Общие вопросы методики преподавания физики

5. Экспериментальные задачи

Для постановки задачи важно:

1. Правильно сформулировать вопрос

2. Проблема должна устанавливать логическую связь между ранее изученным

материалом и новыми знаниями

3. Создавать видимые границы известного и неизвестного

4. Вызывать чувство удивления, когда сопоставляется новое с известным и

понимать о необходимости приобретении новых знаний.

Проблемные вопросы должны содержать противоречивость информации и побуждать

к поиску закономерностей. (плавание: гвоздь и корабль)

Опыт: 2 стакана с водой, комнатная

температура. Алюминиевые тела в t=100 0C

c разными массами. Где больше температура

? t1’>t2’, Q = f(m) – зависит от массы.

T1’>T2’ > Q1>Q2

> Q = f(C), C - теплоемкость.

ТЕМА5: Формы организации

учебных занятий по физике.

5.1 Типы и структура уроков по физике.

Цели уроков:

1. Сообщить новые знания.

2. Сформулировать новые понятия.

3. Сформулировать умения и навыки применения знаний на практике.

4. Углубить и закрепить знания.

5. Повторение, контроль и учет знаний.

При подготовке к уроку необходимо выделить цель (задачу) занятия и

определить методы для решения, а также формы организации учебного процесса

(лабораторные работы, практические, …).

Классификация уроков (их типы по решению дидактических задач):

1. Урок изучения нового материала

2. Урок формулирования практических умений и навыков.

3. Урок повторения и обобщения

4. Урок контроля и учета знаний.

5. Комбинированный урок.

Урок изучения нового материала.

Основной метод – беседа, рассказ, школьная лекция.

Структура:

I. Вступительная часть (беседа или упражнение). Повторение знаний,

которые знают учащиеся и подводят к новым знаниям. Письменный или

устный опрос, короткие упражнения, раздаточный материал.

II. Создание проблемной ситуации и организации ее решения. Выдвигается

учебная задача, анализирующая способы ее решения и выдвигается

гипотеза.

III. Гипотезы подтверждаются, в основном физическим экспериментом.

IV. Анализ полученных результатов и выводы.

V. Упражнения на закрепление.

VI. Домашнее задание.

На протяжении всего урока идет учет и оценивание учащихся. Урок должен

всегда быть законченным целым, он должен связывать предыдущие знания с теми

знаниями, которые будут получены далее.

Если проводится эвристическая беседа, то нужно ставить такие вопросы:

Почему? На основании чего? Как?

Урок формирования практических умений и навыков:

Умение:

. Решать задачи

. Выполнять расчеты

. Собирать схемы

. Проводить наблюдения и измерения.

Учитель должен показать образец выполнения любого задания, а потом обучать

этим навыкам и умениям.

Структурные элементы:

I. Выяснение цели работы

II. Теоретические обоснования и правила его выполнения.

III. Образец выполнения работы

IV. Упражнение или измерение

V. Подведение итогов и заключительная беседа.

VI. Домашнее задание.

Урок обобщения и повторения знаний:

Цель:

1. Привести знания в систему

2. Научить выделять существенные признаки изучаемого явления.

3. Установить связи между ранее изученными явлениями и подготовить к

изучению нового материала.

Формы работы:

1. Итоговая беседа

2. Обзорные лекции

3. Решение комбинированных задач

4. Просмотр учебных кинофильмов.

5. Телепередача.

Структура урока:

1. Беседа с целью анализа (повторения) физического явления

2. Решение задач и упражнений

3. Рефераты или сообщения учащихся и их обсуждения

4. Просмотр фильмов

5. Подведение итогов

6. Домашнее задание

Урок контроля и учета знаний:

Формы проведения:

1. Индивидуальный опрос (один у доски)

2. Фронтальный (все сразу)

3. Рефераты

4. Решение задач

5. Используются тесты и раздаточный материал

Специальные виды урока контроля и учета знаний:

1. Письменные и контрольные работы

2. Контрольные и лабораторные

работы – это 1) проведенная

работа без инструкции (для

слабых учащихся)

2) с

измененным заданием (ученики

это делали, но

нужно определить что-то

другое).

3. Зачеты (по большому разделу)

Структура работы:

1. Вступительный инструктаж

2. Выполнение работы

3. Итог (общие и индивидуальные ошибки)

Комбинированный урок: (чаще всего проводится)

- пик внимания учеников приходится на первые 25-30 мин.

Структура:

1. проверка д/з и повторение пройденного

2. изложение нового материала

3. упражнения и проверка усвоения нового материала

4. домашнее задание

Система учебных занятий:

Активность учащихся зависит от чередования видов учебной деятельности. В

систему входят: зачеты, семинары, учебные конференции, уроки повторения и

обобщения материала, лабораторные практикуму, факультативы, экзамены.

ТЕМА6: Методика и техника школьного

физического эксперимента.

6.1 Учебный физический эксперимент, его структура и задача.

Учебный эксперимент – это воспроизведение физического явления на уроке с

помощью специальных приборов в условиях наиболее доступных для его

проведения. Это отражение научного метода познания.

Цели:

1. служит источником знания

2. является методом обучения

3. это вид наглядности.

Классификация по организационному признаку:

1. демонстрационные опыты (эксперименты). (обязательные в программе: опыты

Кулона, Столетова (фотоэффект), опыты Герца, Максвелла, весы Камидеша)

2. Фронтальные лабораторные работы, опыты, наблюдения.

3. Физический практикум

4. Внеклассные опыты и наблюдения

. Количественные и качественные

. Экспериментальные задачи

. Творческие задания

6.2 Демонстрационный эксперимент и дидактические требования к нему.

Методика и техника подготовки и проведения демонстрационных опытов.

Демонстрация – это показ учителем физических явлений и связи между ними.

Цель:

Создание физических представлений, физических понятий, проиллюстрировать

явления и приучить учащихся искать источник знания в явлениях физического

мира и опытах.

Требования:

1. Темп изложения должен совпадать с темпом демонстрации

2. Должны быть на каждом уроке.

3. Должны логически соединять предшествующие опыты с последующими. Для

этого можно использовать одну и туже установку, но проводить измерения в

ней.

4. Не должен загромождать урок

5. Должна присутствовать новизна и заинтересованность.

Перед демонстрацией можно уяснить проведение ее с помощью схемы на доске. В

некоторых случаях полезно собирать схему перед учащимися. Можно

использовать проблемный подход, т.е. поставить проблему и решить с помощью

эксперимента. Установка должна быть простой, на столе не должно быть лишних

предметов, лучше использовать в вертикальной плоскости, использовать экраны

(для темных предметов светлый, для светлых - темный), использовать

подсветки, использовать индикаторы. Эксперимент готовить заранее, он должен

быть убедительным. Требования техники безопасности, запрещается работать

с ртутью, радиоактивными элементами, правила пожарной безопасности, сосуды

Дюара.

6.3 Фронтальные лабораторные работы и опыты.

Для фронтальных лабораторных работ:

1. Все работы выполняется на однотипном оборудовании и всеми учащимися,

непродолжительные (10-45 мин).

2. В конце урока обязательное коллективное обсуждение результатов.

На первой ступени: проверка физических закономерностей (например,

параллельное соединение), знакомят с методами измерений, тренируют по

составлению простейших схем.

На второй ступени: определение физических констант, закономерностей,

физических величин.

Встречаются качественные лабораторные работы (наблюдение физического

явления), количественные (измерение какой-то величины), кратковременные или

рассчитанные на один урок, творческие задания.

Классификация по дидактическим целям:

1. Наблюдение и изучение физических явлений

2. Знакомство с физическими приборами и измерениями по ним.

3. Знакомство с устройством и принципом действия некоторых приборов.

4. Проверка физических закономерностей (закон Бойля - Мариота)

5. Определение физических констант (g, Ридберга, больцмана)

Схема проведения лабораторной работы:

1. Вступительная беседа

2. Проведение эксперимента

3. Обработка результатов

4. Выводы

На вступительной беседе должно оговариваться: если есть приборы, то как их

использовать, объяснить шкалу измерений, техника безопасности, как оформить

работу, класс разделить на бригады, применять дифференцированный подход

т.е. если в классе есть передовики, то для того чтобы они не мешали им

нужно выдать дополнительное задание, при этом в начале нужно оговорить что

будет более высокая оценка за дополнительное задание.

Инструкция (есть ход выполнения работы)

Отчет (нет хода, должны быть таблицы, графики, выводы, вычисление

погрешности (средняя и относительная), учитель заранее должен знать какая

погрешность должна получится).

Критерии оценки:

1. Степень самостоятельности (по наблюдению)

2. Грамотность оформления

Для фронтальных опытов:

Отличаются от фронтальных лабораторных работ кратковременностью (3-10 мин),

выполняются на простом оборудовании, выполняется одно практическое действие

(наблюдение или измерение), вывод увязать с изложением материала.

6.4 Физический практикум.

Отличие:

Большая самостоятельность (длительность 1-2 урока), более сложное

оборудование, обработка результатов более объемная (систематическая

ошибка приборов, оценка полученного результата). Перед физическим

практикумом вводная беседа включает:

1. Задачу практикума

2. Его содержание

3. График выполнения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты