Билеты по Курсу физики для гуманитариев СПБГУАП

видов растений и животных путем ественого отбора главный акцент делался на

среду, кот. выступала в кач. определяющего фактора. Разумеется, внешние усл-

я среды оказывают огромное влияние на эволюцию, но это влияние не в меньшей

степенизависит также и от самой системы, ее состояния и внут.

предрасположенности. Приведем 2 примера. У нас есть водяной пар, при его

охлаждении он переходит в новую структуру в виде кристаллов.Систем >

организованных, чем хаотически двигающиеся молекулы воды. Но, этот процес

как выясняется, может происходить только тгда, когда в самой среде есть

дополнительные центры кристаллообразования. Т. е. необходимым усл. явл.

сама среда и ее взаимосвязи. Другой пример. Лазеры. В лазерах хаотическое

спонтанное излучение превращается в строго организованное индуцированное,

следствием чего и появл. монохроматическое излучения. В этих примерах мы не

использовали точные хар-еристики упорядоченности или самоорганизованности

структуры. В след-м разделе мы введем меру упорядоченности структуры

энтропию и свяжем с ней протекание процесов. С тчки зрения парадигмы

самоорганизации стало ясным, что усл. развития не только живых, но и

динамических систем вообще явл. взаимдействие системы и окружающей среды.

Только в результате такого взаимдейст. происходит обмен веществом, энергией

и информацией между системой и ее окружением. Благодаря этому возникает и

поддерживается неравновесность, а это в свою очередь приводит к спонтанному

возникновению новых структур. Таких как кристаллы или лазерное излучение.

(34) Самоорганизация как основа эволюции. Тким обрзом , самоорганизация

возникает как источник эволюции систем, так как она служит началом процеса

возникновения качественно новых и > сложных структур в развитии системы.

Чтобы понять, почему самоорганизация выступает в основе эволюции,

необходимо сказать несколько слов о флуктуациях и хаосе. Рассмотрим такую

систему, как газ. Молекулы газа двигаются случайно, хаотично. Однако, в

опытах с броуновским движением мы видим, что случайные, хаотичные движения

молекул (микросистем) могут привести и к коллективному движению

макроскопических частиц. Флуктуации представл. собой случайные отклонения

системы на микро уровне. Но результат их действия может сказаться и на

макро уровне, причем непредсказуемым обрзом. В критич. точке эволюции ,как

правило, открывается несколько возможностей. Какой путь при этом выберет

сист., в значит. степени зависит от случайных факторов. И в целом поведение

системы нельзя предсказать с полной достоверностью. Мы с вами расматривали

этот вопр в разделе Физика возможного. Мы даже указали границы случайности

в поведении системы. В микромире выбор поведения системы определен только с

точностью до соотношения неопределенностей Гейзенберга. Фактически мы

показали, что в самой сист-е заложен хаос, неопределенность. И эта

неопределенность в критических точках поведения системы может привести к

развитию новой структуры с не предсказанными свойствами.

(37) ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ Ученые и

специалисты насчитывают > 170 определений понятия культура. Это

свидетельствует о универсальности даного явл-я человского общства.

Понятием культура обозначают и обычные явл-я, и сорта растений и

умственные кач-ва чела, и образ жизни, и систему положительных ценностей и

так далее. В таком контексте все созданное челом есть культура. Мы

используем одно из определений культуры, кот. связано с ее инструментальной

трактовкой. Культура - это сист. ср-в человской деят-ти, благодаря кот.

реализуются действия индивида, групп, человечества в их взаимодействии с

природой и между собой. Эти ср-ва создаются людьми , постоянно меняются и

совершенствуются. Принято выделять 3 типа культуры: материальную,

социальную и духовную. Материальная культура -совокупность ср-в бытия чела

и общства. Она вкл разнообразные факторы: орудия труда, технику, благсост-е

чела и общства. Социальная культура - это сист. правил поведения людей в

различн. видах общения. Она вкл этикет, профессиональную, правовую,

религиозную и т. д. разновидности деят-ти чела. Более подробно

содержательная часть 1ой и 2й культур изучается в других дисциплинах.

Духовная культура - это составная часть культурных достижений человечества.

Осн. виды духовной культуры - мораль, право, мировоззрение, идеология, иск-

во, наука и т.д. Кажд из этих видов духовной культуры сост. из относит.

самостоятельных частей. Эти части взаимосвязаны и относятся к духовной

культуре человечества. Под наукой в настоящее время понимают ту сферу

человской деят-ти, ф-я кот. - выработка и теоретич систематизация

объективн. знаний о действит-ти. Сист. наук условно делится на ественые,

общественные и технические науки. В науке принято выделять систему знаний о

природе - естествознание, кот. явл. предметом естественнонаучной культуры и

систему знаний о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп , гос-

ва, человечества - гуманитарные науки или гуманитарную культуру. До того,

как наука оформилась в самостоятельную часть культуры человечества, знания

о природе и ценностях общ-веной жизни входили в иные состояния духовной

культуры : практ. опыт, мудрость, народная медицина, натурфилософия и т.д.

Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур закл. в след-м: * они

имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах чела и

человечества, в создании оптимальных усл-ий для самосохранения и

самосовершенствования; * осуществляют взаимообмен достигнутыми

результатами; * взаимно координируют в процесе развития человечества; *

явл. самостоятельными ветвями единой системы знаний науки и духовной

культуры в целом. Мы являемся свидетелями того, как социологи, юристы,

экономисты, менеджеры и друг. специалисты - гуманитарии начинают применять

в своей работе системный подход, идеи и методы кибернетики и Т. информации,

знание фундаментальных законов естествознания и в частности физики. Поясним

вышесказанное примерами из практики. Юрист разбирает дело о столкновении

судов. Конечно, ему нужно знать законы, приняты в мировой практике

судовождения. Но, с другой стороны, if он не знает, что такое маса, радиус

поворота, скорость, ускорение и т. д. , он не сможет реально применить

свои профессиональные знания. Социолог изучает общ-ное мнение путем опроса.

Но как он сможет оценить степень достоверности результатов, if не имеет

представление о Т. вероятности и Т. погрешностей. Без знания этих разделов

ественых наук, результаты его предсказаний не будут представлять

практической цености. Менеджер рекламирует изделие какого - то предприятия.

Хорошо известно, что на выставках или просмотрах первые вопросы всегда

касаются техн. сторон изделия. Конечно, полностью ответить на такие вопросы

может только специалист, имеющий хорошую фундаментальную естественнонаучную

подготовку. Однако разбираться в этих вопросах должен и менеджер.

Существует и другая сторона рассматриваемого вопроса. Наука часто

обвиняется в тех грехах, в кот. повинна не столько она сама, сколько та

сист. институтов, в рамках кот. она функционирует и развивается. В

настоящее время очевидно, что развитие науки может приводить к

отрицательным последствиям влияющем на все челоство в целом. Актуальным

становится вопр о соц. ответственности всех людей, а не только ученых за

возможность юзания из открытий и достижений. В настоящее время

сформировалась направл., называемое этикой науки, дисциплине, изучающей

нравственные основы научн. деят-ти. В кач. примера можно привести пример из

истор. 2й мировой войны. Р.Оппенгеймера называют отцом атомной бомбы. Он

являлся координатором и руководителем проекта создания атомной бомбы. Она

была создана и испытана сначала в Неваде, а потом и в Хиросиме и Нагасаке.

Позднее Оппенгеймер, осознавая тяжесть ответственности, ушел из проекта и

стал заниматься деятельностью, направленной на предотвращение юзания

атомных бомб. Вышесказанное утверждает нас в мысли, что представляется

весьма важным познакомится с осн. концепциями естествознания. Это

необходимо для того, чтобы: во перв., сознательно применять их в своей деят-

ти, во вторых, чтобы получить > ясное и точное представление о современ.

научн. картине мира, кот. дает естествознание. Необходимость применения

естствено научных методов и законов в практической деят-ти гуманитарных

специальностей и привело к постановке того курса, кот. мы будем изучать:

Физика для гуманитариев.

Связь между разделами естествознания. Слово естествознание представляет из

себя сочетание 2х слов: естество (природа) и знание. В настоящее время под

естествознанием подразумевается в основном точное знание о том, что в

природе, во Вселенной действительно есть или по крайней мере возможно.

Первнач. к физике Аристотель относил проблемы устр-ва, происхождения,

организации всего, что есть во Вселенной, даже жизни. Само слово физика,

греческое по происхождению, близко к русскому слову природа. Тким обрзом,

первоначально естествознание называлось физикой. В своем развитии наука

прошла 4 стадии развития. На 1ой стадии формулировались общ.

представл. о природе, окружающем мире как о чем-то целом. В этой стадии

произошло развитие натурфилософии (философии природы) ставшей вместилищем

идей и догадок, кот. к 13-15 векам стали зачатками ественых наук. В 15-17

веках последовала аналитическая стадия - мысленное расчленение и выделение

частностей, превратившая физику, астрономию, химию, биологию действительно

в науки. Позднее, ближе к нашему времени, наступила синтетическая стадия

изучения природы, характеризуемая воссозданием целостной картины мира на

основе ранее познанных частностей. Сегодня пришло время обосновать не

только принципиальную целостность всего естествознания, но пояснить, почему

имено физика, химия и биология стали осн. и самостоятельными разделами

науки о природе. Т.е. в настоящее время осущ-ется целостная интегрально -

дифференциальная стадия развития естествознания, как единой науки о

природе. Все описанные стадии изучения природы по сущ-ву представл. звенья

1ой цепи. Кажд из разделов естествознания прощел через эти стадии.

Рассмотрев в следующей части коротко ист-ю развития физики мы видим, что

она тоже прошла все описанные стадии. Отличие имеется лишь в том, что

описание этапов развития физики мы будем давать с тчки зрения развития

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты