Нобелевские лауреаты в области физики

Капицы, может служить передача электрического тока по волноводам в виде

труб, проложенных под землей. С помощью магнетрона постоянный ток

преобразуется в высокочастотный, который и нагнетается в волновод. На

выходе другой магнетрон преобразует его в постоянный, и он направляется к

потребителю.

Совершенствуя свой институт, Капица считал необходимым для его

нормальной деятельности установление широких научных связей. И это он

успешно претворял в жизнь. Не случайно и как ученый, и как директор ИФП П.

Л. Капица к 1955 г. был почетным доктором многих иностранных университетов

и почетным членом многих зарубежных академий наук. Еще в 1934 г. он был

награжден медалью Льежского университета (Бельгия), в 1942г. Институт

электриков (Великобритания) наградил Капицу медалью Фарадея. В конце войны

(1944 г.) Институт Франклина (Филадельфия, США) присудил Петру Леонидовичу

Большую золотую медаль Франклина за выдающийся вклад в экспериментальную и

теоретическую физику.

В 1965 г. Датский инженерный союз присудил Капице Международную

золотую медаль Н. Бора. В Дании Петр Леонидович повстречался со многими

учеными, в том числе с Оге Бором — сыном Н. Бора — теперь уже профессором,

директором Института теоретической физики в Копенгагене, созданного в свое

время его отцом.

«В лице Петра Леонидовича мы видим заслуженного представителя великих

и долголетних традиций русской науки... Научная работа Капицы

характеризуется его мастерством в экспериментировании и глубоким

проникновением в технические стороны экспериментального исследования.

...Капица, конечно, редкое явление, которое объединяет в своем лице

физическую и инженерную науки... Петр Капица не только исключительный

ученый, но... также глубоко преданный науке, выдающийся человек»,—сказал О.

Бор на церемонии вручения медали.

В январе 1966 г. Петр Леонидович получил письмо за подписью президента

Лондонского Королевского общества, в котором сообщалось о присуждении ему

медали и премии Резерфорда за большой вклад в развитие физики. Эта медаль,

отчеканенная в честь его великого учителя и незабвенного друга, конечно,

была очень дорога Капице. (За работы в области сильных магнитных полей П.

Капица еще в 30-е годы был награжден Лондонским Королевским обществом

золотой медалью Копли, став в 1929 г. членом Английской академии).

В 1968 г. голландское общество холодильной техники вручило Капице

золотую медаль Камерлинг-Оннеса.

В 1972 г. Капица посетил Польшу, где был удостоен степени почетного

доктора Вроцлавского университета и медали Коперника Польской академии

наук. В 1974 г. Петр Леонидович отправляется в Индию в качестве гостя

индийского правительства и с целью обсуждения перспектив научного обмена

между нашими странами, в этом же году он едет в Швейцарию, где Лозанский

университет присудил ему ученую степень почетного доктора. Это была уже 32-

я ученая степень иностранных университетов и академий. В 1974 г., в день

своего 80-летия, директор ИФП академик П. Л. Капица стал дважды Героем

Социалистического Труда. В октябре 1978 г. Шведская академия наук присудила

П. Л. Капице Нобелевскую премию.

Вручение Нобелевской премии еще одному советскому академику,

несомненно, является признанием большого вклада науки нашей страны в

мировую науку, признанием личного научного вклада одного из выдающихся ее

представителей—Петра Леонидовича Капицы.

Мария Кюри

Мария Склодовская родилась 7 ноября 1867 г. в Варшаве, в семье учителя

русской гимназии; Мать ее тоже была преподавательницей. Окончив в 16 лет с

золотой медалью русскую гимназию, Мария из-за нужды не смогла продолжить

образование. Чтобы помогать семье, она начала репетиторскую работу в

богатых домах. Это было своеобразной школой для молодой гимназистки.

Но время идет, а положение Марии остается прежним. Она уже начинает

терять веру в будущее. «Мои планы самые скромные: я мечтаю иметь

собственный угол... Чтобы получить независимость, я отдала бы полжизни»,—

писала она в 1887 г. Но вот в 1890 г. старшая сестра выходит замуж и

приглашает к себе в Париж Марию. Сбывается давнишняя мечта: Мария поступает

в Сорбонну — знаменитый Парижский университет.

Ей приходится много работать, чтобы восполнить пробелы в образовании.

Молодая полька проявляет большие способности и исключительное трудолюбие. В

26 лет в 1893 г. она заканчивает физический факультет и признается лучшей в

выпуске; а через год получает диплом об окончании и математического

факультета Сорбонны, оказавшись в выпуске второй.

Еще будучи студенткой, Мария посещает заседания физического общества,

где с огромным интересом слушает сообщения ученых о новых открытиях. Здесь

весной 1894 г. она знакомится с молодым, но уже известным физиком Пьером

Кюри, ставшим в 1895 г. профессором парижской Школы промышленной физики и

химии. 25 июля 1895 г. состоялась свадьба Пьера Кюри и Марии Склодовской.

Так образовался крепкий союз из любящих друг друга людей, союз редкостный

по общности жизненных, культурных и научных интересов.

