Теориям самоорганизации - синергетика, теория изменений и теория катастроф
В предыдущем параграфе понятие "система" рассматривалось преимущественно в
своем статическом аспекте, который особенно подробно изучен системным
анализом. Тем не менее было бы ошибкой полагать, что в системном анализе
исследована исключительно статика систем. В действительности он дал богатый
материал, позволяющий сделать важные выводы относительно закономерностей их
развития. Эти вопросы отнесены во второй параграф с учетом тех
специфических задач, которые ставят перед нами объект и логика
исследования, а также с учетом тех органических, родственных связей,
которые пронизывают системный анализ и теории самоорганизации.
В основе системного анализа лежит принцип системности, а в основе теорий
самоорганизации - принцип развития. Оба принципа взаимно дополняют друг
друга и в действительности образуют единство, отражающееся в познании как
единство теорий самоорганизации и системных исследований, которое
выражается в том, что первые основываются на методологии и теоретических
выводах вторых. Обратный процесс - ассимиляция общей теорией систем,
системным анализом и системным подходом методологических находок теорий
самоорганизации - пока отстает, что вполне объяснимо, поскольку эти
дисциплины акцентируют свое внимание на разных аспектах одних и тех же
объектов - систем различных видов.
К теориям самоорганизации относятся синергетика, теория изменений и теория
катастроф. Синергетика, основные положения которой были сформулированы
профессором Штутгартского университета Г. Хакеном, представляет собой
эвристический метод исследования открытых самоорганизующихся систем,
подверженных кооперативному эффекту, который сопровождается образованием
пространственных, временных или функциональных структур; или, кратко,
процессов самоорганизации систем различной природы (сноска 1). Синергетика
возникла в ответ на кризис исчерпавшего себя стереотипного, линейного
мышления, основными чертами которого являются (сноска 2): представление о
хаосе как исключительно деструктивном начале мира; рассмотрение случайности
как второстепенного, побочного фактора; мир считается независимым от
микрофлуктуаций (колебаний) нижележащих уровней бытия и космических
влияний; взгляд на неравновесность и неустойчивость как на досадные
неприятности, которые должны быть преодолены, т.к. играют негативную,
разрушительную роль; процессы, происходящие в мире, являются обратимыми во
времени, предсказуемыми и ретросказуемыми на неограниченно большие
промежутки времени; развитие линейно, поступательно, безальтернативно (а
если альтернативы и есть, то они могут быть только случайными отклонениями
от магистрального течения, подчинены ему и в конечном счете поглощаются
им); пройденное представляет исключительно исторический интерес, а возвраты
к старому, если они и есть, являются диалектическим снятием предыдущего
уровня и имеют новую основу; мир связан жесткими причинно-следственными
связями; причинные цепи носят линейный характер, а следствие если и не
тождественно причине, то пропорционально ей, т.е. чем больше вложено
энергии, тем больше результат.
То есть фактически речь идет о механистической картине мира и механицизме
как методе, подходящем к миру как гигантскому механизму, а к отдельным
объектам и процессам как деталям этого механизма. На неприменимость
механицизма как универсальной модели мира указывали еще Д. Дидро и Ф.
Шеллинг, в ХХ веке - С.Н. Булгаков и А. Раппопорт, критикуя ее с
философской точки зрения. Естественнонаучная критика началась в ХIХ веке,
когда термодинамика поставила под вопрос вневременной характер
механистической картины мира, доказывая, что если бы мир был гигантской
машиной, то она неизбежно должна была бы остановиться, так как запас
полезной энергии рано или поздно был бы исчерпан, но, несмотря на это,
механистическая парадигма остается до сих пор "точкой отсчета", образуя
центральное ядро науки в целом, не говоря уже о большинстве социальных
наук, в особенности, экономике, которые еще находятся в полной ее власти
(сноска 3). Особенно неприемлемо в механицизме рассмотрение объекта как
простой "суммы" его частей, что неизбежно ограничивает исследование уровнем
подсистем, а это недостаточно для познания объекта. Кроме того,
"механизмы", "машины", в качестве которых изучается объект, являются
замкнутыми, закрытыми системами, находящимися в устойчивом, равновесном
состоянии, а подобные системы составляют лишь небольшую часть мира.
Большинство систем являются открытыми, как, например, биологические и
социальные, и редко находятся в устойчивом, равновесном состоянии, поэтому
любые попытки понять их в пределах механистического мировоззрения обречены
на провал (сноска 4).
