Внебюджетные фонды в РФ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
I Понятие и состав внебюджетных фондов государства
.………................................... 2
1. Общая характеристика внебюджетных фондов. История и причины
возникновения …………………………………………………………………….. 2
2. Классификация внебюджетных фондов ………………………………………… 4
3. Порядок образования внебюджетных фондов ………………………………….. 5
4. Связь внебюджетных фондов с другими звеньями финансовой системы
…..... 7
5. Источники формирования внебюджетных фондов …………………………….. 7
6. Особенности внебюджетных фондов России ……………………………...…… 8
II Пенсионный фонд РФ – важнейший социальный фонд
.............……......………....... 9
1. История пенсионного страхования. Пенсионная система России ……………..
9
2. Общая характеристика ПФ РФ, его задачи …………………………..………… 12
3. Источники формирования средств ПФ РФ и направления их использования.
Бюджет ПФ РФ на 1999 год. ………………………………………………………13
4. Размеры взносов в ПФ РФ …………...………………………………………….. 18
5. Субъекты, освобожденные от уплаты страховых взносов в ПФ РФ …………. 19
6. Перечень выплат, на которые не начисляются взносы в ПФ РФ …………...… 20
7. Порядок уплаты страховых взносов в ПФ РФ, финансовые санкции за его
нарушение ……………………………………………………………………..…. 22
8. Структура ПФ РФ …………………………………………………………….…. 23
III Фонд социального страхования РФ, его значение в системе социального
обеспечения ……………………………...…………………………………..……….. 24
1. ФСС РФ, его задачи …………………………………………...……..……….... 24
2. Порядок и источники образования средств ФСС. Основные направления
их использования. Бюджет ФСС на 1999 год ………………………………….. 25
3. Размер страховых взносов в ФСС. Перечень выплат, на которые не
начисляются взносы в ФСС …………………………………………….……..… 28
4. Субъекты, освобожденные от уплаты страховых взносов в ФСС ………..… 31
5. Финансовые санкции за нарушение сроков платежей в ФСС ……………….. 31
6. Структура ФСС. Назначение и выплаты по государственному социальному
страхованию ……………………………………………………………………... 32
7. Отличия ФСС от ПФ РФ ………………………………………………………... 33
IV Заключение
..………..…....................................................................
..……….....…….. 33
Список использованной литературы
....................………….............…......…………...… 36
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды
государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении
центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение.
Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального
дохода государства в пользу определенных социальных групп населения.
Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования
своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами,
используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две
важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер
экономики и расширение социальных услуг населению.
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов и
особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с
расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших
средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых
фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как
правило, временный характер. С выполнением государством намеченных
мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество
фондов постоянно менялось, в целом же наблюдалась тенденция к увеличению
количества и объема фондов.
С укреплением централизованного государства начинается период
унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был
создан государственный бюджет.
Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране,
организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал
финансовую систему. Превращение экономики России из административно-
командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и
ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование
государственной системы финансирования. Один за другим возникли и
выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем
опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.
Прежняя хозяйственная система аккумулировала в Государственном бюджете
практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень
концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные из
которых заключались в возможности мобилизации значительных финансовых
ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных
территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком
такой централизации финансовых средств было малоэффективное их
использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов
финансирования.
На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой
Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг
друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня
жизни подавляющего числа населения, безработицу. В сочетании с вялостью
государственной власти в стране наблюдаются такие явления, как невыплата в
течение многих месяцев заработной платы, пенсий и других социальных
пособий.
В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации
ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью
обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей.
С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит
финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость
ранжировать общественные потребности по степени важности и для
удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды,
тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта
мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.
Внебюджетные средства с точки зрения финансовой науки определяются как
денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в
государственный бюджет (см. рис. 1).
[pic]
По мнению некоторых специалистов, внебюджетные средства следует
толковать более широко — как ресурсы, включающие денежные и иные виды
средств всех форм владения, использование которых не регламентировано
бюджетным законодательством. При этом наблюдается большое разнообразие
внебюджетных фондов. Ряд государственных внебюджетных фондов аккумулируют
средства, адекватные бюджетным, и поэтому их внебюджетность формальна и во
многих случаях малообоснованна. Часть фондов, возникших в качестве
внебюджетных, была консолидирована в бюджеты, и это создало институт
целевых бюджетных фондов, который до этого существовал в бюджетах в неявной
форме, т.е. по отдельным бюджетным средствам устанавливалась прямая связь
доходов с расходами и последние были ограничены определенным кругом
финансируемых объектов.
Значительная часть внебюджетных фондов является юридическими лицами,
но некоторые из них представляют лишь средства на внебюджетном счете,
управление которыми поручено существующим структурам: федеральным,
региональным, муниципальным, общественным или даже коммерческим.
К внебюджетным относят также фонды, аккумулирующие средства различных
общественных, коммерческих организаций и средства граждан, например
негосударственные пенсионные фонды.
Т.о., внебюджетными являются любые денежные фонды (за исключением
бюджетов), возникающие в результате перераспределения первичных доходов.
В зависимости от решаемых задач внебюджетные фонды можно
классифицировать по цели создания, периоду функционирования и охвату
проблем.
В зависимости от цели создания внебюджетные фонды делятся на
экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологи-
ческие, культурно-просветительские и т.п., с последующим их подразделением
по конкретным функциональным, отраслевым и прочим признакам. Например,
группа экономических фондов включает инвестиционные, валютные, дорожные и
другие фонды. Социальные фонды охватывают фонды социального страхования,
медицинского страхования, пенсионного обеспечения, социальной поддержки
населения и пр.
В зависимости от предполагаемого периода функционирования программы
или условно намеченного времени для осуществления конкретных целей фонды
могут быть бессрочного, долгосрочного или краткосрочного действия. Примером
первого является экологический фонд, второго — фонд регионального развития,
третьего — фонд помощи беженцам. Однако деление это весьма условно.
По охвату проблем внебюджетные фонды могут быть общего (Фонд
регионального развития) и более конкретного характера (например, Фонд
развития автомагистралей в республике, крае или области).
Наиболее близки системе бюджетов государственные внебюджетные фонды.
Их, в отличие от целевых бюджетных фондов, следует рассматривать как
отдельные части системы государственных финансов. Самые известные из них —
это четыре фонда социального назначения: Пенсионный, социального
страхования, обязательного медицинского страхования, занятости населения.
Другие внебюджетные фонды характеризуются либо территориальной, либо
экономической или отраслевой направленностью. Это многочисленные
внебюджетные фонды территорий, включая территориальные фонды обязательного
медицинского страхования; внебюджетные фонды научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ (НИОКР) различных отраслей, а также
финансового регулирования ряда отраслей и некоторые другие государственные
и негосударственные отраслевые внебюджетные фонды.
Т.о., значительное количество внебюджетных фондов образовано в рамках
субъектов РФ – это так называемые региональные или территориальные, а также
фонды, образуемые органами власти на местах. Кроме того, существует большое
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10