Что изучает физика?

Детерминизм классической механики исходил из того, что будущее в

известном смысле полностью содержится в настоящем - этим и определяется

возможность точного предвидения поведения системы в любой будущий момент

времени. Такая возможность предлагает одновременное определение взаимно

сопряженных величин. В области микромира это оказалось невозможным, что и

вносит существенные изменения в понимание возможностей предвидения и

взаимосвязи явлений природы: раз значение величин, характеризующих

состояние системы в определенный момент времени, можно установить лишь с

долей неопределенности, то исключается возможность точного предсказания

значений этих величин в последующие моменты времени - можно лишь

предсказать вероятность получения тех или иных величин. В этом случае связь

между результатами последовательных измерений не будет отвечать требованиям

классического детерминизма. Здесь можно говорить о вероятностной связи,

связанной с неопределенностью, вытекающей из существования кванта действия.

Другая революционная идея, повлекшая за собой изменение классической

физической картины мира, касается создания теории поля. Классическая

механика пыталась свести все явления природы к силам, действующим между

частицами вещества - на этом основывалась концепция электрических

жидкостей. В рамках этой концепции реальными были лишь субстанция и ее

изменения - здесь важнейшим признавалось описание действия двух

электрических зарядов с помощью относящихся к ним понятий. Описание же поля

между этими зарядами, а не самих зарядов было весьма существенным для

понимания действия зарядов. Созданной новой реальности места в механической

картине мира не было. В результате физика стала иметь дело с двумя

реальностями - веществом и полем. Если классическая физика строилась на

понятии вещества, то с выявлением новой реальности физическую картину мира

приходилось пересматривать. Попытки объяснить электромагнитные явления с

помощью эфира оказалось несостоятельными. Эфир экспериментально обнаружить

не удалось. Это привело к созданию теории относительности, заставившей

пересмотреть представления о пространстве и времени, характерные для

классической физики. Таким образом, две концепции - теория квантов и теория

относительности - стали фундаментом для новых физических концепций. Д.

Бернал выделил три фазы в развитии научной революции. Первая фаза

охватывала период с 1895 по 1916 год. Для нее характерно исследование новых

миров, создание новых представлений, главным образом с помощью технических

и теоретических средств науки ХХ века. Это период в основном индивидуальных

достижений супругов Кюри, Резерфорда, Планка, Эйнштейна, Бора и др.

Физические исследования ведутся в университетских лабораториях, они слабо

связаны с промышленностью, используемая аппаратура дешева и проста.

Вторая фаза (1919-1939 гг.) характеризуется массовым внедрением

промышленных методов и организованности в физические исследования. Хотя в

это время фундаментальные исследования ведутся главным образом в

университетских лабораториях, отдельные крупные ученые начинают возглавлять

научные группы, начинают устанавливать связи с крупными промышленными

исследовательскими лабораториями. Растет число ученых. Физика расширяет

сферу своей деятельности. Начинается военное использование физических

знаний, начинается установление связи между руководителями физических

исследований с промышленными и государственными организациями в военных

целях.

Третья фаза характеризуется еще большим расширением участия физики в

военных программах. Физические исследования требуют дорогостоящей

аппаратуры, становятся все более дорогостоящими, в их организации все

большую роль играет государство.

Современный этап развития физических исследований становится еще более

дорогостоящим, что ставит вопрос о необходимости международной кооперации в

осуществлении наиболее крупных проектов. Физика стала основой

естествознания. Появление и развитие таких разделов физики, как квантовая

механика, квантовая электродинамика, общая теория относительности, теория

строения атомов, физика атомного ядра и субатомных частиц, квантовая физика

твердого тела, квантовая физическая теория строения химических соединений

привело к созданию новой физической картины мира, к превращению физики из

науки, которая изучает и объясняет механизм явлений, в науку,

разрабатывающую методы искусственного воспроизведения физических процессов,

в основу современных технических устройств, в лидера современного

естествознания.

2. Теория относительности

а) Кризис классических представлений о пространстве и времени

Вначале вспомним, что концепция света Френеля включала признание

существования эфира, заполняющего все пространство и проникающего во все

тела, в котором распространялись световые волны. Концепция света Максвелла

понятие эфира сделала не нужным. Несмотря на это, концепция эфира не сошла

с арены физики. Дело заключалось в том, что уравнения электродинамики

Максвелла были справедливыми в одной системе координат и несправедливыми в

другой, движущейся прямолинейно и равномерно относительно первой.

Классическая механика, исходившая из признания существования абсолютного

времени, единого для всех систем отсчета и любых наблюдателей, признавала,

что расстояние между двумя точками пространства должно иметь одно значение

во всех системах координат, используемых для определения положения тел в

пространстве (т.е. данное расстояние является инвариантом). Преобразование

Галилея определяло преобразование координат при переходе от одной системе

отсчета к другой. Иначе говоря, если, например, уравнения Ньютона были

справедливыми в системе координат, связанной с неподвижными звездами, то

они оказывались справедливыми и в других системах отсчета, которые

двигались прямолинейно и равномерно относительно данных неподвижных звезд.

Таким образом, получалось, что уравнения Максвелла справедливы только в

одной системе отсчета, связанной с некоей средой, заполняющей всю

вселенную. Вот эту среду и продолжали считать эфиром. Все различие с

первоначальной трактовкой эфира заключалось в том, что если раньше под

эфиром понимали особую упругую среду, которая была способна передавать

световые колебания, то теперь эфиру стала отводиться роль абстракции,

необходимой для фиксации тех систем отсчета, в которых справедливы

уравнения Максвелла. Однако и данную роль эфир не мог играть.

Изучение световых явлений в движущейся системе координат предполагало

определение скорости данной системы координат относительно эфира. Однако

никому не удавалось в эксперименте обнаружить движение Земли относительно

эфира, что находилось в противоречии с классической теорией. Знаменитый

эксперимент Майкельсона-Морли (1887 г.) все сомнения, основывающиеся на

несовершенстве используемой при проведении эксперимента, полностью отверг и

позволил окончательно отказаться от концепции эфира. Г.А.Лоренц попытался

отрицательный результат эксперимента Майкельсона-Морли согласовать с

существующими теориями, высказав предположение о том, что тела при своем

движении относительно эфира сокращаются в размерах этого движения. Такой

подход позволял сохранить концепцию эфира: эфир существует, он неподвижен,

движение тела относительно эфира обнаружить невозможно, поскольку в

направлении движения тело меняет свои размеры. Из уравнений Лоренца

следовало, что все световые явления будут протекать одинаково в разных

системах координат, поэтому по этим явлениям обнаружить абсолютное движение

по отношению к эфиру невозможно. В свете этого отрицательный результат

эксперимента Майкельсона-Морли выглядел вполне естественным, а точная связь

наблюдателей, движущихся равномерно и прямолинейно друг относительно друга,

выражаясь не преобразованиями Галилея, а преобразованиями Лоренца.

Понимание причин замены преобразований Галилея преобразованиями Лоренца и

выяснение физических следствий этой замены потребовало пересмотра понятий

пространства и времени.

Вспомним также, как развивались представления о пространстве и времени.

Для аристотельской физики характерно представление о покое как естественном

состоянии любого тела. Это значит, что в движение тело может прийти только

под действием силы или импульса. Следствием такого представления был вывод

о том, что тяжелые тела должны падать с большей скоростью, чем легкие т.к.

они сильнее притягиваются к Земле. В рамках этой традиции законы, которым

подчинялась Вселенная, выводились умозрительно и не проверялись на опыте.

Галилей, заложивший начало современных представлений о законах движения

тел, первым подверг сомнению представления аристотелевской физики. Скатывая

по гладкому откосу шары разного веса, Галилей установил, что скорость

увеличивается независимо от веса тела - на катящееся тело всегда действует

одна и та же сила (вес тела), в результате чего скорость тела возрастала.

Это означало, что приложенная к телу сила не просто заставляет это тело

двигаться (как полагали до Галилея), а изменяет скорость тела. Ньютон на

основе произведенных Галилеем измерений вывел законы движения. Первый

закон: всякое тело пребывает в состоянии покоя или равномерного

прямолинейного движения до тех пор, пока действующие на него силы не

изменят это состояние. Второй закон: произведение массы тела на его

ускорение равно действующей силе, а направление ускорения совпадает с

направлением силы. Третий закон: действию всегда соответствует равное и

противоположно направленное действие (иначе: действия двух тел друг на

друга всегда равны по величине и направлены в противоположные стороны).

Кроме этих законов Ньютоном открыт закон всемирного тяготения: всякое тело

притягивает любое другое тело с силой, пропорциональной массам этих тел.

Чем дальше находятся тела друг относительно друга, тем меньше сила

взаимодействия. Гравитационная сила притяжения звезды составляет четвертую

часть силы притяжения такой же звезды, расположенной на вдвое меньшем

расстоянии. Данный закон позволяет с большой точностью вычислять орбиты

планет.

Если для Аристотеля состояние покоя считалось предпочтительным (если на

тело не действует какая-то сила), то из законов Ньютона следовало, что

единого эталона покоя нет. Это значит, что можно считать тело А движущимся

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты