Общие вопросы методики преподавания физики

Для профильного дифференцированного обучения предусматривают разное

количество часов по физике, различная глубина изложения материала,

различный перечень заданий и упражнений, разделов и тем.

Типы (уровни профильных программ):

Курс А – курс общекультурной ориентации

Профили: гуманный

Исторический

Спортивный

Философский

Тут физику излагают на уровне общенаучных понятий и теорий и используют

несложный математический аппарат.

Курс В – прикладной

Профили: физико-технический

Технический

Химико-технологический

Развитие конструкторских решений, умение использовать практические задачи и

т.д.

Курс С – курс углубленного творческого уровня

Профили: физический

Физико-математический

Физико-химический

Более трудный математический аппарат, более высокий уровень физических

обобщений, решение более сложных задач. В каждом профиле есть свои уровни.

Гуманитаризация обучения – это акцентирование внимания на преодоление

жестокого отношения к природе и человеку.

При обучении физики нужно руководствоваться дейтельностным подходом,

который предполагает подачу знаний учащихся не в готовом виде, а чтобы они

самостоятельно учились добывать эти знания, обобщать, анализировать и

выдавать творческое решение, т. е. Развивать творческое мышление.

ТЕМА3: Общие вопросы психологии дидактики

и методики обучения физики.

3.1 Психологические особенности процесса обучения физики.

Для успешного преподавания необходимо:

- знание основ физики, методики преподавания и общих психологических

закономерностей процесса обучения и усвоения знаний (формирование умений и

навыков, развития мышления, возрастные особенности, индивидуальное различие

психического развития, направленность личности (отношение к труду,

коллективу, учебе и самому себе), волевые и эмоциональные

качества(самостоятельность, целенаправленность, инициативность,

устойчивость чувств, глубина эмоциональных переживаний), особенности

познавательной деятельности и умственное развитие (внимание, память и

речь).

Ведущую роль в формировании и развитии психологических особенностей играет

социальный опыт, условие жизни и деятельности, обучение и воспитание.

Важными предпосылками псих. развития являются природные особенности

человека, т.е. врожденное состояние нервной системы и анатомо-

физиологическое состояние мозга. В процессе, развития важную роль играет

процесс самовоспитания. Способности формируются и воспитываются в

зависимости от условий жизни и деятельности, обучения и воспитания.

Выгодский предложил, что обучение предшествует развитию. Обучение ведет за

собой развитие, но стимулируя развитие оно отражается на него. Для усвоения

и развития некоторых форм мышления требуются определенные сроки. Выгодский

и Леонтьев назвали эти периоды сентизетивными. Для становления речи

сентизетивный период 1-5 лет, для модельного мышления 11-13 лет, для

математического мышления от 15 до 20 лет. Психика обладает пластичностью,

т.е. можно использовать метод компенсации. (Например, если плохое зрение,

то обострен слух)

Характеристики и критерии умственного развития.

1. Быстрота усвоения материала (темп продвижения)

1. Экономичность мышления

1. Уровень аналитико-синтетической деятельности

1. Перенос приемов умственной деятельности сформированных на одном объекте

на другой объект

1. Умение самостоятельно систематизировать и обобщать

Психологические особенности обучения физики

1. Абстрагирование и построение идеальных моделей

1. используются модели и знаковые обозначения (формулы и графики). От

учащихся требуется осуществлять переход от реальных объектов к знаковым.

1. эмоциональность

3.2 Структура физического знания

Имеется два уровня: имперический и теоретический

Имперический включает данные опыта, имперические понятия, законы и

закономерности. изучая физическия явления, формирует набор эксперимента,

затем его анализирует, описывает, и на основе этого формируют законы и

закономерности. Для количественной оценки физических явлений вводят

числовые характеристики меры их свойств, которые называют физическими

величинами. Физическая величина - это числовая характеристика свойств

физических объектов, полученная путем измерения. Физический объект - тело,

система, состояния этой системы или процессы которые в ней происходят.

Каждая физическая величина характеризует физический объект не только

количественно, но и качественно. Физическая величина - это не сама

действительность - это принятый в физике способ описания физической

реальности. Каждый физический объект обладает множеством свойств, которые

используют метод идеолизации : выделяют существенные стороны и отбрасывают

несущественные, и тогда изучают упрощенную модель (мат точка, мат маятник,

абсолютно твердое тело).

Теоретический уровень включает теории, идеи и гипотезы. Физическая теория -

это теоретические законы, представленные в виде математических уравнений,

которые описывают данные явления.

Теоретические законы отличаются большей общностью, они включают

теоретические понятия и имперические понятия. Теоретические понятия более

отдаленные от опытных.

Физическая теория выделяет структурные части: Основание, ядро, следствие.

Основание включает имперический базис (набор опытных данных),

идиолизированный объект и физические величины. Идиолизированный объект -

модель материи на определенном структурном уровне. Каждая теория отличается

одна от другой идиализированным объектом.

Например: В электродинамике ид. Объект - электрический газ, в квантовой

электродинамике - гармонический осцилятор.

Переходным мостом от имперического базиса к новой теории служит идеальный

объект.

Ядро физический теории составляет система общих законов выраженных в

математических уравнениях, постулатах и принципах.

Система уравнений представляет собой математическую модель данного вида

взаимодействияматерий, в котором идиализированный объект представлен в

динамике и движении.

В фундаментальные уравнения входят фундаментальные константы: с, Планка,

Больцмана.

Особым видом физических законов сохранения являются законы сохранения;

число их растет.

Каждой физической теории соответствует набор принципов симметрии, которые

проявляют себя в неизменности физических законов при определенных

преобразованиях(операциях). Напрмер есть непрерывные преобразования:

перенос или поворот системы, как целое; дискретные преобразования: замена

частиц на античастицы. Важную роль играет принцип соответствия, который

означает, что новые теории осимптотически переходят в старые, если

фундаментальные сонстанты приобретают критические значения (0, 1, ().

Выводы строятся путем логической дедукции. Совокупность основных идей,

принципов и гипотез создает физическую картину мира.

3.3.Мотивация учения и формирование познавательного интереса к физике.

Под мотивами в психологии понимают побудительные причины, действия и

поступков. На форрмирование мотивов влияет: потребность, инстинкты, эмоции,

чувства, установки и идеалы.

Мотивы учения:

1. установка родителей

1. стремление быть не хуже других

1. стремление получить аттестат

1. стремление поступить в институт

Социальные мотивы: послужить на благо общества.

Духовные: знание познать истину.

Познавательный интерес определяет положительное отношение к предмету и

помогает сформировать самостоятельную творческую деятельность. Если интерес

не сформирован, то информация проходит через мозг бесследно, не вызывает

положительных эмоций, а вызывает полное безразличие.

Причины побуждающие интерес:

1. интересное изложение материала

1. нравится учитель

1. нравится действие (7 класс)

1. знания пригодятся в быту

1. знания по физике пригодятся при поступлении

причины отсутствия интереса:

1. сложное изложение материала в учебнике

1. излишнее заматеметизированность материала

1. однобразные демонстрации (шарики и тележки)

1. неинтересное изложение материала учителем

1. отсутствие связи теории и практики

1. проблемы знания за предыдущие годы.

Выход: проблемность обучения, устраивать конкурс проектов, конкурс

рефератов, техническое моделирование и конструирование.

3.4. Формирование умений и навыков в учебной работе.

Различают интеллектуальные умения:

- умение анализировать

- умение абстрагировать

- сравнивать

- синтезировать

практические умения:

- измерять

- вычислять

- собирать схему и т.д.

познавательные умения:

- умения самостоятельно приобретать знания

умение работать с книгой

умение наблюдения(выбрать объект, цель, наилучший способ наблюдения,

сделать выводы).

Эксперимент включает наблюдение, измерение, вычисление, графические

построения.

Организационное - умение планировать свою работу, организовать свое место,

осуществлять самоконтроль за качеством работы.

Психологи (Гальперин) выделяют 3 типа ориентировочной основы действия и

соответственно 3 типа ориентировки заданий.

1 ориентировочный тип задания:

есть образец действия и его конечный продукт. Учащиеся идут методом проб и

ошибок. Задание выполняется, но действие остается неустойчивым.

2 тип:

дается образец действия и все указания по выполнению нового задания.

3 тип:

обучение учащихся такому анализу новых заданий, которое позволяет им

выделить опорные точки и условия для правильного выполнения задания.

Исследования показали, что наиболее эффективным является обучение,

основанное на поэтапном формировании умений. Например по такой схеме:

1. выполнение заданий по образцу. Учащимся дается полный алгоритм решения

задания.

1. Реконструктивно- вариативные задания. Задание несколько изменяется,

ноучащиеся используют знания, полученные при выполнении заданий по

образцу.

1. Частично - поисковое задание. Перед учащимися ставится проблема

самостоятельно решить некоторые части заданий.

1. Творческие задания. Полнейшая самостоятельность в выборе методов и

соедств выполнения задания. Целью этих заданий является открытие либо

новых знаний, которых учащийся раньше не знал, либо открытий мирового

развития.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты