Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» правом участия в судебном процессе в защиту прав потребителей в различных формах наделены также федеральный антимонопольный орган и его территориальные управления, федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы).
Как свидетельствуют данные статистики, количество дел, в которых в той или иной форме принимали участие антимонопольные органы, в 2002 году по сравнению с 2001 годом увеличилось на 5% (2001 - 1339; 2002 – 1408).
Наиболее эффективным способом оказания помощи в разрешении возникшего спора является представление территориальным управлением заключения по делу. Это вызвано тем, что такая форма защиты прав потребителей, как вступление в уже начатый потребителем процесс для дачи заключения по делу по собственной инициативе в условиях малочисленности территориальных управлений является наиболее применимой.
Так же все больше увеличивается количество дел, по которым территориальные управления привлекаются в процесс по инициативе суда.
Расширяется практика предъявления территориальными управлениями исков в защиту неопределенного круга потребителей. Предметом таких исков согласно Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» является признание действий хозяйствующих субъектов противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. Такие иски могут предъявляться не только тогда, когда круг потенциальных истцов действительно невозможно определить, но и в тех случаях, когда круг истцов может быть определен, но слишком многочислен. В связи с этим предъявление указанных исков позволяет защитить значительное число потребителей одновременно.
Всего в 2002 году в защиту прав неопределенного круга потребителей территориальными управлениями предъявлено 27 исков. Вынесено 23 решения в пользу потребителей. Как и в 2001 году в основном, предъявлялись иски в защиту прав неопределенного круга потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Территориальными управлениями в указанный период предъявлялись также иски о ликвидации хозяйствующих субъектов за неоднократное или грубое нарушение ими прав потребителей, установленных законодательством о защите прав потребителей. Практически по всем предъявленным территориальными управлениями искам судами приняты решения о ликвидации субъектов рынка.
В связи с тем, что территориальные управления МАП России ограничены в материальных и кадровых ресурсах, участие в процессе в форме предъявления исков в защиту интересов прав потребителей (группы потребителей) принимается территориальными управлениями значительно реже. В основном такая форма участия используется в случаях, когда потребитель по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, либо когда разрешение возникшего между потребителем и хозяйствующим субъектом спора представляет интерес с точки зрения применения законодательства.
В 2002 году территориальными управлениями МАП России самостоятельно предъявлено в суд 33 иска в интересах конкретного потребителя, группы потребителей. В пользу потребителей вынесено 31 решение.
Территориальные управления постоянно оказывают помощь потребителям, предъявляющим иски в суды самостоятельно. Указанная помощь выражается в различных формах: консультирование, составление исковых заявлений, составление апелляционных, кассационных жалоб и т.п. Такая помощь является действенной, поскольку территориальные управления помогают потребителям правильно определить и сформулировать исковые требования, обосновать их, сделав необходимые ссылки на нормы законодательства о защите прав потребителей.
Многие территориальные управления отмечают, что значительно возрастает активность органов местного управления по предъявлению исков в защиту прав потребителей в суды.
Верховный Суд Российской Федерации не делал специальных обзоров судебной практики по вопросам защиты прав потребителей. Однако в отдельных субъектах Российской Федерации по инициативе территориальных управлений МАП России такие обзоры делаются. Положительным является тот факт, что наряду с проведением такой работы судами, практику рассмотрения дел о защите прав потребителей обобщают так же и отдельные территориальные управления МАП России.
Как следует из материалов, представленных территориальными управлениями МАП России, как и в прежние года, значительную долю споров, рассматриваемых судами, составляют споры, вытекающие из договоров купли-продажи.
Как правило, предъявляемые иски связаны с продажей товаров ненадлежащего качества, не предоставлением полной и достоверной информации о товаре, его изготовителе, возмещением вреда, причиненного недостатками товара. Потребители обращаются в суд не только с такими традиционными требованиями, как, например, о расторжении договора, замене товара, безвозмездном устранении недостатков и т.п. Увеличилось число самостоятельных исков с требованиями о компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав при продаже некачественных товаров, взыскании неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований потребителей.
По рассмотрению таких дел судами выработана единообразная практика применения законодательства о защите прав потребителей. Решения, как правило, выносятся судами в пользу потребителей.
По сведениям, представленным территориальными управлениями МАП России, в 2002 году сохранилась тенденция увеличения количества исков, связанных с нарушением прав потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг.
В основном предъявляемые иски связаны с некачественным предоставлением услуг (несоблюдение нормативов температурного режима в жилых помещениях, режим нагрева воды, невыполнение или некачественное выполнение обязанностей по ремонту мест общего пользования (лестничных площадок, кровли и т.д.), устройств для оказания коммунальных услуг. Также предъявляется большое число исков о возмещении вреда, причиненного в результате некачественного оказания жилищно-коммунальных услуг.
Рассмотрение указанных исков вызывает ряд сложностей, что связано с недостаточным и нечетким правовым регулированием отношений по их предоставлению.
На федеральном уровне указанные отношения регулируются ГК РФ, Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», Жилищным кодексом РСФСР, специальными законами, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей и иными правовыми актами»[24].
По-прежнему, судами рассматривается большое количество дел по спорам между гражданами и организациями, привлекающими денежные средства для строительства многоквартирных домов.
Анализ значительного числа договоров, проводимый МАП России и его территориальными управлениями, показал, что, несмотря на названия и используемые наименования сторон, указанные договоры, как правило, не содержат условия присущие названию договора.
Однако, в отдельных регионах суды, по-прежнему, при рассмотрении таких дел не применяют законодательство о защите прав потребителей
В соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» МАП России и его территориальные органы наделены правом предъявлять иски о ликвидации изготовителей (исполнителей, продавцов) неоднократно или грубо нарушивших права потребителей.
При предъявлении исков о ликвидации хозяйствующих субъектов необходимо доказать факты неоднократного или грубого нарушения хозяйствующим субъектом прав потребителей, предоставленных законодательством о защите прав потребителей. Такими доказательствами, как показал анализ судебной практики, являются наличие предписаний территориального управления о прекращении нарушений прав потребителей, факты продажи некачественного и (или) некомплектного товара, нарушения сроков передачи товаров, подтверждаемые решениями судов, вынесенными по конкретным судебным делам, сроков удовлетворения правомерных требований потребителей и т. д. Как правило, суды при решении вопроса об удовлетворении исков о ликвидации учитывают, устранялись ли хозяйствующим субъектом нарушения в добровольном порядке или нет.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что по- прежнему актуальны следующие проблемы:
1. Минимальные размеры денежных сумм, присуждаемых в качестве возмещения морального вреда.
Как и в прежние годы, подходы судов к определению размера компенсации морального вреда очень различаются.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Вместе с тем, многие суды при определении размера подлежащего взысканию морального вреда, ориентируются на размер возмещаемого потребителю имущественного вреда.
Практикой так и не выработаны четкие критерии определения размера компенсации морального вреда соответствующего перенесенным потребителем страданиям. В одних случаях суды удовлетворяют требования потребителей о компенсации морального вреда в достаточно большом размере. В то же время, при рассмотрении исков в связи с аналогичными нарушениями прав потребителя, суды компенсируют моральный вред в значительно меньшей сумме. Согласно данным, представленным территориальными управлениями, очень маленькие суммы компенсации морального вреда взыскиваются, как правило, по спорам связанным с предоставлением жилищно-коммунальных услуг
Как правило, суды значительно снижают размеры сумм, взыскиваемых в возмещение морального ущерба, по сравнению с заявленными потребителем, не приводя мотивы такого снижения.
2. Суды, как правило, без достаточных оснований снижают размер неустойки за нарушение прав потребителей применяя нормы статьи 333 ГК РФ.
3. Суды практически не пользуются правом, предусмотренным пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», по взысканию штрафа с ответчика в размере цены иска.
5. Решения судов не всегда исполняются и требуют больших временных затрат.
6. Длительность рассмотрения дел судами.
Вместе с тем, можно отметить, что c введением института мировых судей сроки рассмотрения дел о защите прав потребителей значительно сократились.
В первой части второй главы отражена работа антимонопольных органов по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о защите прав потребителей и проблемы, возникающие в процессе этой деятельности. Вторая часть посвящена ситуации, сложившейся в сфере судебной защиты прав потребителей антимонопольными органами.
3. Актуальные проблемы деятельности территориальных антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей (на примере ТУ МАП по СПб)
3.1. Приоритетные направления работы в рамках реализации Закона и вопросы судебной защиты потребителей.
Данная глава основывается на примере работы Территориального Управления Министерства по антимонопольной политике по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее Управление) в рамках реализации Закона о защите прав потребителей.
Рассмотрим основные направления, по которым проводится работа в отчетном периоде:
- личный прием и рассмотрение письменных заявлений потребителей;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8