Актуальные вопросы государственного контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей ...

Анализ заявлений потребителей, связанных с деятельностью хозяйствующих субъектов на территории Санкт-Петербурга, в 2003 года показал рост их количества в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 12% (2003-294, 2002-262 ед.) в том числе по видам деятельности:

- в области торговли - на 7% ( на 6 ед.),

- услуги связи - на 91% (на 11 ед.),

- жилищно-коммунальные – на 74.4% (на 29 ед.),

- медицинские услуги – в 3 раза (на 6 ед.),

- строительные услуги - на 33% (на 4 ед.)

- прочие нарушения - на 15% (на 5 ед.)

Число устных обращений возросло в 2,1 раза (2002-264, 2003-547 ед.).

Количество обращений граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, каждый год увеличивается. Основной причиной данного факта является то, что в настоящее время только в 15 из 111 муниципальных образований города созданы подразделения или назначены ответственные по вопросам защиты прав потребителей. Граждане вынуждены обращаться в Управление и по таким вопросам, которые можно было решить на уровне муниципального образования.

Причиной роста численности письменных и устных заявлений потребителей послужило ухудшение ситуации на потребительском рынке в целом в связи с сокращением объема контроля государственными органами после принятия в феврале 2002 года Федерального закона №134 «О защите юридических лиц при проведении госконтроля…». Так же следует отметить возросшее негативное отношение предпринимателей к госконтролю. Получив по КоАП РФ полномочия, при выявлении фактов административных нарушений составлять протоколы, результатом рассмотрения которых может быть применение штрафных санкций, в последнее время Управление вынуждено проводить проверки в основном с участием представителей органов внутренних дел.

Следует отметить увеличение количества обращений граждан, органов местного самоуправления и предпринимателей за разъяснениями норм законодательства о защите прав потребителей. Около половины заявлений потребителей не содержат достаточных доказательств нарушения их прав. Поэтому им даются разъяснения норм законодательства о защите прав потребителей, с помощью которых должна быть урегулирована спорная ситуация, соответствующие разъяснения даются и хозяйствующим субъектам.

Большинство письменных и устных обращений граждан связаны с нарушенными правами в сфере торговли, коммунальных услуг, услуг связи, строительства, прочих услуг, к которым отнесены информационные услуг, услуги автостоянок, услуги станций технического обслуживания по ремонту и обслуживанию автомототранспортных средств.

Сфера торговли:

Основное количество жалоб на нарушение прав потребителей в сфере торговли возникло в связи с активизацией в последнее время продажи биологически активных добавок и непродовольственных товаров по телевизионной рекламе с доставкой на дом курьерским способом. Сложность рассмотрения таких жалоб заключается в основном в отсутствии законодательной базы, регулирующей дистанционные, сетевые и другие подобные формы торговли. С целью пресечения деятельности недобросовестных предпринимателей в этой сфере Управление активно сотрудничает с Прокуратурой и правоохранительными органами.

Значительное количество обращений граждан в сфере торговли связано с продажей товаров ненадлежащего качества, отказом хозяйствующих субъектов решить вопрос в добровольном порядке или навязыванием потребителю условий о ремонте товара. Заявления такого характера, как правило, решаются с продавцами путем разъяснения требований законодательства о защите прав потребителей.

Однако по-прежнему хозяйствующими субъектами практикуется форма ухода от ответственности путем регистрации измененного наименования юридического лица, которое продолжает деятельность на тех же торговых площадях и с тем же составом персонала, но которое уже не несет ответственность за совершенные нарушения. Кроме того, хозяйствующие субъекты меняют свое фактическое место нахождение.

Данная проблема особенно остро проявляется при рассмотрении конфликтных ситуаций, возникающих при исполнении договоров купли-продажи товаров по образцам (мебель, двери, стеклопакеты и пр.), с последующим их изготовлением отечественными или зарубежными производителями. Условия подобных договоров, как правило, предусматривают частичную или полную оплату стоимости товара.

Пример: Потребитель К. заказала по телефону, который принадлежит оператору связи Санкт-Петербурга, крем–депилятор “ТАЧ-МИ”. Товар доставил на дом курьер. Стоимость крема составила 2178 руб. Оплата получена по квитанции, на которой получателем денег указано ООО “Парадизо”. Адрес места нахождения - Москва. Отсутствие эффекта от применения крема-депилятора послужило поводом для обращения потребителя по телефону к продавцу, который ей пояснил, что отвечает только за доставку, и предложил с вопросами по качеству обратиться в Москву. Гражданка обратилась в Управление в марте 2003 года. Управление направило материалы в ТУ МАП России по Москве и Московской области. Однако, как было установлено, в Москве по указанному в квитанции адресу: Б. Якиманка, дом 25-27/1 ООО “Парадизо” не располагается.

Жилищно-коммунальная сфера:

Особенно сложное положение с рассмотрением жалоб граждан сложилось в секторе жилищно-коммунальных услуг.

Продолжается рост жалоб граждан на постоянно ухудшающееся качество жилищно-коммунальных услуг при неуклонном росте тарифов. Следует отметить, что этому способствует и не социально направленная политика представительной и исполнительной властей города.

Предложение Управления о необходимости создания Жилищной инспекции в Санкт-Петербурге было поддержано Межведомственным советом территориальных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор за качеством и безопасностью продукции (товаров), работ, услуг на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и направлено в аппарат Полномочного представителя Президента РФ в Северо-западном федеральном округе, в Прокуратуру города, в Законодательное Собрание города, в Госсторой России.

Законом Санкт-Петербурга от 04.04.2001 «0 структуре Администрации СПб» (действует в редакции Закона СПб от 08.10.2001 №644-80) Государственная жилищная инспекция была включена в состав Администрации 32-м отраслевым органом, имеющим такой же статус, как и Комитет по содержанию жилфонда города.

Вызывает серьезную озабоченность негативная ситуация, связанная с ненадлежащей эксплуатацией внутридомовых электросетей и электрооборудования районными жилищными агентствами Санкт-Петербурга. Жалобы граждан на перепады напряжения, приводящие к выходу из строя бытовой техники и возгоранию внутриквартирной электропроводки, находящейся в аварийном состоянии, приобретают массовый характер.

Продолжает ухудшаться состояние жилищного фонда города. Концепция реформ в жилищной сфере Санкт-Петербурга предполагала разделение функций «заказчика» и «подрядчика» в сфере содержания и ремонта жилищного фонда и переход на договорные отношения при выполнении этих работ.

В настоящее время в Санкт-Петербурге реализуется очередной вид жилищно-коммунальной реформы, созданы государственные учреждения «Жилищное агентство административного района» и идет развитие сети их структурных подразделений – домоуправлений.

Как известно, вопрос ненадлежащего технического состояния жилищного фонда города является одним из самых актуальных. Контролирующие органы буквально завалены жалобами граждан с просьбами о предотвращении дальнейшего разрушения жилых зданий, нормализации условий проживания и восстановлении права потребителей на получение качественных жилищно-коммунальных услуг. Как правило, бесконечные попытки привлечь к данным проблемам внимание властных структур города не дают должных результатов. Причина – отсутствие необходимого финансирования.

        Антимонопольные органы, осуществляющие государственный контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере, вправе применять штрафные санкции к жилищно-эксплуатационным организациям в случае нарушения ими прав потребителей на качество и безопасность жилищно-эксплуатационных услуг.

Проводимая в стране и, в частности, в Санкт-Петербурге жилищно-коммунальная реформа направлена, прежде всего, на повышение эффективности предоставляемых жилищно-коммунальных услуг населению и улучшение состояния жилищного фонда.

Однако следует признать, что за последние 10 лет реформа ЖКХ не принесла положительных результатов, а во многих районах города состояние жилищного фонда, придомовых территорий и проблемы энергоснабжения значительно обострились. Об этом свидетельствует увеличивающийся с каждым годом поток жалоб в контролирующие органы, в том числе и антимонопольное управление, осуществляющее государственный контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей.

Услуги связи:

Низкое качество услуг связи в основном связано с нерешённостью проблемы несанкционированного доступа к абонентским телефонным линиям и невозможностью доказать постороннее подключение, так как приборы учета ПТС (филиала ОАО «Северо-Западный Телеком») фиксируют прохождение сигнала не различая места подключения к линии.

Строительство жилья:

Все заявления граждан, касающиеся строительно-монтажных работ, носят требования разъяснительного характера о толковании договоров о долевом участии в строительстве жилья в многоквартирных домах. Для ответа заявителям использоваются разъяснения МАП России по данному вопросу и материалы обобщения судебной практики рассмотрения судами Российской Федерации дел по спорам между гражданами и организациями, привлекающими денежные средства граждан для строительства жилых многоквартирных домов.

На протяжении многих лет в Управление и другие органы исполнительной и судебной власти поступают жалобы граждан на действия хозяйствующих субъектов, с которыми они заключали договоры на строительство жилья в многоквартирных домах.

Поступившие только в 2003 году заявления граждан свидетельствуют о том, что ситуация на первичном рынке жилья не улучшается: невыполнение сдачи объектов в срок стало правилом (от 2-х и более лет); от устранения недостатков хозяйствующие субъекты уклоняются любыми способами и приемами; имеют место случаи двойных продаж одной и той же квартиры.

Управление считает, что для изменения сложившейся ситуации на первичном рынке жилья в части защиты прав граждан при разрешении их споров со строительными организациями необходима разработка и принятие нормативно - правовых актов (закона, правил, примерного договора), которые бы учитывали баланс интересов и ответственности граждан и организаций, привлекающих денежные средства граждан для строительства жилых многоквартирных домов.

Для широкого информирования населения о правах потребителей, привлечения внимания органов исполнительной власти, местного самоуправления, средств массовой информации к проблемам защиты прав потребителей был проведен Всемирный день защиты прав потребителей под девизом «Корпоративный контроль над продуктовыми добавками и генетически модифицированными пищевыми продуктами».

Были проведены следующие мероприятия:

- направлены обращения в администрацию Санкт-Петербурга с разъяснениями целей и задач Всемирного дня защиты прав потребителей и просьбой организовать и провести указанный день в субъектах федерации;

- 13 марта 2003 года сотрудники Управления приняли участие в торжественном заседании органов исполнительной власти Санкт-Петербурга и федеральных органов, занимающихся защитой прав потребителей, посвященное Всемирному дню защиты прав потребителей (заседание было организовано администрацией Санкт-Петербурга);

- 14 марта 2003 года проведена пресс-конференция для СМИ (для представителей СМИ подготовлен пресс-релиз, присутствовали корреспонденты из 15 СМИ, материалы были опубликованы в 7 печатных изданиях, интервью транслировалось по 2 каналам телевидения и 2 радиоканалам);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты