Проблемы формирования доходной части бюджета Ханты-Мансийского Автономного Округа

            Для изыскания и использования финансовых резервов Саратовская областная Дума, например, регулярно проводит совещания с выездом руководства округа в города и районы, где с участием руководителей всех административных, финансовых и контролирующих организаций детально и взыскательно анализируются  причины экономических трудностей. К соответствующим  должностным лицам предъявляются жесткие, мобилизующие требования по расшивке взаимных неплатежей, погашению задолженности перед бюджетом.

            Налоговые инспекции используют эти возможности, выдвигая конкретные обоснованные расчетами предложения: по пересмотру предоставления налоговых льгот по местным налогам, по увеличению ставок существующих сборов и о введении дополнительных сборов.

             В отдельных городах совместно с комитетом по земельным ресурсам уточнено наличие земель и землепользователей, что даст в бюджет дополнительные доходы.

            Налоговые органы отдельных регионов работают с коммунальными, страховыми органами, инспекцией по маломерному флоту по выявлению граждан, имеющих в собственности дома, дачи, гаражи и другие строения, а также катера и моторные лодки для исчисления налога на имущество. В результате были выявлены  объекты, нуждающиеся в оценке органами БТИ.

            Здесь существует еще одна проблема - выделение средств БТИ на проведение фронтальной работы по учету и оценке строений, что может дать дополнительные платежи в бюджет.

            Утечка доходов региональных бюджетов происходит и по причине вольготного обращения отдельных руководителей с действующим налоговым законодательством.

            Другим важным резервом является сокращение до минимума обращений глав администраций городов и районов, руководителей городских и районных инспекций в Госналинспекцию о предоставлении отсрочек по начисленным штрафным санкциям за нарушение налогового законодательства.

            Также Саратовская, Свердловская, Тюменская области и другие регионы теряют большие бюджетные средства в организации предпринимательской деятельности, малого бизнеса. Так при регистрации субъектов предпринимательской деятельности не осуществляется контроль за формированием уставного капитала (фонда) на момент регистрации и в период деятельности  предприятий до размеров, установленных учредительными документами. При регистрации не осуществляется должного контроля за наличием полного комплекта учредительных документов и наличием всех реквизитов в учредительных документах в соответствии с требованиями действующего законодательства.

            Нарушаются сроки и порядок передачи учредительных документов в налоговые инспекции для постановки на  налоговый учет. Не соблюдается порядок ликвидации предприятий.

            Бывают случаи, когда в нарушение действующего законодательства регистрируют филиалы и другие обособленные структурные подразделения компаний, привлекающие денежные средства населения  на условиях срочности ,платности и возвратности, без наличия лицензий.

            Допускаются и другие нарушения действующего порядка регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

            Совместно с налоговой полицией регионов выявляется значительное количество предприятий, зарегистрированных городскими и районными администрациями, которые в течение длительного периода времени (год и более) :

            а) не сформировали уставной капитал;

            б) не ведут какой-либо финансово-хозяйственной деятельности, не представляют отчеты в налоговые инспекции, не имеют движения денежных средств по счетам и т.д.

            Есть предприятия, которые не представляют отчеты в налоговые инспекции и формально не ведут финансово-хозяйственную деятельность, но на деле продолжают всевозможные торговые операции, прокручивая в обороте многомиллионные суммы наличных денежных средств. Для внешнего оформления таких операций ими используются штампы, печати и накладные своих предприятий ( ведь оно не считается официально ликвидированным).

            Однако это лишь часть проблемы. Совместно с налоговой полицией устанавливаются юридические и физические лица, злостно уклоняющиеся от явки в налоговые органы. В ходе проведения такой работы установлено, что зачастую формально ведется регистрация юридических лиц, имеются сведения о нескольких десятках различных компаний, товариществ и фирм, давших при регистрации ложные адреса. Все эти коммерческие структуры заняты теневым бизнесом.

            Такое положение ведет к дестабилизации экономики данных регионов неуплате в бюджет огромных денежных сумм.

            При разрешении данной проблемы выяснилось, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена  какая-либо ответственность должностных лиц предприятия, а в их лице и самого предприятия, за не сформирование уставного капитала в установленные сроки, неведение в течение длительного времени финансово-хозяйственной деятельности, а также за регистрацию предприятий по вымышленному адресу.

            Еще одна проблема, которая в последнее время серьезно беспокоит налоговые органы - это физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Имея от торговых операций многомиллионные доходы, они, как правило, уклоняются от уплаты налогов.

            При наличии материалов об уклонении от налогообложения данной категории лиц, у них может быть отозвана лицензия на право занятия предпринимательской деятельностью.

            Таким образом, для увеличения налоговых поступлений в Саратовской области, например,  были разработаны некоторые предложения, которые могут быть применены и в других регионах:

            1. Распространить порядок обращения взыскания на имущество предприятий- недоимщиков не только по задолженности по налогам и платежам, но и по штрафным санкциям (пени);

            2. Упростить процедуру обращения взыскания недоимки на дебиторскую задолженность, исключив обязательность наличия подписей руководителей и главного бухгалтера предприятия-дебитора;

            3. Погашать недоимку за счет обращения взыскания на имущество учредителей предприятия-должника;

            4. Начислять пени на оставшуюся просроченную сумму недоимки со дня предоставления отсрочки, а не с момента образования недоимки;

            5. Совместно с товарно-залоговым фондом финансово-промышленной корпорации развернуть работу по снижению недоимки у налогоплательщиков. Суть ее в том, что фонд получает на сумму задолженности у предприятий  их товары, реализует их или получает под них кредит, а предприятие получает казначейское освобождение финансового управления;

            6. Решить вопрос с Главным управлением Центробанка об оказании практической помощи в своевременном зачислении налоговых средств в бюджеты при наличии дебетового сальдо у ряда банков;

7.   Целесообразно совместно с комитетом по управлению имуществом и фондом имущества по их информации организовать контроль за средствами, поступающими от продажи имущества, а также средствами от сдачи предприятиями помещений в аренду;

            Налоговые проблемы, оказывающие влияние па формирование доходной части бюджета любого уровня существуют не только на горизонтальном - различных территорий, но и вертикальном уровне - налоговые взаимоотношения регионального бюджета с местными и федеральным.


2)  Выявление проблем взаимоотношения бюджета  ХМАО с федеральным и местными бюджетами.

            Эффективность многоуровневой структуры управления зависит от ряда факторов, и один из них - обоснованность получения каждой единицей на каждом уровне ресурсов для выполнения закрепленных за ней обязанностей. Объем ресурсов, поступающих  в распоряжение региональных органов власти  Ханты-Мансийского автономного округа, должен определяться в первую очередь объемом ВВП, созданного в регионе, структурой потребления, доходами, получаемыми резидентами, а не налоговой политикой национального правительства и отраслевой специализацией региона.

            Доходы Ханты-Мансийского автономного округа формируются за счет налогов, закрепленных за региональным уровнем или установленным им; на основе разделения поступлений от определенного налога между разными уровнями и за счет различного рода перечислений из вышестоящего бюджета (дотаций, субвенций,  займов). Конкретно доходы окружного бюджета формируются за счет части налога на прибыль в виде разделения ставки, части подоходного налога с физических лиц, акцизов и НДС в размере норматива отчислений, собственных налогов, определенных законом « Об основах налоговой системы РФ» (плата за воду, налог на имущество юридических лиц, лесной доход), налогов, не предусмотренных федеральным законом, дотаций, субвенций, ссуд.

            Введенные регионами налоги незначительны по величине и основу доходной базы регионального бюджета ХМАО составляют федеральные налоги: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на недра.

            Существующая в Российской Федерации налоговая политика приводит к уменьшению доходов бюджетов отдельных регионов, в том числе и Ханты-Мансийского автономного округа.  В частности подобная ситуация сложилась с экспортом продукции за пределы СНГ. С точки зрения страны в целом экспорт уменьшает внешнеторговый баланс, дает поступление валютных ресурсов. С позиции конкретного предприятия экспорт позволяет расширить рынки сбыта собственной продукции и, следовательно, наращивать объемы производства, увеличивать прибыль. Но с позиции региона экспорт имеет не только плюсы, но и минусы. Продукция, экспортируемая за пределы СНГ, в соответствии с законом «О налоге на добавленную стоимость» освобождается от данного налога. Значит,  регион теряет часть доходов вследствие уменьшения поступлений НДС.

            В Ханты-Мансийском автономном округе объем экспорта в 1996 году составил 43.3% производства промышленной продукции. В основном на экспорт в нашем округе идет нефть. И даже не учитывая предусмотренную законом процедуру возмещения предприятиям- экспортерам НДС по приобретенным материальным ресурсам, на основе имеющихся данных можно сказать, что Ханты-Мансийский автономный округ теряет свыше 18% поступлений НДС.

            Так как в среднем удельный вес поступлений НДС в общей сумме доходов бюджетов регионов составляет около 15%, то потери регионального бюджета ХМАО составляют свыше 2.7% от общей суммы доходов.

            В действующей системе не предусмотрен какой-либо порядок компенсации региональным бюджетам данных потерь. Предоставление средств из федерального бюджета происходит либо на субъективной основе, либо на основе формул, отражающих прежде всего показатели величины налоговых поступлений на душу населения и их отклонение от средних по стране, или дефицит регионального бюджета. Хотя потери налоговых доходов снижают показатель величины налоговых доходов на душу населения и объективно способствует росту дефицита бюджета, а значит способствует получению регионом финансовой помощи, есть ряд факторов, нейтрализующих их влияние, и объем созданного в регионе ВВП в расчете на душу населения один из них. Если объем ВВП в расчете на душу населения и величина налоговых поступлений в расчете на душу населения выше среднего, а величина потерь меньше, чем отклонение от среднего, то регион не получит помощи, и потери от налога на добавленную стоимость на экспортируемые товары в регионе не будут компенсированы. Подобная ситуация происходит с Ханты-Мансийским автономным округом, где индекс финансового потенциала на душу населения в 1996 году составил около 7. 000.

            Было бы целесообразно изменить данное положение, и в первую очередь проводить компенсацию потерь бюджетов регионов, вызванных федеральной налоговой политикой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты