Большинство физиков при расчетах пользуется волновым методом и использует
волновые функции.
Гейзенберг сформулировал принцип неопределенности, в соответствии с
которым координаты и импульс не могут одновременно принимать точные
значения. Для предсказания положения и скорости частицы важно иметь
возможность точно измерять ее положение и скорость. При этом чем точнее
измеряется положение частицы (ее координаты), тем менее точными оказываются
измерения скорости.
Хотя световое излучение состоит из волн, однако в соответствии с идеей
Планка, свет ведет себя как частица, ибо излучение и поглощение его
осуществляется в виде квантов. Принцип неопределенности же свидетельствует
о том, что частицы могут вести себя как волны - они как бы "размазаны" в
пространстве, поэтому можно говорить не об их точных координатах, а лишь о
вероятности их обнаружения в определенном пространстве. Таким образом,
квантовая механика фиксирует корпускулярно-волновой дуализм - в одних
случаях удобнее частицы считать волнами, в других, наоборот, волны
частицами. Между двумя волнами-частицами можно наблюдать явление
интерференции. Если гребни одной волны совпадают с впадинами другой волны,
то они гасят друг друга, а если гребни и впадины одной волны совпадают с
гребнями и впадинами другой волны, то они усиливают друг друга.
д) Интерпретации квантовой теории.
Принцип дополнительности
Возникновение и развитие квантовой теории привело к изменению
классических представлений о структуре материи, движении, причинности,
пространстве, времени, характере познания и т.д., что способствовало
коренному преобразованию картины мира. Для классического понимания
материальной частицы было характерно резкое ее выделение из окружающей
среды, обладание собственным движением и местом нахождения в пространстве.
В квантовой теории частица стала представляться как функциональная часть
системы, в которую она включена, не имеющая одновременно координат и
импульса. В классической теории движение рассматривалось как перенос
частицы, остающейся тождественно самой себе, по определенной траектории.
Двойственный характер движения частицы обусловил необходимость отказа от
такого представления движения. Классический (динамический) детермизм
уступил место вероятностному (статистическому). Если ранее целое понималось
как сумма составляющий частей, то квантовая теория выявила зависимость
свойств частицы от системы, в которую она включена. Классическое понимание
познавательного процесса было связано с познанием материального объекта как
существующего самого по себе. Квантовая теория продемонстрировала
зависимость знания об объекте от исследовательских процедур. Если
классическая теория претендовала на завершенность, то квантовая теория с
самого начала развертывалась как незавершенная, основывающаяся на ряде
гипотез, смысл которых вначале был далеко не ясен, а поэтому ее основные
положения получали разное истолкование, разные интерпретации.
Разногласия выявились прежде всего по поводу физического смысла
двойственности микрочастиц. Де Бройль вначале выдвинул концепцию волны-
пилота, в соответствии с которой волна и частица сосуществуют, волна ведет
за собой частицу. Реальным материальным образованием, сохраняющим свою
устойчивость, является частица, поскольку именно она обладает энергией и
импульсом. Волна, несущая частицу, управляет характером движения частицы.
Амплитуда волны в каждой точке пространства определяет вероятность
локализации частицы рядом с этой точкой. Шредингер проблему двойственности
частицы решает по сути путем ее снятия. Для него частица выступает как
чисто волновое образование. Иначе говоря, частица есть место волны, в
котором сосредоточена наибольшая энергия волны. Интерпретации де Бройля и
Шредингера представляли собой по сути попытки создать наглядные модели в
духе классической физики. Однако это оказалось невозможным.
Гейзенбергом была предложена интерпретация квантовой теории, исходя (как
было показано ранее) из того, что физика должна пользоваться только
понятиями и величинами, основанными на измерениях. Гейзенберг поэтому и
отказался от наглядного представления движения электрона в атоме.
Макроприборы не могут дать описание движения частицы с одновременной
фиксацией импульса и координат (т.е. в классическом смысле) по причине
принципиально неполной контролируемости взаимодействия прибора с частицей -
в силу соотношения неопределенностей измерение импульса не дает возможности
определить координаты и наоборот. Иначе говоря, по причине принципиальной
неточности измерения предсказания теории могут иметь лишь вероятностный
характер, причем вероятность является следствием принципиальной неполноты
информации о движении частицы. Это обстоятельство привело к выводу о
крушении принципа причинности в классическом смысле, предполагавшим
предсказание точных значений импульса и координаты. В рамках квантовой
теории, таким образом, речь идет не об ошибках наблюдения или эксперимента,
а о принципиальном недостатке знаний, которые и выражаются с помощью
функции вероятности.
Интерпретация квантовой теории, осуществленная Гейзенбергом, была развита
Бором и получила название копенгагенской. В рамках данной интерпретации
основным положением квантовой теории выступает принцип дополнительности,
означающий требование применять для получения в процессе познания целостной
картины изучаемого объекта взаимоисключающие классы понятий, приборов и
исследовательских процедур, которые используются в своих специфических
условиях и взаимозаполняют друг друга. Данный принцип напоминает
соотношение неопределенностей Гейзенберга. Если речь идет об определении
импульса и координаты как взаимоисключающих и взаимодополняющих
исследовательских процедур, то для отождествления этих принципов есть
основания. Однако смысл принципа дополнительности шире, чем соотношения
неопределенностей. Для того, чтобы объяснить устойчивость атома, Бор
соединил в одной модели классические и квантовые представления о движении
электрона. Принцип дополнительности, таким образом, позволил классические
представления дополнить квантовыми. Выявив противоположность волновых и
корпускулярных свойств света и не найдя их единства, Бор склонился к мысли
о двух, эквивалентных друг другу, способах описания - волновом и
корпускулярном - с последующем их совмещением. Так что точнее говорить о
том, что принцип дополнительности выступает развитием соотношения
неопределенности, выражающих связи координаты и импульса.
Ряд ученых истолковали нарушение принципа классического детерминизма в
рамках квантовой теории в пользу индетернизма. В действительности же здесь
принцип детерминизма изменял свою форму. В рамках классической физики, если
в начальный момент времени известны положения и состояние движения
элементов системы, можно полностью предсказать ее положение в любой будущий
момент времени. Все макроскопические системы были подчинены этому принципу.
Даже в тех случаях, когда приходилось вводить вероятности, всегда
предполагалось, что все элементарные процессы строго детернизированы и что
только их большое число и беспорядочность поведения заставляет обращаться к
статистическим методам. В квантовой теории ситуация принципиально иная. Для
реализации принципов детернизации здесь необходимо знать координаты и
импульсы, и это соотношением неопределенности запрещается. Использование
вероятности здесь имеет иной смысл по сравнению со статистической
механикой: если в статистической механике вероятности использовались для
описания крупномасштабных явлений, то в квантовой теории вероятности,
наоборот, вводятся для описания самих элементарных процессов. Все это
означает, что в мире крупномасштабных тел действует динамический принцип
причинности, а в микромире - вероятностный принцип причинности.
Копенгагенская интерпретация предполагает, с одной стороны, описание
экспериментов в понятиях классической физики, а с другой - признание этих
понятий неточно соответствующими действительному положению вещей. Именно
эта противоречивость и обусловливает вероятность квантовой теории. Понятия
классической физики составляют важную составную часть естественного языка.
Если мы не будем использовать этих понятий для описания проводимых
экспериментов, то мы не сможем понять друг друга.
Идеалом классической физики является полная объективность знания. Но в
познании мы используем приборы, а тем самым, как говорит Гейнзерберг, в
описание атомных процессов вводится субъективный элемент, поскольку прибор
создан наблюдателем. "Мы должны помнить, что то, что мы наблюдаем, - это не
сама природа, а природа, которая выступает в том виде, в каком она
выявляется благодаря нашему способу постановки вопросов научная работа в
физике состоит в том, чтобы ставить вопросы о природе на языке, которым мы
пользуемся, и пытаться получить ответ в эксперименте, выполненном с помощью
имеющихся у нас в распоряжении средств. При этом вспоминаются слова Бора о
квантовой теории: если ищут гармонии в жизни, то никогда нельзя забывать,
что в игре жизни мы одновременно и зрители, и участники. Понятно, что в
нашем научном отношении к природе наша собственная деятельность становится
важной там, где нам приходится иметь дело с областями природы, проникнуть в
которые можно только благодаря важнейшим техническим средствам"[15]
Классические представления пространства и времени также оказалось
невозможным использовать для описания атомных явлений. Вот что писал по
этому поводу другой создатель квантовой теории: "существование кванта
действия обнаружило совершенно непредвиденную связь между геометрией и
динамикой: оказывается, что возможность локализации физических процессов в
геометрическом пространстве зависит от их динамического состояния. Общая
теория относительности уже научила нас рассматривать локальные свойства
пространства-времени в зависимости от распределения вещества во Вселенной.
Однако существование квантов требует гораздо более глубокого преобразования
и больше не позволяет нам представлять движение физического объекта вдоль
определенной линии в пространстве-времени (мировой линии). Теперь нельзя
определить состояние движения, исходя из кривой, изображающей
последовательные положения объекта в пространстве с течением времени.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27