Проблемы формирования доходной части бюджета Ханты-Мансийского Автономного Округа

            Использование косвенных налогов в качестве рычагов региональной налоговой политики для поддержания производственной активности и расширения доходной базы отдельных субъектов Федерации представляется недопустимым. Попытки ввести региональные льготы по НДС влекут за собой значительное усложнение расчетов по зачету данного налога на всех последующих стадиях технологической цепочки, существенное и непредсказуемое перераспределение налогового бремени между регионами.

            Реализация предложенных мер по реформированию  налоговой системы означала бы существенную корректировку правительственной налоговой политики. Однако, как ни парадоксально, это вовсе не противоречило бы задачам в области налоговой реформы, сформулированным в президентских  посланиях Федеральному  Собранию РФ  за предыдущие годы, а также Послании Президента России Правительству РФ “О бюджетной политике в 1996 году” в которых выявлен весьма содержательный и обширный перечень задач в области налоговой реформы и налоговой политики. Вот ключевые позиции данного перечня:

            1. Полная регламентация взаимоотношений между государством и налогоплательщиком, исключающая введение налогов иначе, как в соответствии с законодательными актами.

            2. Непротиворечивость и стабильность в течение финансового года налоговой системы, ее простота и доступность для освоения налогоплательщиками и сотрудниками налоговых органов.

            3. Недопущение налогового произвола и расширение прав налогоплательщиков.

            4. Сокращение числа налогов и существенное упрощение процедур их взимания.

            5. Общее снижение налогового бремени.

            6. Высокоэффективность налоговых изменений для экономики в целом.

            7. Поддержка производителей, особенно работающих на потребительский рынок.

            8. Самофинансирование экспортно ориентированных отраслей.

            9. Существенное усиление налогового стимулирования капиталовложений и инновационной деятельности.

            10. Превращение амортизационных отчислений в инвестиционные ресурсы.

            11. Перемещение центра тяжести на налогообложение природных ресурсов и недвижимости, повышение роли имущественного и земельного налогообложения в качестве доходного источника региональных и местных бюджетов, а также усиление значимости ресурсных платежей.

            12. Ужесточение финансовых санкций против загрязнителей окружающей Среды, не подрывающее конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке.

            13. Обеспечение в полной мере доходной части бюджетов всех уровней.

            14. Наделение органов местного самоуправления твердыми источниками доходов.

            15. Более справедливое распределение доходов; рост доли налогов, взимаемых с высокообеспеченных граждан; ослабление бремени налогообложения людей с низкими доходами; ликвидация льгот по уплате подоходного налога, позволяющего высокооплачиваемым гражданам выводить значительную часть своих доходов из-под налогообложения.

            16. Расширение использования механизма инвестиционного  налогового кредитования.

            17. Радикальное сокращение количества налоговых льгот с упразднением индивидуальных льгот.

            18. Полная и окончательная ликвидация не предусмотренных законодательством таможенных льгот, наносящим ущерб интересам национального производства.

            19. Введение в действие механизмов, обеспечивающих невозможность и невыгодность уклонения от налоговых платежей.

            20. Своевременное перечисление коммерческими банками платежей в бюджет (во внебюджетные фонды).

            Нынешний налоговый механизм ни одну из этих задач реализовать не способен. Тем более настоятельной является необходимость ускорения принятия системно воплощающего и законодательно закрепляющего их Налогового кодекса РФ. 


Раздел 2 Возможные пути решения проблем формирования доходной части бюджета ХМАО на региональном уровне.

1)       Использование опыта других стран.

            Налоговые системы, функционирующие в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, отражают социальную и экономическую специфику каждой конкретной страны. Поэтому полное копирование налоговой системы какой-либо страны не самый лучший вариант для Российской  Федерации. Интерес должны представлять некоторые технические аспекты этих моделей и сами концепция, на которых они построены. 

            Все, рассмотренные нами, налоговые системы зарубежных стран с развитой рыночной экономикой отличаются от налоговой системы Российской Федерации:

1.   не таким большим количеством различных налогов;

2.   наибольший удельный вес в бюджетах зарубежных стран составляет подоходный налог, а в Российской Федерации - НДС.

3.   частотой взимания налоговых поступлений от предприятий и других юридических лиц;

4.   в Российской Федерации действует большое число сложных, запутанных налоговых актов.

Во многом похож процесс формирования бюджетов регионов в Германии и в Российской Федерации тем, что наиболее крупные налоговые источники формируют сразу три или два бюджета, отличаются только сами источники.

            Налоговые системы США и Швейцарии  схожи в том, что в данных странах региональный уровень власти (в США - штаты, в Швейцарии - кантоны)  обладает автономностью в отношении налогов.  Свобода штатов и кантонов в проведении налоговой и бюджетной политик служит причиной резкой дифференциации региональных налогов систем. Они различаются не только по составу налогов, но и по базе налогообложения и ставкам.

