших задач – добиться прекращения оседания
в зарубежных банках части выручки от экспорта.
7. Нужно добиться уменьшения спада промышленного и
сельскохозяйственного производства, его стабилизации. Необходима
разработка плана восстановления народного хозяйства.
8. Необходимо увеличить долю бюджетных заимствований в небанковском
секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций
и других инвесторов; расширить круг государственных ценных бумаг для
населения. Для поддержания сбалансированности внутреннего
финансирования рынка должна быть обеспечена необходимая координация
выпуска федеральных, региональных, муниципальных займов.
9. С целью стимулирования иностранных инвесторов, продолжать
совершенствование системы финансовых, валютных и таможенных льгот. Это
создаст более благоприятный режим для привлечения иностранного капитала
в нашу экономику.
Структура финансирования дефицита федерального бюджета
(по определению МВФ) % к итогу.
| Источники |1994 г. | 1995 г. |1996 г. | 1997 |
|финансирования | | | |г. |
|Внешнее финансирование |0,3 | -3,6 | 7,3 | 27,2 |
| | | | | |
|- связанные кредиты |7,4 |9,7 |5,0 |7,8 |
|-несвязанные кредиты |0,9 |3,1 |7,4 |10,2 |
|- еврооблигации |0,0 |0,0 |3,1 |15,1 |
|- платежи по основному | | | | |
|долгу |-8,1 |16,4 |-8,2 |-5,9 |
| | | | | |
|Внутреннее финансирование|99,7 |103,6 |92,7 |72,8 |
| | | | | |
| | | | | |
|- Центральный банк |92,4 |27,7 |27,0 |17,5 |
|- прямые кредиты |80,3 |0,0 |0,0 |0,0 |
|- покупка ценных бумаг |12,1 |27,7 |27,0 |17,5 |
|- ГКО-ОФЗ |11,0 |53,0 |60,1 |52,6 |
|- прочие источники |-3,7 |23,0 |5,6 |2,7 |
3.2. Государственный долг.
Государственный долг – общая сумма всех положительных сальдо
бюджетов федерального правительства, за вычетом всех дефицитов, которые
имели место в стране.
Иными словами, государственный долг – сумма задолженности по
обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые
обязательства государства перед субъектами экономики (т.е. неоплаченный
государственный заказ, задолженность по заработной плате перед
бюджетниками и т.д.).
Задолженность правительственных органов накапливается и
превращается в государственный долг. Говорят, что сегодняшние
государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые
налогоплательщики являются владельцами государственных бумаг. Они
получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые
частично идут на выплату государственного долга.
Как правило, из текущих бюджетных дефицитов не удается
полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы.
Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают все к новым
займам; покрывая старые долги, они делают все больше новые.
Государственный долг растет в разных странах разными темпами.
Превышение государственного долга над выпуском валового продукта более
чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно
для устойчивого денежного обращения.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний,
а так же на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5
лет), долгосрочный (свыше 5 лет).
Наиболее тяжелыми считаются краткосрочные долги. По ним
приходиться выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую
задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов
на проценты. Государственные органы стараются консолидировать
краткосрочную и среднесрочную задолженности, т.е. превратить их в
долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основных сумм,
ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.
В ряде стран существуют специальные управления
государственного долга при Министерстве Финансов, которые осуществляют
погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных
средств.
Предметом особого внимания является внешний государственный
долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от
внешнеэкономической деятельности страны, например 20–30%, то привлекать
новые займы из-за рубежа становится труднее. Их предоставляют неохотно
и под более высокие проценты, требуя залогов и особых поручительств.
Обычно правительства стран-должников принимают всевозможные
меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это
ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого
возможно несколько путей:
1). Традиционный путь – выплата долгов за счет золотовалютных
резервов. Для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен,
так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.
2). Консолидация внешнего государственного долга, которая
возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные
организации – клубы, где вырабатывают общую политику по отношению к
странам, которые не в состоянии выполнять свои обязательства. Наиболее
известные – Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и
Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба не
раз шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе и России) об
отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги.
3).Сокращение внешнего государственного долга путем конверсии,
т.е. превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет
долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике
недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале. Одним из вариантов
является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в
приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком
случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего
государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного
согласия используют их для приобретения собственности. Такая операция
ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике
без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных
носителей капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего
государственного долга, делает возможным получение новых кредитов
из-за рубежа.
4). Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение,
к международным региональным банкам, Всемирному банку. Такие банки, как
правило, предоставляют льготные кредиты, но обуславливают свои кредиты