Страховые взносы в Фонд социального страхования РФ не начисляются на
фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период
реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного
строительства, создания, строительства и содержания центров
профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной
службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и
безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными
организациями и правительствами иностранных государств, иностранными
юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и
межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по
поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного
управления.
Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога,
определяется Правительством РФ.
От уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования РФ по
денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего
состава органов внутренних дел и федеральных органов налоговой полиции
освобождены:
Министерство обороны РФ;
Министерство внутренних дел РФ;
Федеральная служба контрразведки РФ;
Федеральная пограничная служба - Главное командование пограничных
войск РФ;
Федеральное агентство правительской связи и информации;
Служба внешней разведки РФ;
Главное управление охраны РФ;
Служба безопасности Президента РФ;
другие воинские формирования РФ;
Департамент налоговой полиции РФ.
2.5. ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ.
В соответствии с п.15 Положения страховые взносы начисляются на все
виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем основаниям),
за исключением видов заработной платы и других выплат, на которые по
действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются.
Не начисляются страховые взносы на выплаты по договорам гражданско-
правового характера (подряда, поручения, авторский и др.), а также на любые
выплаты вне рамок трудовых отношений между работодателем и гражданином.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые (семейные) общины
малочисленных народов Севера на основании Постановления Правительства РФ от
06.10.94 №1139 уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования
РФ с сумм доходов, полученных за истекший календарный год. Доходы
определяются как разность между совокупным годовым доходом, полученным в
целом по хозяйству, и документарно подтвержденными расходами, связанными с
извлечением этого дохода.
Учет расчетов со страхователями осуществляется по расчетной ведомости
(форма №4-Фонд социального страхования РФ), утвержденной Правлением Фонда
социального страхования РФ и Министерством финансов РФ.
2.6. СРОКИ УПЛАТЫ.
Сроки уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования РФ
регулируются п.1.3 Инструкции, а также п.1 Постановления Правительства РФ
от 06.10.94 №1139:
бюджетные учреждения и организации уплачивают страховые взносы один
раз в месяц - в срок, установленный для выплаты заработной платы за вторую
половину месяца;
все предприятия и не бюджетные организации уплачивают страховые
взносы два раза в месяц - в сроки, установленные для получения заработной
платы как за первую, так и за вторую половину месяца;
лица, нанимающие отдельных граждан по договорам, уплачивают страховые
взносы ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем выплаты
заработной платы;
крестьянские (фермерские) хозяйства и родовые (семейные) общины
малочисленных народов севера с 01.01.95 уплачивают страховые взносы один
раз в год не позднее 1 апреля следующего года.
2.7. ФИНАНСОВЫЕ САНКЦИИ.
П.5 Постановления ВС РФ от 09.07.93 № 5357-1 установлено, что с
01.07.93 применение финансовых санкций при нарушении порядка уплаты
страховых взносов в Фонд социального страхования РФ осуществляется в
соответствии с порядком уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, и
предусматривает применение к работодателям и иным плательщикам страховых
взносов финансовых санкций в виде взыскания:
- всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в
Фонд социального страхования РФ суммы оплаты труда и штрафа в двойном
размере. Под сокрытой или заниженной суммой оплаты труда понимается
неучтенная работодателем или иным плательщиком страховых взносов сумма
оплаты труда, на которую в соответствии с действующим законодательством
взносы должны быть начислены;
-10% причитающихся к уплате сумм страховых взносов в Фонд социального
страхования РФ за их отказ от регистрации в качестве плательщика страховых
взносов. Под отказом от регистрации понимается несоблюдение установленных
сроков регистрации в Фонд социального страхования РФ (10 дней с момента
организации предприятия или начала деятельности лица). Данная санкция не
может применяться к предприятиям, нарушившим сроки регистрации в Фонд
социального страхования РФ, но не производившим оплату труда за этот
период;
- 10% причитающихся в отчетном квартале к уплате сумм страховых
взносов в Фонд социального страхования РФ за непредставление в
установленные сроки расчетной ведомости. Недоимка по страховым взносам, а
также суммы штрафов и иных финансовых санкций взыскивается с работодателей
в бесспорном порядке. Взыскание недоимок и финансовых санкций с физических
лиц производится только в судебном порядке.
С суммы недоимки (невнесенных в срок взносов и выявленной при
проверке задолженности) на плательщиков начисляется пеня за каждый срок
просрочки в следующих размерах:
- по страховым взносам работодателей - 1%;
-по страховым взносам граждан, занимающихся предприниматель-ской
деятельностью, а также граждан, использующих труд наемных работников в
личном хозяйстве, - 0,5%.
Финансовые санкции (штрафы и пени) по платежам в Фонд социального
страхования РФ, уплачиваемые предприятиями и банками, относятся ими на
чистую прибыль после налогообложения. Пеня и финансовые санкции применяются
только в части сумм страховых платежей, которая подлежит непосредственному
перечислению в Фонд социального страхования РФ по договору между Фондом
социального страхования РФ и страхователем. Контроль за полнотой и
своевременностью уплаты предприятиями, организациями, учреждениями и иными
хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности взносов на
социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ и
государственную налоговую службу РФ.
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ.
3.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Государственный фонд занятости населения РФ образован в 1991 г. в
соответствии с законом РФ от 19.04.91 №1032-1 “О занятости населения в РФ”
и является государственным внебюджетным фондом, предназначенным для
финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной
политики занятости населения.
Деятельность Государственного фонда занятости населения РФ
регулируется названым законом и Положением о государственном фонде
занятости населения РФ, утвержденным постановлением ВС РФ от 08.06.93 №
5132-1. Государственный фонд занятости населения РФ образуется за счет:
-обязательных страховых взносов работодателей;
-обязательных страховых взносов с заработка работающих;
-ассигнований из республиканского и местных бюджетов РФ.
Действующим законодательством не предусмотрена обязательность
регистрации плательщиков страховых взносов в территориальных органах
Государственного фонда занятости населения РФ. Такая регистрация может
проводиться только в добровольном порядке. Также не предусмотрено право
любых учреждений требовать справок о регистрации в Государственном фонде
занятости населения РФ для осуществления каких-либо действий, в частности
банков - для открытия расчетных счетов. Платежи в Государственный фонд
занятости населения РФ производятся в первоочередном порядке, независимо
от поступления в банк расчетных документов или наступления срока платежей.
3.2. РАЗМЕРЫ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ ВЗНОСОВ.
В соответствии с нормативными документами тариф взносов в
Государственный фонд занятости населения РФ для работодателей -
предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов
установлен в размере 1,5% по отношению к начисленной оплате труда по всем
основаниям. Плательщиками взносов являются только работодатели -
предприятия, организации, учреждения и иные хозяйствующие субъекты. Не
являются плательщиками взносов граждане, использующие труд наемных
работников в личном хозяйстве, граждане-предприниматели и другие категории
граждан, на являющиеся работодателями. Плательщиками взносов в
Государственный фонд занятости населения РФ являются также крестьянские
(фермерские) хозяйства и родовые (семейные) общины малочисленных народов
Севера.
3.3. ЛЬГОТЫ.
1. От уплаты страховых взносов в Государственный фонд занятости
населения РФ освобождены:
а). Общественные организации инвалидов. Определение “общественной
организации” дано выше.
б). Религиозные объединения. Религиозным объединением является
добровольное объединение не менее 10 совершеннолетних граждан, образованное
в целях совместного осуществления права граждан на свободу вероисповеданий
и зарегистрированное органами Минюста РФ. Доходы от производственной
деятельности религиозной организации могут использоваться только для
выполнения уставных задач.
в). Предприятия, объединения и учреждения, находящиеся в
собственности указанных организаций, созданные для осуществления их
уставных целей.
2. При проведении избирательных кампаний в Федеральное Собрание РФ,
представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов
РФ и органы местного самоуправления страховые взносы в Государственный фонд
занятости населения РФ не начисляются на:
средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных
органов государственной власти, представительных и исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления,
полученные и израсходованные на проведение избирательных кампаний, а также