Синергетика, как и другие теории самоорганизации, пытается восполнить
"белые пятна", которые оставил после себя механицизм, главное среди которых
- практически полное отсутствие обобщений, касающихся поведения открытых
систем. Синергетика, изучая законы самоорганизации, самодезорганизации и
самоуправления сложных систем, дает то универсальное знание законов
самоорганизации и развития систем, в котором давно назрела насущная
потребность. Роль синергетики как новой научной картины мира и методологии
исследования процессов движения систем тем более велика, если учитывать ее
синтетический, по существу, характер. Г. Хакен, выступая на первой в СССР
конференции по синергетике, определил цели, которые она ставит перед собой,
так: перегруженную огромным количеством деталей информацию о системах
различной природы, изучаемых современной наукой, необходимо сжать,
превратив в небольшое число законов или концепций, так как, по выражению
английского специалиста по кибернетике С. Бира, данные превратились в
новейшую разновидность загрязнения окружающей среды - их избыток породил
информационный голод (сноска 5). Появление концепций самоорганизации
(синергетики, в частности) можно рассматривать как новый важный этап
эволюции науки, наступивший за суперспециализацией, несущий новые
возможности диалога наук и новые подходы к их преподаванию.
Сходные с синергетикой задачи ставят перед собой системные исследования. В
чем же заключается различие между ними, что нового вносит синергетика?
Помимо различий, у синергетики (и других теорий самоорганизации) и
системных исследований есть и общее. Их объединяют принципы системности,
развития, изоморфизма, типология систем. Как уже отмечалось выше,
синергетика впитала в себя все значимые для исследования процессов
самоорганизации теоретические и методологические выводы системных
исследований. Соотношение синергетики и системных исследований показывает
таблица 3.
Таблица 3. Соотношение системных исследований и синергетики
|Системные исследования (общая |Синергетика |
|теория систем, системный анализ, | |
|системный подход) | |
|1. Акцент делают на статике |1. Акцентирует внимание на |
|систем, их морфологическом и, |процессах роста, развития и |
|реже, функциональном описании |разрушения систем |
|2. Придают большое значение |2. Считает, что хаос играет важную|
|упорядоченности, равновесию |роль в процессах движения систем, |
| |причем не только деструктивную |
|3. Изучают процессы организации |3. Исследует процессы их |
|систем |самоорганизации |
|4. Чаще всего останавливаясь на |4. Подчеркивает кооперативность |
|стадии анализа структуры системы, |процессов, лежащих в основе |
|абстрагируются от кооперативных |самоорганизации и развития систем |
|процессов* | |
|5. Проблема взаимосвязи |5. Изучает совокупность внутренних|
|рассматривается, в основном, как |и внешних взаимосвязей системы |
|взаимосвязь компонентов внутри | |
|системы | |
|6. Источник движения видит в самой|6. Признает большую роль среды в |
|системе** |процессе изменения |
* Это объясняется тем, что на выводы системных исследований, особенно на
раннем этапе их развития, большой отпечаток наложило механистическое
мировоззрение.
** Что отчасти, по крайней мере для системных исследований в СССР,
объясняется жесткой идеологической привязанностью к выводам
материалистической диалектики, которая источником движения называла
противоречия внутри объекта, и только.
Параллельно с синергетическими исследованиями, но независимо от них в
рамках Брюссельской научной школы (сноска 6), вдохновителем которой
является Илья Пригожин, развивалась теория изменений, обладающая большой
эвристической силой. Специалисты по теории изменений разработали
методологию и соответствующий понятийный аппарат исследования процессов
движения систем, в особенности фазы "скачка". Г. Хакен считает, что
синергетика "шире" концепции И. Пригожина, поскольку она исследует явления,
происходящие в точке неустойчивости, и структуру (новую упорядоченность),
которая возникает за порогом неустойчивости (сноска 7). Однако с другой
стороны, в определенном смысле более широким следует признать подход И.
Пригожина, поскольку в его рамках рассматриваются как неравновесные,
необратимые процессы, протекающие в открытых системах, так и обратимые,
имеющие место в закрытых системах. В целом синергетика и теория изменений
уже с трудом отделимы друг от друга, поскольку, будучи очень близки
объектами и методами исследования, они впитали понятийный аппарат друг
друга. Это особенно характерно для синергетики, поэтому концепцию
Брюссельской школы можно рассматривать как синергетическую. Синергетика и
теория изменений составили фундамент концепций самоорганизации, на котором
уже построены многие физические, химические, биологические теории.
Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению самоорганизационных
концепций развития, необходимо определиться в таких основных понятиях, как
развитие, эволюция, рост, поскольку выработанная философией единая,