количество отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов. Группировка
внебюджетных фондов показана на рис. 2.
Порядок образования и использования государственных (федеральных,
территориальных, муниципальных) внебюджетных фондов регламентируется
финансовым правом. В Российской Федерации внебюджетные фонды создаются в
соответствии с законами РСФСР «Об основах бюджетного устройства и
бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г., «О местном
самоуправлении в РСФСР» от 6 июня 1991 г., «Об основах бюджетного
устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 17 октября 1991 г.; законами
РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию
внебюджетных фондов, представительных и исполнительных органов
государственной власти, республик в составе РФ, автономной области,
автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г., «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа
1995 г., «О финансовых основах местного самоуправления в Российской
Федерации» от 23 сентября 1997 г.
Решение об образовании государственных внебюджетных фондов принимает
Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов
Федерации и местного самоуправления. Бюджетный кодекс РФ состав
государственных внебюджетных фондов трактует адресно-ограничительно, как
фонды денежных средств, образуемых вне рамок бюджетов и предназначенных для
реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение,
социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану
здоровья и медпомощь. Статьей 144 к ним отнесены только Пенсионный фонд РФ,
Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения несмотря
на то, что ряд других фондов образован федеральными органами власти,
управляются ими и в составе своих доходов имеют бюджетные средства.
Такие внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но
являются автономными, они имеют строго целевое назначение и создаются под
конкретные программы, имеющие общегосударственное, региональное или местное
значение, для осуществления которых бюджетных средств недостаточно и
необходимы дополнительные финансовые ресурсы, мобилизуемые как в регионе,
так и за его пределами.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих
актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность,
указываются источники формирования, определяются порядок и направленность
использования денежных фондов.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение
из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой -
формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для
определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального
страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп
населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее
неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны
общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган
принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.
Так возникли в ряде государств экономические внебюджетные фонды.
Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого
использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный
доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения
национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в
процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги
и сборы, средства из бюджета и займы.
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и
региональных / местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме
безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов.
Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся
у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для
приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или
процентов.
Внебюджетные социальные фонды тесно увязаны с бюджетом и между собой
(см. рис. 1). Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные
многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой
системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые
связи.
При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении:
от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при
формировании фондов или использования ими средств. (Например, валютные
фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме
безвозвратных субсидий. Дорожный фонд США, создаваемый за счет специальных
налогов при наличии излишков, предоставляет займы федеральному бюджету.).
При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными
фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так
фонды социального страхования образуются не только за счет страховых
взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии
активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся
кредитором бюджета.
При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит
в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными
фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.
Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих
источников:
• специальные целевые налоги и сборы, установленные для
соответствующего фонда;
• отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;
• средства бюджета;
• прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как
юридическим лицом;
• займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих
банков.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ,
обладают рядом особенностей:
1. запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую
направленность;
2. денежные средства фондов используются для финансирования государственных
расходов, не включенных в бюджет;
3. формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и
физических лиц;
4. страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате,
имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и
являются обязательными;
5. на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в
фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах
налоговой системы РФ»;
6. денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не
входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на
какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
7. расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению
Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление
фонда).
Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования
финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не
включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно
расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с
целевыми назначениями фондов.
В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух
десятков внебюджетных социальных и экономических фондов. К социальным
внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного
медицинского страхования, Фонд социальной поддержки населения и др.
Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и
занятости населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами,
выделенными из бюджета для самостоятельного, более эффективного
функционирования, с другой — приняли форму страховых фондов. Фонд
социального страхования изначально был — и по форме, и по сути — страховым
фондом под патронажем профсоюзов.
Область перераспределения бюджетных средств гораздо шире, чем
внебюджетных фондов, рамки перераспределения которых ограничены целевым
назначением фонда, а в отраслевых фондах — еще и отраслевой
принадлежностью. Такая ограниченность в перераспределительной функции этого
сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ
перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении
во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается
соразмерность централизуемых источников и потребностей, оперативнее
решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется
неизбежность дефицита по этим фондам, что невозможно достигнуть в бюджетах
в условиях экономического кризиса.
За исключением Фонда занятости, все внебюджетные социальные фонды в
законодательном порядке наделены самостоятельностью. Но условий для
экономической самостоятельности они лишены. Поэтому государственные
социальные внебюджетные фонды лишь по форме, а не по содержанию являются
фондами взаимного страхования населения. И дело вовсе не в том, что
плательщиками страховых взносов в подавляющей части являются работодатели,
а не работники. Экономическая природа средств, зачисляемых в указанные
внебюджетные фонды, есть не что иное, как часть стоимости воспроизводства
рабочей силы. Порядок же уплаты взносов является формой проявления этой
сущности. Ничто не мешает органам власти государства установить минимальный
уровень оплаты труда (который является нижним уровнем для любого
работодателя), включающий как прожиточный минимум, так и долю платежей во
внебюджетные фонды, переложив обязанность вносить страховые платежи с
работодателей на работников. Однако действующий порядок более прост и
привычен для менталитета нашего государства и населения. В других странах
страховые взносы распределены более равномерно между работниками и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10