внешнего финансирования.
В 1999 г. России предстояло выплатить 17,5 млрд. долларов по
внешнему долгу, а до 2015 г. – 12-15 млрд. долларов ежегодно, даже
если больше ничего не занимать. Это примерно 10% ВВП по состоянию 1998
г. или половина доходов федерального бюджета. Если будут сохранены
нынешние условия обслуживания внешнего долга СССР и самой России, то
наша страна на весь этот период будет лишена перспектив экономического
роста.
Но быстрый рост абсолютного и относительного размера
обслуживания государственного долга определяется как величиной
бюджетного дефицита, так и высокой ставкой процента, которая
обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных
ресурсов. Поэтому следует не только стремиться к сокращению текущего
дефицита бюджета, но и не медлить со структурными реформами,
направленными на рост внутренней нормы сбережений и создание условий
для привлечения их в инвестиции.
Даже к 1998 г., когда начался финансовый кризис, объем
российского государственного долга (суммарно внутреннего и внешнего)
был, казалось бы, не таким большим по международным меркам (примерно
54% ВВП). Для сравнения: отношение совокупного долга стран ЕС к их ВВП
в 1996 г. составляло 70,4%, в США – 63,1%. Но дело в том, что темпы
роста российской задолженности чрезвычайно высоки. Стремительное
расширение рынка ГКО-ОФЗ в 1995-1997 г.г. совпало с рекордным по объему
притоком иностранных капиталов на развивающиеся рынки, в том числе в
России. Значительную часть долговых обязательств государства приобрели
иностранные инвесторы. Однако после вспышки ''азиатского'' кризиса в
1997 г. их готовность к риску сменилась осторожностью, начался отток
капиталов. Чтобы его остановить, правительству, по мнению экспертов,
следовало резко уменьшить бюджетный дефицит или изыскать способы его
покрытия взамен ГКО-ОФЗ при более умеренных расходах на выплату
процентов. Второе решение было малореальным. Тяжесть положения
усугублялась тем, что более половины внутренних обязательств были
краткосрочными (со сроком погашения менее года), в июне 1998 г. они
почти в 4 раза превышали официальный показатель валютных резервов.
Оглядываясь назад, можно сказать, что благоприятная
конъюнктура на финансовых рынках в 1996-1997гг. давала возможность
откорректировать фискальную и бюджетную политику для предстоящего
краха, наступившего в августе 1998 г. Однако Госдума ежегодно принимала
дефицитный бюджет, а тогдашнее правительство проявило нерешительность в
проведении налоговой реформы, ухватилось за новую возможность выйти на
международные рынки капиталов, воспользовавшись крайне благоприятной
для заемщиков ситуацией, которая оставалась до осени 1997 года и не
способствовала принятию кардинальных решений. Гораздо проще было
открыть настежь ворота для иностранных инвесторов на рынок ГКО.
Эйфория внешних заимствований охватила и коммерческие банки, и
крупнейшие сырьевые компании. Резко повысилась зависимость российской
финансовой системы от внешних факторов. От сильнейшего внешнего шока
(из-за падения сырьевых цен на мировом рынке и оттока капиталов с
развивающихся рынков) эта уязвимая долговая конструкция, основанная на
постоянном рефинансировании старых долгов новыми, рухнула. К апрелю
1998 г. уже не ГКО затыкали бюджетные прорехи, а бюджет начал работать
на ГКО.
Накануне 17 августа 1998 г. казна выплачивала по 1 млрд.
долларов в неделю по старым облигациям, а покупать новые инвесторы
перестали. Инструмент покрытия дефицита бюджета превратился в свою
противоположность. Привлечение внешних инвесторов поначалу замедлило
наступление краха ГКО, а затем их уход с российского рынка ускорил этот
крах.
Разразился бюджетный кризис, сопровождаемый массовыми
задержками в выплате пенсий, зарплаты, социальных пособий. Подавить в
зародыше его не удалось, хотя правительство еще в 1995 г. задумало
комплекс бюджетных преобразований (реформы социальной, коммунальной,
военной сфер), который параллельно с налоговой реформой должен был
сделать доходы и расходы бюджета эластичными по динамике производства.
Но реформа бюджетной сферы сама по себе требовала больших расходов и
была сопряжена с болезненными социально-политическими решениями,
начиная с отказа от дорогой армии и мобилизационной военной доктрины и
кончая минимизацией ценовых дотаций в жилищной сфере. В предвыборных
условиях 1996 г. бюджетная реформа оказалась невозможной.
