доходов от кредитных вложений: непосредственных товаропроизводителей на
договорных началах под гарантии сохранения и создания дополнительных или
новых рабочих мест; в виде процентов по ссудам, предоставляемым
безработными гражданам для осуществления предпринимательской деятельности;
дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящих фондов занятости;
добровольных взносов;
прочих поступлений (внереализационные доходы, штрафы, пени и иные санкции).
Фонды занятости в республиках в составе РФ, автономной области и
автономных округах, краях, областях создаются на основе:
отчислений из фондов занятости, формируемых в городах и районах, в части
обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан;
ассигнований из соответствующих бюджетов;
доходов от размещения средств фонда;
дотаций, субсидий, субвенций из федеральной части Фонда занятости;
добровольных взносов;
прочих поступлений.
Федеральная часть ГФЗ формируется за счет:
отчислений из фондов занятости, формируемых в республиках в составе
Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях,
областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, в части обязательных страховых
взносов работодателей и работающих граждан;
ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации;
доходов от размещения средств федеральной части Фонда занятости на
депозитных счетах в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, от
приобретения краткосрочных государственных ценных бумаг, от учредительской
(соучредительской) деятельности организаций и учреждений, непосредственно
способствующих функционированию службы занятости, от кредитных вложений
предприятиям и организациям, осуществляющим по договорам профессиональную
подготовку и переподготовку безработных граждан с последующим их
обязательным трудоустройством;
добровольных взносов предприятий, организаций, учреждений, общественных
организаций и граждан;
прочих поступлений (внереализационные доходы, штрафы, пени и иные санкции).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ № 197-ФЗ от 20.11.99
года на 2000 год установлен тариф страховых взносов в Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации для работодателей-организаций в
размере 1,5 процента выплат в денежной и (или) натуральной форме,
начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников
финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового
характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.
Размер ассигнований из бюджетов всех уровней в соответствующие части
Фонда занятости определяется представительными органами власти при
утверждении бюджетов на планируемый период.
От уплаты взносов в ГФЗ освобождены общественные организации инвалидов
и общественные религиозные объединения.
Страховые взносы не начисляются также на доходы:
избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов
государственной власти;
иностранных физических лиц.
Средства, поступающие в фонд занятости в виде доходов от финансово-
хозяйственной деятельности и другие поступлений, направляются в полном
объеме на социальную защиту населения от безработицы и налогообложению не
подлежат.
3.4. Формирование Фонда обязательного медицинского страхования:
Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей
на обязательное медицинское страхование.
Финансовые средства Федерального и территориального фондов
обязательного медицинского страхования образуются за счет некоторых общих
и ряда собственных источников для каждого фонда. Важнейшие из них:
часть страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов
независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в
размерах, устанавливаемых законодательством РФ;
взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ,
выполняемых на договорных началах;
ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ
обязательного медицинского страхования;
добровольные взносы;
доходы от использования временно свободных финансовых средств;
нормированные страховые запасы финансовых средств Федерального и
территориальных фондов;
средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в
соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование
неработающего населения.
Согласно Положению о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и
территориальный фонды обязательного медицинского страхования страховой
тариф взносов, уплачиваемых работодателем и иными плательщиками,
определяется Законом РФ по представлению Правительства страны.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ № 197-ФЗ от 20.11.99
года на 2000 год установлен для категорий плательщиков и облагаемой базы
для начисления страховых взносов, перечисленных в пунктах "а" - "д" статьи
1 настоящего Федерального закона, тариф страховых взносов в фонды
обязательного медицинского страхования в размере 3,6 процента (из них 0,2
процента в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).
Плательщиками страховых взносов в фонды обязательного медицинского
страхования являются:
предприятия, организации, учреждения;
филиалы и представительства иностранных юридических лиц;
крестьянские (фермерские) хозяйства;
граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью без
образования юридического лица;
граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой;
граждане, использующие труд наемных работников.
Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего
населения производятся органами исполнительной власти с учетом
территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах
средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
4. Задачи страховых внебюджетных фондов РФ.
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды
государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении
центральных и региональных органов местного самоуправления имеющих целевое
назначение.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального
дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения.
Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования
своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение
дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение
социальных услуг населения.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих
актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность,
указываются источники формирования, определяются порядок и направленность
использования денежных фондов.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ,
обладают рядом особенностей:
запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую
направленность;
денежные средства фондов используются для финансирования
государственных расходов, не включенных в бюджет;
формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и
физических лиц;
страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их
уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются
государством и являются обязательными;
на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов
в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах
налоговой системы РФ»;
денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они
не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на
какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению
Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление
фонда)1.
Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:
- у органов государственной власти появляются дополнительные
средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой
поддержки предпринимательства, особенно в условиях
нестабильной экономики;
- строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает
более эффективный контроль, так как их автономность от
бюджета и предназначение требуют особого внимания;
- возможность использования для покрытия бюджетного дефицита
при определенных условиях – наличии активного сальдо.
4.1. Задачи Пенсионного фонда РФ (ПФР).
ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного
обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными
учреждением.
В основные задачи ПФР входят:
целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование
расходов в соответствии с назначением ПФР;
организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в
причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных
пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального
заболевания или по случаю потери кормильца;
капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов
(в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным
поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным
расходованием его средств;
межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам,
относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в
установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров
и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
Средства ПФР используются на выплату:
выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации
законодательством, межгосударственными и международными договорами
государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы
Российской Федерации;
оказание органами социальной защиты населения материальной помощи
престарелым и нетрудоспособным гражданам;
финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и
его органов;
другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.
В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону