Для профильного дифференцированного обучения предусматривают разное
количество часов по физике, различная глубина изложения материала,
различный перечень заданий и упражнений, разделов и тем.
Типы (уровни профильных программ):
Курс А – курс общекультурной ориентации
Профили: гуманный
Исторический
Спортивный
Философский
Тут физику излагают на уровне общенаучных понятий и теорий и используют
несложный математический аппарат.
Курс В – прикладной
Профили: физико-технический
Технический
Химико-технологический
Развитие конструкторских решений, умение использовать практические задачи и
т.д.
Курс С – курс углубленного творческого уровня
Профили: физический
Физико-математический
Физико-химический
Более трудный математический аппарат, более высокий уровень физических
обобщений, решение более сложных задач. В каждом профиле есть свои уровни.
Гуманитаризация обучения – это акцентирование внимания на преодоление
жестокого отношения к природе и человеку.
При обучении физики нужно руководствоваться дейтельностным подходом,
который предполагает подачу знаний учащихся не в готовом виде, а чтобы они
самостоятельно учились добывать эти знания, обобщать, анализировать и
выдавать творческое решение, т. е. Развивать творческое мышление.
ТЕМА3: Общие вопросы психологии дидактики
и методики обучения физики.
3.1 Психологические особенности процесса обучения физики.
Для успешного преподавания необходимо:
- знание основ физики, методики преподавания и общих психологических
закономерностей процесса обучения и усвоения знаний (формирование умений и
навыков, развития мышления, возрастные особенности, индивидуальное различие
психического развития, направленность личности (отношение к труду,
коллективу, учебе и самому себе), волевые и эмоциональные
качества(самостоятельность, целенаправленность, инициативность,
устойчивость чувств, глубина эмоциональных переживаний), особенности
познавательной деятельности и умственное развитие (внимание, память и
речь).
Ведущую роль в формировании и развитии психологических особенностей играет
социальный опыт, условие жизни и деятельности, обучение и воспитание.
Важными предпосылками псих. развития являются природные особенности
человека, т.е. врожденное состояние нервной системы и анатомо-
физиологическое состояние мозга. В процессе, развития важную роль играет
процесс самовоспитания. Способности формируются и воспитываются в
зависимости от условий жизни и деятельности, обучения и воспитания.
Выгодский предложил, что обучение предшествует развитию. Обучение ведет за
собой развитие, но стимулируя развитие оно отражается на него. Для усвоения
и развития некоторых форм мышления требуются определенные сроки. Выгодский
и Леонтьев назвали эти периоды сентизетивными. Для становления речи
сентизетивный период 1-5 лет, для модельного мышления 11-13 лет, для
математического мышления от 15 до 20 лет. Психика обладает пластичностью,
т.е. можно использовать метод компенсации. (Например, если плохое зрение,
то обострен слух)
Характеристики и критерии умственного развития.
1. Быстрота усвоения материала (темп продвижения)
1. Экономичность мышления
1. Уровень аналитико-синтетической деятельности
1. Перенос приемов умственной деятельности сформированных на одном объекте
на другой объект
1. Умение самостоятельно систематизировать и обобщать
Психологические особенности обучения физики
1. Абстрагирование и построение идеальных моделей
1. используются модели и знаковые обозначения (формулы и графики). От
учащихся требуется осуществлять переход от реальных объектов к знаковым.
1. эмоциональность
3.2 Структура физического знания
Имеется два уровня: имперический и теоретический
Имперический включает данные опыта, имперические понятия, законы и
закономерности. изучая физическия явления, формирует набор эксперимента,
затем его анализирует, описывает, и на основе этого формируют законы и
закономерности. Для количественной оценки физических явлений вводят
числовые характеристики меры их свойств, которые называют физическими
величинами. Физическая величина - это числовая характеристика свойств
физических объектов, полученная путем измерения. Физический объект - тело,
система, состояния этой системы или процессы которые в ней происходят.
Каждая физическая величина характеризует физический объект не только
количественно, но и качественно. Физическая величина - это не сама
действительность - это принятый в физике способ описания физической
реальности. Каждый физический объект обладает множеством свойств, которые
используют метод идеолизации : выделяют существенные стороны и отбрасывают
несущественные, и тогда изучают упрощенную модель (мат точка, мат маятник,
абсолютно твердое тело).
Теоретический уровень включает теории, идеи и гипотезы. Физическая теория -
это теоретические законы, представленные в виде математических уравнений,
которые описывают данные явления.
Теоретические законы отличаются большей общностью, они включают
теоретические понятия и имперические понятия. Теоретические понятия более
отдаленные от опытных.
Физическая теория выделяет структурные части: Основание, ядро, следствие.
Основание включает имперический базис (набор опытных данных),
идиолизированный объект и физические величины. Идиолизированный объект -
модель материи на определенном структурном уровне. Каждая теория отличается
одна от другой идиализированным объектом.
Например: В электродинамике ид. Объект - электрический газ, в квантовой
электродинамике - гармонический осцилятор.
Переходным мостом от имперического базиса к новой теории служит идеальный
объект.
Ядро физический теории составляет система общих законов выраженных в
математических уравнениях, постулатах и принципах.
Система уравнений представляет собой математическую модель данного вида
взаимодействияматерий, в котором идиализированный объект представлен в
динамике и движении.
В фундаментальные уравнения входят фундаментальные константы: с, Планка,
Больцмана.
Особым видом физических законов сохранения являются законы сохранения;
число их растет.
Каждой физической теории соответствует набор принципов симметрии, которые
проявляют себя в неизменности физических законов при определенных
преобразованиях(операциях). Напрмер есть непрерывные преобразования:
перенос или поворот системы, как целое; дискретные преобразования: замена
частиц на античастицы. Важную роль играет принцип соответствия, который
означает, что новые теории осимптотически переходят в старые, если
фундаментальные сонстанты приобретают критические значения (0, 1, ().
Выводы строятся путем логической дедукции. Совокупность основных идей,
принципов и гипотез создает физическую картину мира.
3.3.Мотивация учения и формирование познавательного интереса к физике.
Под мотивами в психологии понимают побудительные причины, действия и
поступков. На форрмирование мотивов влияет: потребность, инстинкты, эмоции,
чувства, установки и идеалы.
Мотивы учения:
1. установка родителей
1. стремление быть не хуже других
1. стремление получить аттестат
1. стремление поступить в институт
Социальные мотивы: послужить на благо общества.
Духовные: знание познать истину.
Познавательный интерес определяет положительное отношение к предмету и
помогает сформировать самостоятельную творческую деятельность. Если интерес
не сформирован, то информация проходит через мозг бесследно, не вызывает
положительных эмоций, а вызывает полное безразличие.
Причины побуждающие интерес:
1. интересное изложение материала
1. нравится учитель
1. нравится действие (7 класс)
1. знания пригодятся в быту
1. знания по физике пригодятся при поступлении
причины отсутствия интереса:
1. сложное изложение материала в учебнике
1. излишнее заматеметизированность материала
1. однобразные демонстрации (шарики и тележки)
1. неинтересное изложение материала учителем
1. отсутствие связи теории и практики
1. проблемы знания за предыдущие годы.
Выход: проблемность обучения, устраивать конкурс проектов, конкурс
рефератов, техническое моделирование и конструирование.
3.4. Формирование умений и навыков в учебной работе.
Различают интеллектуальные умения:
- умение анализировать
- умение абстрагировать
- сравнивать
- синтезировать
практические умения:
- измерять
- вычислять
- собирать схему и т.д.
познавательные умения:
- умения самостоятельно приобретать знания
умение работать с книгой
умение наблюдения(выбрать объект, цель, наилучший способ наблюдения,
сделать выводы).
Эксперимент включает наблюдение, измерение, вычисление, графические
построения.
Организационное - умение планировать свою работу, организовать свое место,
осуществлять самоконтроль за качеством работы.
Психологи (Гальперин) выделяют 3 типа ориентировочной основы действия и
соответственно 3 типа ориентировки заданий.
1 ориентировочный тип задания:
есть образец действия и его конечный продукт. Учащиеся идут методом проб и
ошибок. Задание выполняется, но действие остается неустойчивым.
2 тип:
дается образец действия и все указания по выполнению нового задания.
3 тип:
обучение учащихся такому анализу новых заданий, которое позволяет им
выделить опорные точки и условия для правильного выполнения задания.
Исследования показали, что наиболее эффективным является обучение,
основанное на поэтапном формировании умений. Например по такой схеме:
1. выполнение заданий по образцу. Учащимся дается полный алгоритм решения
задания.
1. Реконструктивно- вариативные задания. Задание несколько изменяется,
ноучащиеся используют знания, полученные при выполнении заданий по
образцу.
1. Частично - поисковое задание. Перед учащимися ставится проблема
самостоятельно решить некоторые части заданий.
1. Творческие задания. Полнейшая самостоятельность в выборе методов и
соедств выполнения задания. Целью этих заданий является открытие либо
новых знаний, которых учащийся раньше не знал, либо открытий мирового
развития.