Что изучает физика?

высказана мысль о необходимости отличать гипотезы, отражающие подлинную

действительность, от ложных гипотез. Именно это позволило Копернику не

только обосновать гелиоцентрическую систему, но и научный метод построения

и проверки гипотез. (Об астрономическом смысле системы Коперника см. раздел

"Концепции астрономии").

Гелиоцентрическая концепция Коперника явилась важной научно-

исследовательской программой, поставившей целый ряд проблем. Прежде всего

обнаружилась необходимость проверить данную концепцию на предмет ее

соответствия фактам, т.е. надо было установить соответствие результатов

наблюдения тем положениям, которые выдвигала концепция. Для этого надо было

иметь усовершенствованную наблюдательную и вычислительную технику - ее надо

было создавать, ибо традиционные наблюдения невооруженным глазом с помощью

визиров, угломеров невысокой точности и т.д. и обычная арифметическая

техника (без десятичных дробей и логарифмов) не соответствовали данной

задаче. Кроме того, необходимо было выявить физические причины движения

небесных тел. Традиционная статика решение этой задачи не обеспечивала,

поэтому возникла потребность в развитии динамики и соответствующего

математического аппарата. Надо было также опровергнуть выдвигавшиеся против

гелиоцентрической концепции возражения, особенно возражения против вращения

Земли (в числе ее противников были Ф.Бекон, Тихо Браге). Но прежде всего

важно было обеспечить прочное вхождение данной концепции в науку, чему

сопротивлялась церковь. Этому в значительной мере способствовал Д.Бруно. В

своих диалогах "Пир на пепле" и "О бесконечности Вселенной в мирах"

средневековым представлениям о конечной Вселенной он противопоставил

концепцию бесконечной Вселенной.

Коперник придерживался аристотелевской концепции относительно отличия

"естественного" движения Земли и насильственных" движений на ее

поверхности. Бруно исходит из того, что не существует деления движений на

"естественные" и "насильственные" - все находящиеся на Земле тела относятся

к одной механической системе, все они движутся вместе с Землей. В противном

случае было бы невозможно, например, подпрыгнуть и после этого вернуться на

прежнее место. Аристотелевские физические возражения против существования

пустоты также были отвергнуты Бруно - он исходил из того, что движение в

бесконечном пустом космосе не имеет никаких препятствий. В силу

бесконечности космоса, по Бруно, у него не может быть центра, центром может

быть признана любая точка космоса.

Заключая краткий обзор развития физических концепций эпохи Возрождения,

можно сказать, что в это время была сокрушена аристотелевская физическая

картина мира, поставлена задача выработки отражающей реальные свойства

действительности физической концепции, а потребности технического прогресса

привели к созданию основ физического эксперимента.

ФИЗИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ XII - XVIII ВВ.

1. Особенности периода начала Нового

времени

С XVII века начинается Новое время. Философия Возрождения подготовила

новый тип философствования, отвергавший схоластику, теоцентристские

построения, которые перестали удовлетворять требованиям объяснения новых

социальных реалий.

В XVII веке укрепился капиталистический способ производства. Развитие

экономики требовало расчетов национального дохода, индивидуальных доходов,

численности рождаемости и смертности и т.д. Предпринимательский расчет

становится нормой повседневной жизни. Его основа - количественная оценка.

Расчет, количественная оценка влияют на человеческие отношения, проникают

во все сферы человеческой практики.

Университетская наука, увлеченная проблемами античности и занявшаяся

отвлеченными от практических потребностей вопросами, оказалась своего рода

"закрытой системой", изолировавшей себя от реальных потребностей общества.

Поэтому развитие естествознания в это время осуществлялось преимущественно

вне университетской науки. Особенность этого периода характеризовалась

следующим образом: "Неудовлетворенность технической интеллигенции

состоянием университетской науки имела вполне реальные практические

основания, - она была продиктована жизненно необходимой потребностью.

Несмотря на то, что производство было в основном "мануфактурным", в

практику строительного дела, транспорта, военного дела и некоторых видов

производства вошли новые устройства, машины и приспособления. Разработка

технологических правил и новых конструкций опиралась, как и прежде, на

пробные производственные эксперименты. Но теперь они касались уже не тех

простейших машин, на которых строилась техника Средневековья, напротив, эти

опыты относились к целым узлам новых механических и гидравлических

устройств. Варьирование условий и анализ результатов пробного опыта стали

гораздо более сложными, менее наглядными и труднее обозримыми.

