5. Экспериментальные задачи
Для постановки задачи важно:
1. Правильно сформулировать вопрос
2. Проблема должна устанавливать логическую связь между ранее изученным
материалом и новыми знаниями
3. Создавать видимые границы известного и неизвестного
4. Вызывать чувство удивления, когда сопоставляется новое с известным и
понимать о необходимости приобретении новых знаний.
Проблемные вопросы должны содержать противоречивость информации и побуждать
к поиску закономерностей. (плавание: гвоздь и корабль)
Опыт: 2 стакана с водой, комнатная
температура. Алюминиевые тела в t=100 0C
c разными массами. Где больше температура
? t1’>t2’, Q = f(m) – зависит от массы.
T1’>T2’ > Q1>Q2
> Q = f(C), C - теплоемкость.
ТЕМА5: Формы организации
учебных занятий по физике.
5.1 Типы и структура уроков по физике.
Цели уроков:
1. Сообщить новые знания.
2. Сформулировать новые понятия.
3. Сформулировать умения и навыки применения знаний на практике.
4. Углубить и закрепить знания.
5. Повторение, контроль и учет знаний.
При подготовке к уроку необходимо выделить цель (задачу) занятия и
определить методы для решения, а также формы организации учебного процесса
(лабораторные работы, практические, …).
Классификация уроков (их типы по решению дидактических задач):
1. Урок изучения нового материала
2. Урок формулирования практических умений и навыков.
3. Урок повторения и обобщения
4. Урок контроля и учета знаний.
5. Комбинированный урок.
Урок изучения нового материала.
Основной метод – беседа, рассказ, школьная лекция.
Структура:
I. Вступительная часть (беседа или упражнение). Повторение знаний,
которые знают учащиеся и подводят к новым знаниям. Письменный или
устный опрос, короткие упражнения, раздаточный материал.
II. Создание проблемной ситуации и организации ее решения. Выдвигается
учебная задача, анализирующая способы ее решения и выдвигается
гипотеза.
III. Гипотезы подтверждаются, в основном физическим экспериментом.
IV. Анализ полученных результатов и выводы.
V. Упражнения на закрепление.
VI. Домашнее задание.
На протяжении всего урока идет учет и оценивание учащихся. Урок должен
всегда быть законченным целым, он должен связывать предыдущие знания с теми
знаниями, которые будут получены далее.
Если проводится эвристическая беседа, то нужно ставить такие вопросы:
Почему? На основании чего? Как?
Урок формирования практических умений и навыков:
Умение:
. Решать задачи
. Выполнять расчеты
. Собирать схемы
. Проводить наблюдения и измерения.
Учитель должен показать образец выполнения любого задания, а потом обучать
этим навыкам и умениям.
Структурные элементы:
I. Выяснение цели работы
II. Теоретические обоснования и правила его выполнения.
III. Образец выполнения работы
IV. Упражнение или измерение
V. Подведение итогов и заключительная беседа.
VI. Домашнее задание.
Урок обобщения и повторения знаний:
Цель:
1. Привести знания в систему
2. Научить выделять существенные признаки изучаемого явления.
3. Установить связи между ранее изученными явлениями и подготовить к
изучению нового материала.
Формы работы:
1. Итоговая беседа
2. Обзорные лекции
3. Решение комбинированных задач
4. Просмотр учебных кинофильмов.
5. Телепередача.
Структура урока:
1. Беседа с целью анализа (повторения) физического явления
2. Решение задач и упражнений
3. Рефераты или сообщения учащихся и их обсуждения
4. Просмотр фильмов
5. Подведение итогов
6. Домашнее задание
Урок контроля и учета знаний:
Формы проведения:
1. Индивидуальный опрос (один у доски)
2. Фронтальный (все сразу)
3. Рефераты
4. Решение задач
5. Используются тесты и раздаточный материал
Специальные виды урока контроля и учета знаний:
1. Письменные и контрольные работы
2. Контрольные и лабораторные
работы – это 1) проведенная
работа без инструкции (для
слабых учащихся)
2) с
измененным заданием (ученики
это делали, но
нужно определить что-то
другое).
3. Зачеты (по большому разделу)
Структура работы:
1. Вступительный инструктаж
2. Выполнение работы
3. Итог (общие и индивидуальные ошибки)
Комбинированный урок: (чаще всего проводится)
- пик внимания учеников приходится на первые 25-30 мин.
Структура:
1. проверка д/з и повторение пройденного
2. изложение нового материала
3. упражнения и проверка усвоения нового материала
4. домашнее задание
Система учебных занятий:
Активность учащихся зависит от чередования видов учебной деятельности. В
систему входят: зачеты, семинары, учебные конференции, уроки повторения и
обобщения материала, лабораторные практикуму, факультативы, экзамены.
ТЕМА6: Методика и техника школьного
физического эксперимента.
6.1 Учебный физический эксперимент, его структура и задача.
Учебный эксперимент – это воспроизведение физического явления на уроке с
помощью специальных приборов в условиях наиболее доступных для его
проведения. Это отражение научного метода познания.
Цели:
1. служит источником знания
2. является методом обучения
3. это вид наглядности.
Классификация по организационному признаку:
1. демонстрационные опыты (эксперименты). (обязательные в программе: опыты
Кулона, Столетова (фотоэффект), опыты Герца, Максвелла, весы Камидеша)
2. Фронтальные лабораторные работы, опыты, наблюдения.
3. Физический практикум
4. Внеклассные опыты и наблюдения
. Количественные и качественные
. Экспериментальные задачи
. Творческие задания
6.2 Демонстрационный эксперимент и дидактические требования к нему.
Методика и техника подготовки и проведения демонстрационных опытов.
Демонстрация – это показ учителем физических явлений и связи между ними.
Цель:
Создание физических представлений, физических понятий, проиллюстрировать
явления и приучить учащихся искать источник знания в явлениях физического
мира и опытах.
Требования:
1. Темп изложения должен совпадать с темпом демонстрации
2. Должны быть на каждом уроке.
3. Должны логически соединять предшествующие опыты с последующими. Для
этого можно использовать одну и туже установку, но проводить измерения в
ней.
4. Не должен загромождать урок
5. Должна присутствовать новизна и заинтересованность.
Перед демонстрацией можно уяснить проведение ее с помощью схемы на доске. В
некоторых случаях полезно собирать схему перед учащимися. Можно
использовать проблемный подход, т.е. поставить проблему и решить с помощью
эксперимента. Установка должна быть простой, на столе не должно быть лишних
предметов, лучше использовать в вертикальной плоскости, использовать экраны
(для темных предметов светлый, для светлых - темный), использовать
подсветки, использовать индикаторы. Эксперимент готовить заранее, он должен
быть убедительным. Требования техники безопасности, запрещается работать
с ртутью, радиоактивными элементами, правила пожарной безопасности, сосуды
Дюара.
6.3 Фронтальные лабораторные работы и опыты.
Для фронтальных лабораторных работ:
1. Все работы выполняется на однотипном оборудовании и всеми учащимися,
непродолжительные (10-45 мин).
2. В конце урока обязательное коллективное обсуждение результатов.
На первой ступени: проверка физических закономерностей (например,
параллельное соединение), знакомят с методами измерений, тренируют по
составлению простейших схем.
На второй ступени: определение физических констант, закономерностей,
физических величин.
Встречаются качественные лабораторные работы (наблюдение физического
явления), количественные (измерение какой-то величины), кратковременные или
рассчитанные на один урок, творческие задания.
Классификация по дидактическим целям:
1. Наблюдение и изучение физических явлений
2. Знакомство с физическими приборами и измерениями по ним.
3. Знакомство с устройством и принципом действия некоторых приборов.
4. Проверка физических закономерностей (закон Бойля - Мариота)
5. Определение физических констант (g, Ридберга, больцмана)
Схема проведения лабораторной работы:
1. Вступительная беседа
2. Проведение эксперимента
3. Обработка результатов
4. Выводы
На вступительной беседе должно оговариваться: если есть приборы, то как их
использовать, объяснить шкалу измерений, техника безопасности, как оформить
работу, класс разделить на бригады, применять дифференцированный подход
т.е. если в классе есть передовики, то для того чтобы они не мешали им
нужно выдать дополнительное задание, при этом в начале нужно оговорить что
будет более высокая оценка за дополнительное задание.
Инструкция (есть ход выполнения работы)
Отчет (нет хода, должны быть таблицы, графики, выводы, вычисление
погрешности (средняя и относительная), учитель заранее должен знать какая
погрешность должна получится).
Критерии оценки:
1. Степень самостоятельности (по наблюдению)
2. Грамотность оформления
Для фронтальных опытов:
Отличаются от фронтальных лабораторных работ кратковременностью (3-10 мин),
выполняются на простом оборудовании, выполняется одно практическое действие
(наблюдение или измерение), вывод увязать с изложением материала.
6.4 Физический практикум.
Отличие:
Большая самостоятельность (длительность 1-2 урока), более сложное
оборудование, обработка результатов более объемная (систематическая
ошибка приборов, оценка полученного результата). Перед физическим
практикумом вводная беседа включает:
1. Задачу практикума
2. Его содержание
3. График выполнения