В 1897 г. Мария решает заняться докторской диссертацией. Когда речь

зашла о теме, Пьер вспомнил разговор с Беккерелем и посоветовал жене ближе

познакомиться с его открытием... Итак, тема выбрана, нужны материалы и

место для работы. По просьбе Пьера директор института выделяет на первом

этаже небольшое помещение, служившее раньше машинным отделением и складом.

Трудно было представить себе место, менее пригодное для научной работы:

сырость, теснота, холод, никакого оборудования и никаких удобств. Но Марию

это мало смущает. Она упорно ищет ответ на вопрос: что является подлинным

источником уранового излучения? С этой целью она решает исследовать большое

количество образцов минералов и солей и выяснить, только ли уран обладает

свойством излучать. Работая с образцами тория, она обнаруживает, что он,

подобно урану, дает такие же лучи и примерно такой же интенсивности.

Значит, данное явление оказывается свойством не только урана, и ему надо

дать особое название. Мария Кюри предложила назвать это явление

радиоактивностью, а уран и торий — радиоактивными элементами. Работа

продолжается с новыми минералами.

12 апреля 1898 г. на заседании Парижской академии наук было сделано

сообщение о результатах этих опытов. Приводим отрывок из этого сообщения:

«Два минерала, содержащих уран— урановая смоляная руда (окись урана) и

хальколит (фосфат меди и уранила) — гораздо активнее самого урана. Факт

этот весьма примечателен и заставляет думать, что эти минералы, очевидно,

содержат какой-то новый элемент, обладающий гораздо большей активностью,

чем уран». Когда новое вещество будет выделено и преподнесено ученым, тогда

можно будет говорить об открытии. Пьер, как физик, верит результатам Марии,

верит в ее интуицию. Он чувствует важность работы и, оставив временно

исследование кристаллов, начинает работать вместе с супругой. И эта

беспримерная в истории совместная научная работа продолжалась восемь лет,

до трагической гибели Пьера. Они терпеливо выделяют обычными химическими

анализами все тела. входящие в состав урановой смолки, и в результате

опытов убеждаются, что существуют каких-то два новых элемента, которыми и

объясняется необычная активность окиси урана. В июле 1898 г. они уже могут

заявить об открытии одного из них и предлагают назвать его «полонием» — по

имени родной страны Марии.

26 декабря 1898 г. на заседании академии наук было зачитано новое

сообщение супругов Кюри: «...В силу различных, только что изложенных

обстоятельств мы склонны к убеждению, что новое радиоактивное вещество

содержит новый элемент, который мы предлагаем назвать «радием». Мы получили

хлористые соли этого вещества, они в 900 раз активнее чистого урана». В

своем сообщении об открытии радия Кюри ссылались на химика Дэмарсе,

который, исследуя данный ими образец вещества методом спектрального

анализа, нашел в его спектре новую линию, не принадлежащую ни одному из

известных элементов. Аргумент был серьезным и вполне убедительным, особенно

для физиков. Химики же заявили: «Вы говорите о новых элементах. Покажите их

нам, и мы тогда скажем, что вы правы». Мария приняла вызов и уговорила мужа

пройти весь путь от начала до конца, хотя, где этот конец, она не знала. А

наступил он только через четыре года титанической работы, в которой с

самого начала все было проблемой: не было сырья, не было помещения, не

хватало средств.

Мария понимала, что для выделения ничтожного количества нового

элемента потребуется переработать огромное количество урановой руды, так

как, по их предположению, в ней содержится всего 1 % радия. В

действительности же оказалось, что содержание радия не достигает в ней даже

одной стотысячной доли процента! Это означало, что для получения одного и

того же количества радия надо было переработать в сто тысяч раз больше

руды, чем они предполагали. Кроме того, урановая смолка — очень ценный

минерал, идущий на изготовление дорогого богемского стекла. Этот минерал

добывали на очистительных заводах в Богемии. Как быть? И Кюри принимают

решение: для своей работы использовать не урановую смолку, а те отходы

руды, которые выбрасывают как негодные после ее извлечения. Они обратились

к австрийскому профессору Зюссу (рудники находились в Австрии), чтобы тот

походатайствовал за них перед Венской академией наук.

Но где найти помещение? Пьер вновь обращается к директору своего

института. К сожалению, ничего нет, кроме сарая на дворе, без пола, с

протекающей крышей, без отопления; сарая» в котором раньше медицинский

факультет препарировал трупы. И пока они чистили и приводили в порядок

бывшую покойницкую, из Вены пришло письмо с сообщением, что австрийское

правительство дарит французским ученым тонну отходов урановой руды. Если

этого количества окажется мало, то дирекция рудников имеет указание

отпустить на льготных условиях необходимое количество. Вскоре пришел и

долгожданный подарок. Мария счастлива, что можно начать работу. Она не

обращает внимание на жуткие условия работы. «Мне приходилось обрабатывать в

день до двадцати килограммов первичного материала, и в результате весь

сарай был заставлен большими химическими сосудами с осадками и растворами;

изнурительный труд переносить мешки, сосуды, переливать растворы из одного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты