Расширение деятельности государства привело к созданию значительного
количества специальных фондов, названия которых, как правило, объясняли и
цель расходования средств. Такая множественность фондов усложняла
деятельность государства, поэтому с укреплением централизованного
государства начинается период унификации специальных фондов. На основе
объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который
после рассмотрения и утверждения его парламентом превращается в закон,
обязательный к исполнению. Однако многие внебюджетные фонды сохранили своё
значение и самостоятельность и существовали наряду с государственным
бюджетом. Специальные счета создавались для строительства,
правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной
системой и государственным долгом, системой национального страхования.
В России в отличие от зарубежных государств, исторически сложилась
совершенно иная система осуществления государственных расходов.
Составлялось только два бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный
бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и
направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных
функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции
специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в
тайне. За счет его средств погашался государственный долг, покрывались
убытки вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д.. Кроме того за счет
средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного, так как
бюджетная система СССР предусматривала существование одного
государственного бюджета.
Впервые целевые бюджетные фонды стали создаваться в Российской
Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения на
основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса
в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания –
необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и
обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль
заняли социальные внебюджетные фонды1.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих
актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность,
указываются источники формирования, определяются порядок и направленность
использования денежных фондов.
При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача
«разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в
рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Одновременно с
социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. Впоследствии,
исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных
фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при
этом сохранив определенную автономность таких фондов. Они включаются в
бюджет отдельными статьями, то есть трансформировались в целевые бюджетные
фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных и были официально
утверждены законодательными актами правительства и президента РФ.
ПФР был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22
декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением
Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.
ПФР был создан в целях государственного управления финансами
пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-
кредитными учреждением.
ФСС был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе
социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным
расходованием средств социального страхования Указом Президента РФ от 26
июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным финансово-кредитным
учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется
Правительством РФ.
Положение о ФСС утверждено Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г.
№822. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда.
ГФЗ был образован в соответствии с Законом РСФСР «О занятости
населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. для финансирования мероприятий,
связанных с реализацией государственной политики занятости населения.
Порядок образования ГФЗ и расходования его средств определяется
Положением о государственном фонде занятости населения РФ, утвержденным
постановление Верховного Совета РФ от 8 июля 1993 г. № 5132-1.
Средства фонда являются федеральной государственной собственностью
страны и находятся в оперативном управлении и распоряжении Государственного
комитета РФ по занятости населения и подведомственных ему территориальных
органов федеральной службы занятости населения (кроме районных в городах).
ГФЗ представляет собой совокупность федеральной части Фонда и фондов
занятости, формируемых у субъектов Федерации и местных органов
самоуправления. В связи с этим вначале обязательные страховые взносы
поступают в фонды занятости городов и районов. Часть этих взносов
перечисляется в фонды занятости субъектов Федерации. Размер таких
отчислений в городах и районах устанавливается соответствующими
вышестоящими представительными органами власти. Федеральная часть фонда
образуется за счет отчислений из фондов занятости, формируемых у субъектов
Федерации.
ФОМС был создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-
1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения
стабильности государственной системы обязательного медицинского
страхования.
Для реализации государственной политики в области обязательного
медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды
обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие
финансово-кредитные учреждения в соответствии с постановление Верховного
Совета РФ «О порядке обязательного медицинского страхования граждан на 1993
г.» (от 24.02.93г. № 4543-1).
3. Источники формирования внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение
из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой -
формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для
определенных целей.
Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования.
Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный
доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения
национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в
процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги
и сборы, средства из бюджета и займы.
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и
региональных/местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме
безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов
бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.
Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть
использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме
дивидендов или процентов1.
3.1. Формирование средств Пенсионного фонда РФ.
Средства ПФР формируются за счет:
. страховых взносов работодателей;
. страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой
деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов;
. страховых взносов иных категорий работающих граждан;
. ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату
государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к
ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных
пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на
индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление
льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам,
пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на затраты по доставке
и пересылке пенсий и пособий;
. средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости
населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий и пособий;
. средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате
предъявления регрессивных требований;
. добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов
от капитализации средств ПФР и других поступлений.
Бюджет ПФ образуется в основном из страховых взносов субъектов
пенсионного страхования, к которым относятся:
. работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая
колхозы и совхозы;
. крестьянские хозяйства;
. родовые семейные общины малочисленных районов Севера, занимающиеся
традиционными отраслями хозяйствования;
. физические лица, зарегистрированные в государственных органах в
качестве предпринимателей без образования юридического лица;
. физические лица, использующие труд наемных работников в личном
хозяйстве;
. частные детективы и частные охранники, выполняющие свою
деятельность от своего имени, а не от имени работодателей;
. нотариусы, занимающиеся частной практикой.
В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ № 197-ФЗ от 20.11.99
года тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2000
году составляют:
а) для работодателей-организаций - в размере 28 процентов;
для работодателей-организаций, занятых в производстве
сельскохозяйственной продукции, - в размере 20,6 процента выплат в денежной
и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем
основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения,
выплачиваемые работникам и иным физическим лицам, за исключением
индивидуальных предпринимателей, по договорам гражданско-правового
характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а
также по авторским договорам;
для работодателей-организаций, использующих труд членов летных
экипажей воздушных судов гражданской авиации, - сверх предусмотренного
абзацем первым настоящего пункта основного тарифа дополнительный тариф в