Внебюджетные страховые фонды в РФ

Расширение деятельности государства привело к созданию значительного

количества специальных фондов, названия которых, как правило, объясняли и

цель расходования средств. Такая множественность фондов усложняла

деятельность государства, поэтому с укреплением централизованного

государства начинается период унификации специальных фондов. На основе

объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который

после рассмотрения и утверждения его парламентом превращается в закон,

обязательный к исполнению. Однако многие внебюджетные фонды сохранили своё

значение и самостоятельность и существовали наряду с государственным

бюджетом. Специальные счета создавались для строительства,

правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной

системой и государственным долгом, системой национального страхования.

В России в отличие от зарубежных государств, исторически сложилась

совершенно иная система осуществления государственных расходов.

Составлялось только два бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный

бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и

направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных

функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции

специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в

тайне. За счет его средств погашался государственный долг, покрывались

убытки вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д.. Кроме того за счет

средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного, так как

бюджетная система СССР предусматривала существование одного

государственного бюджета.

Впервые целевые бюджетные фонды стали создаваться в Российской

Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения на

основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса

в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания –

необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и

обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль

заняли социальные внебюджетные фонды1.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих

актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность,

указываются источники формирования, определяются порядок и направленность

использования денежных фондов.

При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача

«разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в

рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Одновременно с

социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. Впоследствии,

исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных

фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при

этом сохранив определенную автономность таких фондов. Они включаются в

бюджет отдельными статьями, то есть трансформировались в целевые бюджетные

фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных и были официально

утверждены законодательными актами правительства и президента РФ.

ПФР был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22

декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением

Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.

ПФР был создан в целях государственного управления финансами

пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-

кредитными учреждением.

ФСС был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе

социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным

расходованием средств социального страхования Указом Президента РФ от 26

июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным финансово-кредитным

учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется

Правительством РФ.

Положение о ФСС утверждено Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г.

№822. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда.

ГФЗ был образован в соответствии с Законом РСФСР «О занятости

населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. для финансирования мероприятий,

связанных с реализацией государственной политики занятости населения.

Порядок образования ГФЗ и расходования его средств определяется

Положением о государственном фонде занятости населения РФ, утвержденным

постановление Верховного Совета РФ от 8 июля 1993 г. № 5132-1.

Средства фонда являются федеральной государственной собственностью

страны и находятся в оперативном управлении и распоряжении Государственного

комитета РФ по занятости населения и подведомственных ему территориальных

органов федеральной службы занятости населения (кроме районных в городах).

ГФЗ представляет собой совокупность федеральной части Фонда и фондов

занятости, формируемых у субъектов Федерации и местных органов

самоуправления. В связи с этим вначале обязательные страховые взносы

поступают в фонды занятости городов и районов. Часть этих взносов

перечисляется в фонды занятости субъектов Федерации. Размер таких

отчислений в городах и районах устанавливается соответствующими

вышестоящими представительными органами власти. Федеральная часть фонда

образуется за счет отчислений из фондов занятости, формируемых у субъектов

Федерации.

ФОМС был создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-

1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения

стабильности государственной системы обязательного медицинского

страхования.

Для реализации государственной политики в области обязательного

медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды

обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие

финансово-кредитные учреждения в соответствии с постановление Верховного

Совета РФ «О порядке обязательного медицинского страхования граждан на 1993

г.» (от 24.02.93г. № 4543-1).

3. Источники формирования внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение

из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой -

формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для

определенных целей.

Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования.

Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный

доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения

национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в

процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги

и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.

Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и

региональных/местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме

безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов

бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.

Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть

использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме

дивидендов или процентов1.

3.1. Формирование средств Пенсионного фонда РФ.

Средства ПФР формируются за счет:

. страховых взносов работодателей;

. страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой

деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов;

. страховых взносов иных категорий работающих граждан;

. ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату

государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к

ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных

пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на

индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление

льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам,

пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на затраты по доставке

и пересылке пенсий и пособий;

. средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости

населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий и пособий;

. средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате

предъявления регрессивных требований;

. добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов

от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Бюджет ПФ образуется в основном из страховых взносов субъектов

пенсионного страхования, к которым относятся:

. работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая

колхозы и совхозы;

. крестьянские хозяйства;

. родовые семейные общины малочисленных районов Севера, занимающиеся

традиционными отраслями хозяйствования;

. физические лица, зарегистрированные в государственных органах в

качестве предпринимателей без образования юридического лица;

. физические лица, использующие труд наемных работников в личном

хозяйстве;

. частные детективы и частные охранники, выполняющие свою

деятельность от своего имени, а не от имени работодателей;

. нотариусы, занимающиеся частной практикой.

В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ № 197-ФЗ от 20.11.99

года тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2000

году составляют:

а) для работодателей-организаций - в размере 28 процентов;

для работодателей-организаций, занятых в производстве

сельскохозяйственной продукции, - в размере 20,6 процента выплат в денежной

и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем

основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения,

выплачиваемые работникам и иным физическим лицам, за исключением

индивидуальных предпринимателей, по договорам гражданско-правового

характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а

также по авторским договорам;

для работодателей-организаций, использующих труд членов летных

экипажей воздушных судов гражданской авиации, - сверх предусмотренного

абзацем первым настоящего пункта основного тарифа дополнительный тариф в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты