Управление формированием прибыли
КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ГЛАВЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Северо-Западная академия государственной службы
Специальность 06.10.00
«Государственное и муниципальное управление».
Шипилов Дмитрий Александрович
ТЕМА: Управление формированием прибыли.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Научный руководитель
Броило Елена Валерьевна
_________________________________
Подпись студента:
_________________________________
Дата:____________________________
Сыктывкар, 2002 г.
Оглавление
Введение _________________________________________________________________3
Глава 1. Концепция безубыточности в современной экономической теории______5
Глава 2. Методы определения точки безубыточности
_________________________11
1 Метод уравнения ____________________________________________________11
2 Маржинальный доход _______________________________________________ 12
3 Графический метод __________________________________________________13
2.4. Ценовая политика фирмы ____________________________________________18
Глава 3. Планирование безубыточности ____________________________________
22
Глава 4. Управление формированием прибыли на примере строительной
организации - ЗАО «ВиД» г.Печора.
________________________________________25
Заключение _____________________________________________________________
29
Список литературы _______________________________________________________30
Приложение №1 (таблицы) ________________________________________________ 31
Введение
Управление формированием прибыли на уровне хозяйствующих субъектов -
это процесс планирования поступлений и использования финансовых ресурсов,
установление оптимальных соотношений в распределении доходов предприятий. В
рыночной экономике совершенствование процесса формирования прибыли на
микроуровне осуществляется непрерывно; оно в условиях рыночной экономики
имеет качественно более существенное значение по сравнению с директивно-
плановой экономикой. Без финансового планирования не может быть достигнут
тот уровень управления производственно-хозяйственной деятельностью
предприятия, который обеспечивает ему успех на рынке, постоянное
усовершенствование материальной базы, социальное развитие коллектива. Ни
какой другой вид планирования не может иметь для предприятия такого
обобщающего, глобального значения, потому что именно финансы охватывают
все без исключения стороны и участки его функционирования.
Формирование прибыли связано с планированием производственной
деятельности предприятия. Показатели всех плановых финансовых инструментов
базируются на планах объема производства, ассортимента товаров и услуг,
себестоимости продукции; они должны создавать необходимые финансовые
условия для успешного выполнения этих планов.
Финансовое планирование способствует выявлению внутренних резервов для
потребностей предприятия. Это обеспечивается тем, что, во-первых, оно
исходит из необходимости наиболее эффективного использования
производственных мощностей, новой техники, передовой технологии
производства, улучшения качества продукции; во-вторых, выполнения планов
по прибыли и объему других финансовых ресурсов (например, амортизации на
полное восстановление основных фондов) требует соблюдение плановых норм
затрат труда и материальных ресурсов; в- третьих объем финансовых ресурсов,
который определяется при планировании , не позволяет предприятию или
затрудняет создавать чрезмерные запасы материальных ресурсов, делать не
плановые капитальные вложения. В процессе финансового планирования
обеспечивается необходимый контроль за созданием и рациональным
использованием финансовых ресурсов. Объектами планирования являются доходы
предприятия, включая накопления (прибыль и т.д.), взаимоотношения с
государственным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, объем
капиталовложений, других форм инвестирования финансовых ресурсов ( в
частности, участие на рынке ценных бумаг), объем долгосрочных кредитов
банков на инвестиционные мероприятия, потребность предприятия в собственных
оборотных средствах и источники ее покрытия.
Главным инструментом управления формированием прибыли в современных
условиях является финансовый план предприятия (баланс доходов и расходов),
широкое распространение в практике имеют также платежный календарь и бизнес-
план.
Процесс перехода экономики России на рыночные отношения происходит в
сложных условиях спада производства и инфляции. Это крайне отрицательно
влияет на финансы предприятия, направляет их на решение нынешних проблем
потребления, делает невозможным укрепление финансовой базы на сколько-
нибудь удаленную перспективу. Но постепенно стабилизация экономического
состояния обязательно вызовет потребность в прогностическом подходе к
организации финансов предприятия, при котором платежеспособность и другие
показатели финансового состояния рассматриваются в динамичной перспективе.
Без прогноза показателей финансового хозяйства предприятие не
имеет возможности планировать развитие своей материально-технической базы;
осуществлять затраты отдача от которых отдалена во времени их проведения;
разумно строить свои хозяйственные отношения с покупателями и поставщиками,
банками, другими партнерами. Именно из-за невозможности в нынешних
инфляционных условиях составлять прогнозы финансового состояния предприятия
на более или менее отдаленный срок (например, на 2-3 года) практически
сведено на нет долгосрочное банковское кредитование предприятий.
Объектом прогнозирования в первую очередь должен быть объем
финансовых ресурсов, которые поступят в распоряжение предприятия за период,
относительно которого составляется прогноз. Такими ресурсом являются
прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты всех налогов и обязательных
платежей, а также амортизационные отчисления, которые возмещаются за счет
цены на продукцию. Условно сумму чистой прибыли и амортизации в составе
выручки от реализации называют чистой выручкой; именно от ее величины
зависят возможности предприятия увеличить свои денежные средства, т. к.
остальные части выручки пойдут на различные платежи соответственно своим
назначениям.
Зная в большей или меньшей степени объем своих собственных
финансовых ресурсов, которые поступят в будущем периоде, можно сделать
прогноз их размещения в активы предприятия в расчете на сохранение уже
достигнутого уровня ликвидности и платежеспособности (если они
удовлетворительны), или на улучшение характеризующих их показателей.
В данной курсовой работе будет изучен механизм формирования прибыли,
другими словами будет изучен механизм нахождения точки безубыточности
предприятия, что по сути есть одинаковые вещи.
Также будет проведен расчет точки безубыточности на примере
организации ЗАО «ВиД», г.Печора, РК.
Глава 1. Концепция безубыточности в современной экономической теории.
Известно, что целью деятельности фирмы (предприятия) в современной
экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма может
стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная
прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал,
способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению
собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам
прибыльности деятельности фирмы. Весьма важным аспектом данного вопроса
является концепция безубыточности деятельности фирмы, как первого шага к
получению бухгалтерской, а в последствии и экономической прибыли. В данной
главе будет рассматривается проблема безубыточности деятельности фирмы с
точки зрения экономической теории с тем, чтобы в следующих главах изучить
вопросы определения точки безубыточности фирмы, анализа безубыточной
деятельности фирмы и планирования безубыточности в краткосрочном и
долгосрочном периодах.
С точки зрения экономической теории безубыточность есть нормальное
состояние фирмы на современном конкурентном рынке, находящемся в состоянии
долгосрочного равновесия. При этом принимается в рассмотрение экономическая
прибыль, то есть то определение прибыли, при котором в расходы фирмы
включается среднерыночная ставка дохода на инвестированный капитал, а также
нормальный доход предприятия. При таких допущениях определение
безубыточности звучит следующим образом:
Точка безубыточности - это такой объем продаж продукции фирмы, при
котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство
продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы
и нормальный предпринимательский доход.
В самом деле, если фирма имеет бухгалтерскую прибыль, то есть сальдо
доходов от продаж и денежных затрат на производство проданной продукции
положительно, то она может не достигать точки безубыточности в смысле
экономической прибыли. Например, прибыль фирмы может быть меньше, чем
среднерыночный процент на собственный капитал фирмы. Следовательно,
существуют более выгодные способы использования капитала, которые позволяют
получить более высокую прибыль. Таким образом, понятие точки безубыточности
является одновременно и неким критерием эффективности деятельности фирмы.
Фирма не достигающая точки безубыточности действует неэффективно с точки
зрения сложившейся рыночной конъюнктуры. Однако, этот факт сам по себе не
служит однозначной причиной для прекращения существования фирмы. Для того,
чтобы ответить на этот вопрос необходимо детально исследовать структуру
издержек фирмы.
Для того, чтобы фирма функционировала оптимальным образом необходимо
максимизация прибыли фирмы. Процесс максимизации прибыли эквивалентен
процессу поиска точки безубыточности в экономическом смысле. При анализе
процесса максимизации прибыли будут использоваться следующие
основополагающие понятия:
Предельный доход - величина, на которую изменится совокупный доход