Необходимы критерии оценки уровня сформированности каждого вида умений.
1. Общие критерии по Гальперину и Леонтьеву:
- полнота выполняемых операций
- рациональная последовательность выполнения операций
- осознанность действия в целом
- обобщенность умений
На их основе определяют уровень сформированности умений.
5. Формирование физических понятий.
Понятие – єто знание наиболее общих существенных свойств (сторон) классов,
предметов и явлений в действительности, а также знание существенных связей
и отношений между этими предметами. В процессе познания понятия изменяется,
они расширяются, углубляются и даже могут быть отброшены на каком-то этапе
развития науки, и на их место приходят новые. (новые понятия – новая теория
– новые понятия).
Источниками понятия являются:
. Жизненный опыт (наблюдения, опыты, и т.д.)
. Целенаправленное формирование понятий учителем
. Попутные источники (на других предметах он дополняет это понятие)
. Стихийное (чтение научно – популярной литературы, тv)
Ошибки учащихся:
V Оперируют терминами, которые определяют это понятие, но не могут раскрыть
его содержание, отделить существенные от несущественных,
V не могут показать связи и отношения (отношение подчинения и
соподчинения),
V путают видовые признаки, относящиеся к общему роду (внутренняя энергия с
признаками кинетической и потенциальной энергии),
V не умеют классифицировать понятия.
Понятие – это первый этап формирования понятия, дальше идет его развитие
(углубляется содержание, объем, связи отношения с другими понятиями)
Основные способы формирования понятия:
1. Традиционный : от чувственно – конкретного восприятия (наблюдения,
опыты) к абстрактным (анализ, синтез) и далее от абстрактного к
конкретному, общему мышлению. Пример : понятие «атом».
2. В начале дается определение понятия , а потом осуществляется его
конкретизация и обобщение.
(первое используется на первой ступени обучения).
Этапы успешного формирования понятия на первой стадии обучения.
1. Выделение существенных признаков на основе работы с литературой, анализа
графиков и схем, и фотографий
2. Синтез существенных признаков.
3. Уточнение признаков понятия в специально подобранных заданиях.
4. Выделение общего и особенного.
5. Установление связи и отношения
6. Использование этого понятия в решении физических задач.
7. Классификация понятия и систематизация.
Критерии оценки усвоения понятия:
Полнота усвоения содержания понятия (количество усвоенных признаков
понятия)
Усвоение объема понятия
Полнота усвоения связи и отношений с другими понятиями
Умение оперировать этим понятием при решении задач.
Тема 4: Методы обучения физики.
4.1. Классификация методов обучения
Методы обучения – это способы деятельности учителя и учащихся в их
взаимосвязанной, совместной работе, направленной на достижение умений
обучения. Беседа, объяснение, рассказ, лекция, демонстрация опытов,
иллюстрация, телепередача, видеозапись, учебные кинофильмы, работа учащихся
с литературой : учебник, справочник, пособие; лабораторные опыты,
наблюдение жизни, решение задач, работа с раздаточным материалом,
фронтальный и индивидуальный опрос, письменные самостоятельная и
контрольная работы, программированный (тестовый) контроль.
Методы классифицируют по:
I. Способу передачи информации от учителя к ученику
1. Вербальный (словесный) – беседа, лекция, рассказ. Работа с
литературой.
2. Наглядный – демонстрации, модели, плакаты.
3. Практический – решение задач и лабораторные опыты.
II. По основным дидактическим задачам
1. метод приобретения знания
2. метод формирования умений
3. метод применения знаний
4. метод творческой деятельности
5. метод закрепления и контроля знаний, умений и навыков. Навык –
автоматизированное умение.
III. По характеру познавательной деятельности
1. объяснительно – иллюстративный
2. эвристический
3. репродуктивный
4. исследовательский
5. проблемное изложение
IV. По Юрию Бабанскому:
1. метод организации и осуществления познавательной деятельности
2. метод стимулирования и мотивации
3. методы контроля и самоконтроля в эффективности учебно-познавательной
деятельности.
V. В современной школе используется классификация по используемых
средствах обучения:
1. словесный
2. демонстрационный
3. лабораторный
4. работа с книгой
5. решение задач
6. иллюстративный
7. учет и контроль знаний
VI. если в основу положен метод изучаемой науки, тогда теоретические и
экспериментальные методы.
4.2 Словесные методы.
Специфическими особенностями является то, что на ряду с изложением
материала нужно использовать рисунки, графики, а также анализ полученных
результатов.
. Беседа. Используется на первой стадии учения физики.
Включается :
V Сообщение новых знаний
V Закрепление знаний
V Углубление знаний
V Обсуждение результатов лабораторных работ и опытов
V Проверка домашнего задания и знаний школьников
Наилучший способ – эвристическая беседа.
План беседы включает:
1. Составить группу вопросов, которые связаны единой логикой и
последовательностью.
2. Перечислить опыты и демонстрации и указать их место в ходе урока.
3. Перечислить записи, рисунки, которые необходимо выполнить на доске и
которые должны быть занесены в тетрадь учениками.
Требования к вопросам:
1. Четкость
2. Ясность
3. Краткость
4. Они должны стимулировать учащихся анализировать обучаемый материал,
доказывать и самостоятельно получать выводы
5. Они должны учить выделять главное, устанавливать связи, они могут быть
наводящими, но не должны содержать подсказку.
. Рассказ – это связное изложение, непрерываемое диалогами, проводится в
случае, если у учащихся отсутствуют знания, необходимые для беседы, а
также для сообщения историй открытия законов или явлений, биографии
ученых, перспективы развития науки и техники.
Рассказ полезно сочетать с беседой, при этом в начале выясняют, что знают
учащиеся об обучаемом явлении, затем систематизируют эти знания, дополняют
и углубляют рассказом.
. Объяснение – это разновидность рассказа. Используется для объяснения,
доказательства, обоснования.
. Школьная лекция: отличается от рассказов или объяснения большей глубиной,
логической последовательностью и длительностью. Используется на второй
ступени обучения в таких случаях: вступительная и заключительная лекции,
а также, когда необходимо объяснить большую группу явлений с единой точки
зрения и общих позиций.
Требования к изложению материала:
Не должны просто сообщать содержимое учебника (параграфа), его необходимо
объяснить, дополнить, углубить. Материал нужно оживить демонстрациями,
иллюстрациями, примерами из жизненного опыта и т.д.
Все словесные методы, как правило, сопровождаются экспериментом. При этом
темп изложения должен совпадать с темпом демонстрации. Когда излагаются
новые термины, то их надо записать на доске четким почерком, проставить
ударение, прочитать по слогам. Если дается определение, то темп нужно
уменьшить, интонацию повысить и повторить определение, речь должна быть
четкой, ясной и чистой и не должно быть жаргонов (физических).
LT-1 – размерность
м/с – единица скорости (единица измерения)
Очень часто дети запоминают слова, но не знают их значение, такое
запоминание называется вербальным. В психологии существуют понятия
представления памяти – то, что мы видим и воспроизводим, представление
воображения – то, что мы никогда не видели, а только представляли.
3. Записи и зарисовки на доске
Основные правила:
1. Учитель должен продумать последовательность записи и форму расположения
на доске.
2. Эти записи руководят вниманием учащихся, вовлекают зрение и слух,
мускульное напряжение.
Фиксировать на доске:
1. План урока
2. Схемы, рисунки, чертежи и т.д.
3. Формулы и их выводы
4. Примеры числовых данных
5. Решения задач
6. Фамилии ученых и даты их жизни
7. Даты наиболее важных открытий
8. Новые термины
9. План лабораторной работы
10. Задание для домашней работы
Рисунки делать карандашом от руки, линии четкие. Выполнять быстро.
Требования к записям:
. Буквы и математические знаки высотой от 4 до 6 см с учетом госта.
. Рисунки: вид спереди или сверху.
. Формулы взять в рамочку.
. Если нужно динамику рисунков, то можно воспользоваться пунктиром или
другим цветом мела.
4. Проблемное обучение физики
Цель проблемного обучения – это усвоение не только основ физики, но и
усвоение самого процесса получения знаний и научных фактов, где
используются познавательные и творческие способности. В основе проблемного
обучения лежит принцип «открытия». Однако проблемное обучение нельзя
представить как цепочку самостоятельных открытий учащимися. Здесь нужно
оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности.
Проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации. Проблемная
ситуация предполагает появление несоответствия между теми знаниями, которые
усвоили учащиеся, и явлениями, которые нужно объяснить.
Этапы, которые следуют за созданием проблемной ситуации:
1. Формирование проблемы.
2. Нахождение способов ее решения.
3. Решение проблемы наиболее оптимальным способом.
4. Формулирование выводов.
5. Подведение итогов.
Уровни проблемного обучения:
1. Проблемное изложение (учитель сам выдвигает проблему и сам ее решает,
либо показывает как она была решена в науке).
2. Эвристическая беседа, поисковое задание (учитель формулирует и совместно
с учащимися ее решает).
3. Учитель формулирует проблему, а учащиеся самостоятельно решают ее (без
учителя). (решение экспериментальных задач, какие-то опыты, наблюдения,
исследовательская работа).
4. Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать проблему и ее
самостоятельно решить.
Для создания проблемной ситуации используются:
1. Проблемные вопросы
2. Физические эксперименты (демонстрации)
3. Факты из истории открытия
4. Лабораторные работы