Производственникам, инженерам, конструкторам требовались руководящие

научные указания, чтобы лучше и быстрее разобраться в результатах пробных

технических экспериментов. Но дальнейшее усовершенствование техники и

повышение качества изделий упирались в главное противоречие эпохи -

противоречие между сравнительно высоким уровнем достигнутых к этому времени

технологических знаний и резким отставанием от них многих отраслей

естествознания и особенно физики".[7]

Несомненно, что возникновение интереса к опытному естествознанию во

многом обязано Ф.Бэкону. Вместе с тем в условиях отставания теоретического

естествознания от практических успехов техники важно было научное обобщение

результатов технического опыта. Прежде всего возникла необходимость в

усовершенствовании методов измерения и технологических приемов создания

физических аппаратов. Накопленный опыт в машиностроении имел важное

значение и его можно было использовать. Ситуация же в области теоретической

физики была иной. Физика в это время могла предлагать разного рода

теоретические гипотезы качественного характера. Способы же формулировок

теоретических задач в математической форме, позволявшие осуществлять

расчеты с научной степенью точности, отсутствовали. Качественные гипотезы

не могли быть положены в основу технологических процессов или

конструктивных разработок. В этих условиях разрыв между более высоким

экспериментальным уровнем физики и более низким уровнем физических теорий

мог быть ликвидирован с помощью экспериментальной науки. (Метод

теоретической физики будет создан Ньютоном позже, в конце XVII века). В

этом русле и проявилась методология Бэкона, ориентировавшая на постановку

экспериментов, способствующих открытию новых законов. Принцип

количественного измерения в экспериментальных исследованиях становится

основой естествознания. Это находит свое выражение в изобретении

разнообразных измерительных приборов - хронометров, биометров, термометров,

весов и т.д. Таким образом, вслед за машиностроительной отраслью возникает

приборостроительная. Потребности практики, увеличившиеся с созданием

торговых и промышленных компаний, ставят вопрос о необходимости повышения

эффективности физических исследований. Для этого была важна организационная

и материальная поддержка науки. Создаются "Академия опыта" во Флоренции

(1657 г.), Лондонское Королевское общество (1662 г.), Королевская Академия

наук в Париже (1666 г.), Берлинская академия (1672 г.). В этих условиях

потребность в методе построения физических теорий стала ощущаться еще

острее. Бэкон исходил из того, что критериями правильной физической теории

должны выступать применимость теории на практике, а также способствование

развитию самой науки, принижая при этом роль математики. Декарт, напротив,

образцом считает не экспериментальную физику с ее индуктивным методом, а

математику. Критерием достоверности физической теории, но Декарту, является

его соответствие дедуктивно полученным выводам, ее внутренняя логическая

последовательность. Декарт полагал, что бог может осуществлять физическое

явление бесчисленным количеством способов. Это обусловило его представление

о множестве вариантов теорий. (В этом русле им была выдвинута произвольная

теория вихрей, удерживающих планеты на своих орбитах - см. раздел

"Концепции астрономии".)

Важно отметить признание Декартом возможной неоднозначности физической

теории, что явилось следствием познания, каким способом бог реализовал

данное физическое явление. Иначе говоря, соответствующая дедуктивным

выводам теория оказывается лишь наиболее вероятной из числа возможных.

Иную позицию занимал Ньютон. Для него было важно однозначно выяснить с

помощью экспериментов и наблюдений свойства изучаемого объекта и строить

теорию на основе индукции без использования гипотез. Он исходил из того,

что в физике как экспериментальной науке места для гипотез нет. Признавая

небезупречность индуктивного метода, он считал его среди прочих наиболее

предпочтительным.

Общим для Декарта, Ньютона и других исследователей природы этого времени

было использование теологических аргументов. (Не случайно Ньютона иногда

называет не только первым ученым, но и последним богословом.) Задача

естествознания усматривалась в выявлении божественного плана творения

природы. В этом заключалась специфика развития естествознания XVII века.

Поскольку физика XVII века по необходимости вступала в противоречие с

церковными догматами, церковь, отстаивавшая свою позицию различия небесной

и земной физики, не могла остаться к этому равнодушно. Галилей был

подвергнут церковным репрессиям за "Диалог о двух главнейших системах мира,

птолемеевой и коперниковой", целью которых было стремление приостановить

распространение коперниканских идей. Для Италии, выступавшей в числе

лидеров научного прогресса, это имело негативные последствия - развитие

физических идей было заторможено. В Англии ситуация сложилась иная. Р.Бойль

обосновал концепцию, согласно которой естествознание выступает опорой

религии, благодаря чему церковную реакцию удавалось сдержать. В целом же

естествознание XVII века, отказавшееся от аристотелевских концепций,

сочетает в себе опору на эксперимент, количественное измерение изучаемых

явлений с аргументами теологического характера.

2. Механика Г.Галилея и начало критики аристотелевской физики

Если началом периода торжества нового, экспериментального подхода в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты