Общие вопросы методики преподавания физики

Необходимы критерии оценки уровня сформированности каждого вида умений.

1. Общие критерии по Гальперину и Леонтьеву:

- полнота выполняемых операций

- рациональная последовательность выполнения операций

- осознанность действия в целом

- обобщенность умений

На их основе определяют уровень сформированности умений.

5. Формирование физических понятий.

Понятие – єто знание наиболее общих существенных свойств (сторон) классов,

предметов и явлений в действительности, а также знание существенных связей

и отношений между этими предметами. В процессе познания понятия изменяется,

они расширяются, углубляются и даже могут быть отброшены на каком-то этапе

развития науки, и на их место приходят новые. (новые понятия – новая теория

– новые понятия).

Источниками понятия являются:

. Жизненный опыт (наблюдения, опыты, и т.д.)

. Целенаправленное формирование понятий учителем

. Попутные источники (на других предметах он дополняет это понятие)

. Стихийное (чтение научно – популярной литературы, тv)

Ошибки учащихся:

V Оперируют терминами, которые определяют это понятие, но не могут раскрыть

его содержание, отделить существенные от несущественных,

V не могут показать связи и отношения (отношение подчинения и

соподчинения),

V путают видовые признаки, относящиеся к общему роду (внутренняя энергия с

признаками кинетической и потенциальной энергии),

V не умеют классифицировать понятия.

Понятие – это первый этап формирования понятия, дальше идет его развитие

(углубляется содержание, объем, связи отношения с другими понятиями)

Основные способы формирования понятия:

1. Традиционный : от чувственно – конкретного восприятия (наблюдения,

опыты) к абстрактным (анализ, синтез) и далее от абстрактного к

конкретному, общему мышлению. Пример : понятие «атом».

2. В начале дается определение понятия , а потом осуществляется его

конкретизация и обобщение.

(первое используется на первой ступени обучения).

Этапы успешного формирования понятия на первой стадии обучения.

1. Выделение существенных признаков на основе работы с литературой, анализа

графиков и схем, и фотографий

2. Синтез существенных признаков.

3. Уточнение признаков понятия в специально подобранных заданиях.

4. Выделение общего и особенного.

5. Установление связи и отношения

6. Использование этого понятия в решении физических задач.

7. Классификация понятия и систематизация.

Критерии оценки усвоения понятия:

Полнота усвоения содержания понятия (количество усвоенных признаков

понятия)

Усвоение объема понятия

Полнота усвоения связи и отношений с другими понятиями

Умение оперировать этим понятием при решении задач.

Тема 4: Методы обучения физики.

4.1. Классификация методов обучения

Методы обучения – это способы деятельности учителя и учащихся в их

взаимосвязанной, совместной работе, направленной на достижение умений

обучения. Беседа, объяснение, рассказ, лекция, демонстрация опытов,

иллюстрация, телепередача, видеозапись, учебные кинофильмы, работа учащихся

с литературой : учебник, справочник, пособие; лабораторные опыты,

наблюдение жизни, решение задач, работа с раздаточным материалом,

фронтальный и индивидуальный опрос, письменные самостоятельная и

контрольная работы, программированный (тестовый) контроль.

Методы классифицируют по:

I. Способу передачи информации от учителя к ученику

1. Вербальный (словесный) – беседа, лекция, рассказ. Работа с

литературой.

2. Наглядный – демонстрации, модели, плакаты.

3. Практический – решение задач и лабораторные опыты.

II. По основным дидактическим задачам

1. метод приобретения знания

2. метод формирования умений

3. метод применения знаний

4. метод творческой деятельности

5. метод закрепления и контроля знаний, умений и навыков. Навык –

автоматизированное умение.

III. По характеру познавательной деятельности

1. объяснительно – иллюстративный

2. эвристический

3. репродуктивный

4. исследовательский

5. проблемное изложение

IV. По Юрию Бабанскому:

1. метод организации и осуществления познавательной деятельности

2. метод стимулирования и мотивации

3. методы контроля и самоконтроля в эффективности учебно-познавательной

деятельности.

V. В современной школе используется классификация по используемых

средствах обучения:

1. словесный

2. демонстрационный

3. лабораторный

4. работа с книгой

5. решение задач

6. иллюстративный

7. учет и контроль знаний

VI. если в основу положен метод изучаемой науки, тогда теоретические и

экспериментальные методы.

4.2 Словесные методы.

Специфическими особенностями является то, что на ряду с изложением

материала нужно использовать рисунки, графики, а также анализ полученных

результатов.

. Беседа. Используется на первой стадии учения физики.

Включается :

V Сообщение новых знаний

V Закрепление знаний

V Углубление знаний

V Обсуждение результатов лабораторных работ и опытов

V Проверка домашнего задания и знаний школьников

Наилучший способ – эвристическая беседа.

План беседы включает:

1. Составить группу вопросов, которые связаны единой логикой и

последовательностью.

2. Перечислить опыты и демонстрации и указать их место в ходе урока.

3. Перечислить записи, рисунки, которые необходимо выполнить на доске и

которые должны быть занесены в тетрадь учениками.

Требования к вопросам:

1. Четкость

2. Ясность

3. Краткость

4. Они должны стимулировать учащихся анализировать обучаемый материал,

доказывать и самостоятельно получать выводы

5. Они должны учить выделять главное, устанавливать связи, они могут быть

наводящими, но не должны содержать подсказку.

. Рассказ – это связное изложение, непрерываемое диалогами, проводится в

случае, если у учащихся отсутствуют знания, необходимые для беседы, а

также для сообщения историй открытия законов или явлений, биографии

ученых, перспективы развития науки и техники.

Рассказ полезно сочетать с беседой, при этом в начале выясняют, что знают

учащиеся об обучаемом явлении, затем систематизируют эти знания, дополняют

и углубляют рассказом.

. Объяснение – это разновидность рассказа. Используется для объяснения,

доказательства, обоснования.

. Школьная лекция: отличается от рассказов или объяснения большей глубиной,

логической последовательностью и длительностью. Используется на второй

ступени обучения в таких случаях: вступительная и заключительная лекции,

а также, когда необходимо объяснить большую группу явлений с единой точки

зрения и общих позиций.

Требования к изложению материала:

Не должны просто сообщать содержимое учебника (параграфа), его необходимо

объяснить, дополнить, углубить. Материал нужно оживить демонстрациями,

иллюстрациями, примерами из жизненного опыта и т.д.

Все словесные методы, как правило, сопровождаются экспериментом. При этом

темп изложения должен совпадать с темпом демонстрации. Когда излагаются

новые термины, то их надо записать на доске четким почерком, проставить

ударение, прочитать по слогам. Если дается определение, то темп нужно

уменьшить, интонацию повысить и повторить определение, речь должна быть

четкой, ясной и чистой и не должно быть жаргонов (физических).

LT-1 – размерность

м/с – единица скорости (единица измерения)

Очень часто дети запоминают слова, но не знают их значение, такое

запоминание называется вербальным. В психологии существуют понятия

представления памяти – то, что мы видим и воспроизводим, представление

воображения – то, что мы никогда не видели, а только представляли.

3. Записи и зарисовки на доске

Основные правила:

1. Учитель должен продумать последовательность записи и форму расположения

на доске.

2. Эти записи руководят вниманием учащихся, вовлекают зрение и слух,

мускульное напряжение.

Фиксировать на доске:

1. План урока

2. Схемы, рисунки, чертежи и т.д.

3. Формулы и их выводы

4. Примеры числовых данных

5. Решения задач

6. Фамилии ученых и даты их жизни

7. Даты наиболее важных открытий

8. Новые термины

9. План лабораторной работы

10. Задание для домашней работы

Рисунки делать карандашом от руки, линии четкие. Выполнять быстро.

Требования к записям:

. Буквы и математические знаки высотой от 4 до 6 см с учетом госта.

. Рисунки: вид спереди или сверху.

. Формулы взять в рамочку.

. Если нужно динамику рисунков, то можно воспользоваться пунктиром или

другим цветом мела.

4. Проблемное обучение физики

Цель проблемного обучения – это усвоение не только основ физики, но и

усвоение самого процесса получения знаний и научных фактов, где

используются познавательные и творческие способности. В основе проблемного

обучения лежит принцип «открытия». Однако проблемное обучение нельзя

представить как цепочку самостоятельных открытий учащимися. Здесь нужно

оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности.

Проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации. Проблемная

ситуация предполагает появление несоответствия между теми знаниями, которые

усвоили учащиеся, и явлениями, которые нужно объяснить.

Этапы, которые следуют за созданием проблемной ситуации:

1. Формирование проблемы.

2. Нахождение способов ее решения.

3. Решение проблемы наиболее оптимальным способом.

4. Формулирование выводов.

5. Подведение итогов.

Уровни проблемного обучения:

1. Проблемное изложение (учитель сам выдвигает проблему и сам ее решает,

либо показывает как она была решена в науке).

2. Эвристическая беседа, поисковое задание (учитель формулирует и совместно

с учащимися ее решает).

3. Учитель формулирует проблему, а учащиеся самостоятельно решают ее (без

учителя). (решение экспериментальных задач, какие-то опыты, наблюдения,

исследовательская работа).

4. Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать проблему и ее

самостоятельно решить.

Для создания проблемной ситуации используются:

1. Проблемные вопросы

2. Физические эксперименты (демонстрации)

3. Факты из истории открытия

4. Лабораторные работы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты