Органы местного самоуправления вправе проводить проверки хозяйствующих субъектов по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей. Проверки проводятся:
- при необходимости уточнения фактов по жалобам потребителей;
- по утвержденному плану работы;
- по поручениям руководства органа местного самоуправления как самостоятельно, так и совместно с другими подразделениями органа;
- совместно с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.
В случае невыполнения хозяйствующим субъектом требований органа местного самоуправления, предъявленного в рамках его компетенции, последний вправе обратиться в суд с иском в защиту прав потребителей или о признании действий продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий. Материалы могут быть переданы территориальным управлениям МАП РФ, другими контролирующими органам для принятия мер в рамках их компетенции.
Органы местного самоуправления являются важным элементом национальной системы защиты прав потребителей, действующим на муниципальном уровне, наиболее приближенном к населению. Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры.
Законодательство предоставляет органам местного самоуправления право не только рассматривать жалобы потребителей и консультировать их по проблемам защиты прав потребителей, но и анализировать договоры, заключаемые хозяйствующими субъектами с потребителями. При выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества или опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления вправе согласно статье 44 закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее Закон) информировать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг); при выявлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно – приостанавливать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления информации или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг). Также органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (в том числе неопределенного круга потребителей). При этом Закон определяет, что пятьдесят процентов суммы взысканного судом штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требования потребителя перечисляются органу местного самоуправления, выступившему с заявлением в защиту прав потребителя.
По информации территориальных управлений МАП России в 2002 г. 2350 органов местного самоуправления (или 89% от их общего количества) занимались защитой прав потребителей. При этом в 25% органов созданы самостоятельные структурные подразделения по защите прав потребителей, а в 64% – специалисты по защите прав потребителей введены в другие структурные подразделения (см. также приложение 5). Как показывает практика, систематическая, масштабная и многоплановая работа по защите прав потребителей в муниципальных образованиях под силу органам местного самоуправления, имеющим самостоятельные структуры по защите прав потребителей.
Несмотря на то, что потребительские интересы связаны с широкой областью взаимоотношений, и их защита должна являться одной из составляющих социальной политики на местах, в последние годы наблюдается сокращение числа специалистов по защите прав потребителей в органах местного самоуправления.
Сдерживающим фактором для развития самостоятельных структур по защите прав потребителей в органах местного самоуправления является недостаточность финансирования последних. Вследствие этого уровень защищенности жителей административных центров значительно выше, нежели отдаленных населенных пунктов (сел и поселков). Но даже в такой форме деятельность специалистов по защите прав потребителей существенно влияет на уровень правовой защищенности граждан-потребителей. Учитывая значительные расстояния, разделяющие районные центры и многие населенные пункты, специалисты по защите прав потребителей районов используют такую форму, как организация выездных приемов потребителей.
Практика показывает, что деятельность органов местного самоуправления по защите прав потребителей повышает активность населения в этой сфере.
Объективно расширяется круг проблем, с которыми потребители обращаются в органы местного самоуправления. По наиболее сложным вопросам органы местного самоуправления, в свою очередь, обращаются за разъяснениями в федеральные органы исполнительной власти, в том числе в МАП России.
Больше всего обращений поступает в антимонопольные органы из муниципальных образований, где имеются структурные подразделения по защите прав потребителей. Меньше обращений граждан поступает из тех муниципальных образований, где специалисты совмещают функции по защите прав потребителей с другими обязанностями. Некоторые территориальные управления отмечают, что из городов и районов, где отсутствуют специалисты по защите прав потребителей, обращений в территориальные управления не поступает вообще. При этом следует отметить, что, если органы местного самоуправления имеют в своем составе специалистов по защите прав потребителей, то обращения потребителей и хозяйствующих субъектов поступают в территориальные управления МАП России при невозможности решить вопрос на месте или при несогласии с позицией отдела (специалиста) по защите прав потребителей.
Антимонопольные органы проводят анализ деятельности органов местного самоуправления по защите прав потребителей и направляют информацию главам администраций городов и районов. Одновременно направляются рекомендации по созданию эффективного механизма защиты прав потребителей, обеспечивающего условия, при которых каждый житель города или района будет иметь возможность для реализации защиты своих прав и интересов. Территориальные управления МАП России оказывают органам местного самоуправления консультационную помощь, направляют информацию о возможности прохождения специалистами по защите прав потребителей стажировки в территориальном управлении; рассматривают материалы о нарушениях потребительского законодательства, поступающие от органов местного самоуправления; проводят семинары для специалистов, занимающихся защитой прав потребителей в органах местного самоуправления.
Местные органы по защите прав потребителей в отличие от федеральных структур не наделены контрольными функциями. Практически единственная административная мера, которую они могут применить, – право приостановить реализацию товаров с просроченными сроками годности. Но отсутствие у местных органов по защите прав потребителей права привлекать нарушителей к административной ответственности отнюдь не означает их слабости или ненужности. Эти органы могут применять к нарушителям закона достаточно эффективные меры. Во многих отделах по защите прав потребителей созданы списки хозяйствующих субъектов, систематически нарушающих права потребителей. Эта информация публикуется в средствах массовой информации. Специалисты органов местного самоуправления направляют информацию о нарушениях прав потребителей в соответствующие федеральные органы, передают материалы в суд.
В первой части первой главы рассмотрена система федеральных органов управления, занимающихся контролем соблюдения законодательства о защите прав потребителей, их задачи и полномочия. Во второй части отражены полномочия органов местного самоуправления и их роль в контроле соблюдения законодательства о защите прав потребителей.
2. Работа антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей
2.1. Контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей.
МАП России проводит государственную политику и осуществляет контроль в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития конкуренции на товарных и финансовых рынках; поддержки предпринимательства; обеспечения контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и о рекламе, о регулировании деятельности субъектов естественных монополий в области связи.
Реализация этих задач во многом позволяет обеспечить сбалансированную защиту интересов добросовестных производителей, соблюдение конституционных прав и свобод граждан – потребителей.
Значительное место в политике по защите прав потребителей занимает пресечение нарушений со стороны недобросовестных товаропроизводителей и продавцов на рынке товаров (работ, услуг).
На обеспечение защитных мер направлена деятельность антимонопольных органов, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) за производством и оборотом товаров (работ, услуг), органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей.
Территориальные управления МАП России способствуют усилению государственного контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей. В этих целях территориальные управления МАП России рассматривают заявления и обращения граждан, оказывают консультационную и практическую помощь потребителям по вопросам законодательства о защите прав потребителей, принимают меры по восстановлению нарушенных прав потребителей, проводят проверки хозяйствующих субъектов как по собственной инициативе, так и по заданию МАП России, прибегают к мерам административного воздействия: возбуждают дела по признакам нарушения законодательства о защите прав потребителей, выдают предписания, а в случае их неисполнения постановления о наложении штрафов, осуществляют досудебную и судебную защиту прав потребителей.
Важнейшим направлением деятельности МАП России и его территориальных управлений является работа с обращениями граждан и юридических лиц[17, с. 7-14].
Динамика обращений по вопросам защиты прав потребителей, рассмотренных территориальными управлениями МАП России
в 1996-2002 гг.
Рис.1
Из графика (рис.1) видно, что произошло снижение количества обращений в отчетный период, это, в определенной мере, объясняется усилением разъяснительной и просветительной работы среди потребителей и хозяйствующих субъектов в рассматриваемой области. В числе основных причин, вызвавших обращения граждан, по прежнему остаются продажа товаров с недостатками, предоставление услуг ненадлежащего качества, а также непредоставление хозяйствующими субъектами информации о товарах (работах, услугах), их изготовителях (исполнителях, продавцах), нарушение сроков исполнения услуг.
Специалисты по защите прав потребителей органов местного самоуправления берут на себя основной груз рассмотрения обращений потребителей по месту их жительства, что позволяет территориальным управлениям МАП России больше внимания уделять аналитической и профилактической работе, методическому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, обучению специалистов. Анализ показывает, что в регионах, где органы местного самоуправления имеют специалистов по защите прав потребителей, количество поступивших обращений потребителей значительно превышает количество обращений в территориальные управления МАП России.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8