IV. Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом и
возможности его использования
на практике в Российской Федерации.
4.1.Управление бюджетным дефицитом в развитых странах.
Для более глубокого рассмотрения и понимания предмета
исследования, необходимо ознакомиться с проявлениями бюджетного
дефицита в других странах и в первую очередь, в странах с развитыми
рыночными отношениями.
Практически невозможно представить себе государство, в котором
безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие
приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают
доходов. Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых
оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного - это, прежде
всего, Германия, Япония и Швейцария.
Даже Соединённые Штаты Америки на протяжении длительного
периода ежегодно имеют ощутимый дефицит государственного бюджета,
который в последние годы достигает 200 млрд. долларов в год, что
составляет 15-20 % всех расходов или 3-6 % валового внутреннего
продукта. Больше того, проблема дефицита (увеличения внутреннего долга
и расходов на его обслуживание) долгое время является одной из основных
проблем внутренней политики США.
По опыту США, обслуживание Государственного долга (имеется в
виду оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого
государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю
оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства.
В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью
постоянного изыскания средств для его погашения и, как следствие,
приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга
государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать
необходимо видоизменение экономической политики страны и, прежде всего
законодательной базы, кардинальное реформирование банковской системы
(в первую очередь, снижение ставки банковского процента), пересмотр
системы льготирования, оптимизация налоговой политики.
Даже беглое рассмотрение мирового опыта проявления бюджетного
дефицита показывает, что многие процветающие сегодня страны, имели в
прошлом значительные дефициты государственного бюджета. Так США, в
тяжелые 1943-1945 годы, имели дефицит государственного бюджета в
размере 105-230 % от уровня доходов, или 50-70 % от расходов, или 22-
31% от валового внутреннего продукта. В США, Германии, Великобритании и
Франции, начиная с 1974 г. не было ни одного государственного бюджета,
не имевшего дефицита.
К началу 90-х годов бюджетный дефицит в расходной части
бюджета США составлял - 11,6%, во Франции составлял 9,6%, в Японии -
15,6%, Италии - 25,2%.
Бюджетные дефициты значительно усиливают напряжение на рынке
ссудных капиталов, вызывают рост ссудного процента, препятствуют
снижению высоких процентных ставок. Резонанс от подобных действий
правительств ряда стран выходит за пределы национальной политики. Так
высокий ссудный процент, установленный в США в середине 80-х годов,
вызвал значительный отток капиталов из Западной Европы. По оценкам
западных экономистов, в настоящее время США поглощает до 15% всех
накоплений капиталистического мира.
Стремясь воспрепятствовать оттоку капитала,
западноевропейские страны также вынуждены повышать процентные ставки,
что приводит к уменьшению финансовых возможностей национальной
промышленности в отношении расширения производства. Так, по данным
Конференции Британской промышленности, увеличение процентных ставок на
1% обходится промышленности в 250 млн. фунтов стерлингов в год.
Высокие процентные ставки вызывают отрицательный эффект в
валютной области, приводят к удорожанию товаров за рубежом,
следовательно, ведут к сокращению производства на экспорт, увеличивают
пассивность торгового баланса, вызывают негативные последствия на рынке
труда. Экономический урон в экспортных отраслях тяжело отражается на
банковской системе, приводя к банкротству некоторых банков.
Тем не менее, мировой опыт показывает, что некоторые страны
успешно решают проблему сбалансированности бюджета государства, его
доходов и расходов. В первую очередь это страны с развитыми рыночными
отношениями.
В качестве примера сбалансированного бюджета, можно привести
бюджет Японии, который свидетельствует о том, что в этой стране
эффективно решается проблема покрытия дефицита бюджета. Немаловажную
роль здесь сыграли мероприятия по проведению ревальвации национальной
денежной единицы.
Огромную роль в сбалансированности бюджетов западных стран
играет мощная законодательная база, защищающая национального
производителя. Например, законы, касающиеся антимонопольных и
антидемпинговых мер в государстве.
Также необходимо отметить более детальный подход к изучению
бюджетного дефицита в странах с развитыми рыночными отношениями.
Выявление скрытого дефицита, анализ причин его возникновения, а так же
рассмотрение зависимостей связанных с проявлениями дефицита бюджета по
структуре (структурный дефицит) и в цикличности (циклический дефицит),
позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета как
явление. Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все,
намного легче.
Немного подробнее необходимо остановиться на проблеме так
называемого «скрытого дефицита». По оценкам зарубежных специалистов к
его появлению приводит неумелое составление бюджета, неверная оценка