            Данная проблема решается путем конкуренции между штатами или кантонами. Если налоговые ставки будут повышены, то соответственно  кантон или штат получит больше денежных средств, но, с другой стороны, из-за высоких налоговых ставок его население может переехать в более дешевый регион и тот будет получать больше денежных средств за счет большей численности населения.  Такая конкуренция между налоговыми системами разных регионов и является эффективным средством снижения налоговых ставок по территории всей страны.

            Кроме того, в США при предоставлении штатам самостоятельно устанавливать налоги и ставки возникла такая форма перераспределения доходов, как уплата налогов в бюджет штата нерезидентами, которая получила название «экспорт налогов».

            Введение налога на производителя, как правило, приводит к увеличению цены продукции, т.е. происходит перекладывание (полное или частичное) налога на потребителей продукции. Если потребитель нерезидент штата, установившего налог, то налог экспортируется. Уменьшение доходов владельцев факторов производства (капитала, земли, рабочей силы) от введения налога тоже является экспортом налога, если они не резиденты данного штата.

            Налог экспортируется также, когда он уменьшает базу налогообложения федеральных налогов, например, налоги штата или местные налоги, которые подлежат вычету при расчете базы налогообложения подоходного налога. Снижение налоговых поступлений федерального правительства приведет либо к снижению уровня федеральных правительственных услуг, либо к увеличению федеральных налогов, либо к увеличению дефицита федерального бюджета. В любом случае это приведет к дополнительным издержкам со стороны нерезидентов штата. Перераспределение налоговых доходов между штатами, вызванное налоговой политикой самих штатов, объективно оправданно сравнительно низкой степенью влияния федерального правительства на перераспределение налоговых доходов между бюджетами штатов.

В Российской Федерации в 1994 году делалась попытка предоставить права вводить налоги, не предусмотренные законодательством «Об основах налоговой системы РФ». Это привело к установлению более 60 дополнительных налогов и можно было говорить о схожести процесса экспорта налогов между регионами России и США. Но негативных последствий от такого нововведения оказалось больше, чем позитивных и его пришлось отменить.

В настоящее время предоставлять регионам полную автономию еще рано, так как у населения Российской Федерации нет достаточных денежных средств для переезда в другой регион, чтобы начал действовать принцип конкуренции, как в Швейцарии. Но в будущем это вполне возможно.

Можно было бы попробовать ввести зачетный налог с оборота ценных бумаг, так как в настоящее время появилось много инвесторов.

В рассмотренных нами зарубежных странах действуют универсальные положения, дающие налоговым сотрудникам возможность самостоятельно толковать налоговые законы и при этом на первом месте стоят экономические соображения, а не юридические конструкции. Эту особенность можно было бы использовать и в нашей стране, так как в настоящее время экономическим соображениям уделяется недостаточно внимания.

2) Предложения по использованию  резервов территориального бюджета ХМАО.

            Анализ особенностей формирования бюджета Ханты-Мансийского автономного округа за 1996 год,  произведенный в главе 1, разделе 2; учет недостатков, связанных с уплатой налогов в доходную часть бюджета ХМАО за 1996 год, представленных в главе 1, разделе 3, применение положительного опыта других территорий и обзор источников информации позволяет внести следующие предложения для решения проблемы с недоимками по платежам в бюджеты и обеспечения доходной части окружного бюджета реальными денежными поступлениями:

1. Распространить порядок обращения взыскания на имущество предприятий- недоимщиков не только по задолженности по налогам и платежам, как это делается сейчас, но и по штрафным санкциям (пени). Так как в ходе проверок, проведенных в прошлом году выяснилось, что сумма начисленных штрафных санкций в 5 раз превышает сумму начисленных налогов.

            2. Упростить процедуру обращения взыскания недоимки на дебиторскую задолженность, исключив обязательность наличия подписей руководителей и главного бухгалтера предприятия-дебитора;

            3. Погашать недоимку за счет обращения взыскания на имущество учредителей предприятия-должника.  Это будет  мобилизовать учредителей изыскивать средства для своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;

            4. Вести учет операций по исчислению и списанию средств в валюте по лицевым счетам плательщиков и постановление средств, причитающихся бюджету округа, непосредственно на валютные счета, открытые в округе, минуя их зачисления во Внешторге России. В прошлом году только у 15 крупнейших предприятий-недоимщиков по Ханты-Мансийскому автономному округу было открыто в банках города Москвы и Московской области свыше 90 валютных счетов, а стоимость отгруженной на экспорт нефти составила свыше 30% от всего объема добытой ;

5.   Совместно с товарно-залоговым фондом финансово-промышленной корпорации продолжить работу по снижению недоимки у налогоплательщиков. Суть ее в том, что фонд получает на сумму задолженности у предприятий  их товары, реализует их или получает под них кредит, а предприятие получает казначейское освобождение финансового управления. В прошлом году данный механизм уже начал применяться в Ханты-Мансийском автономном округе, но он  способствует только снижению недоимки у налогоплательщиков, не приносит реальных денег в бюджет;

6.   Решить вопрос с Главным управлением Центробанка об оказании практической помощи в своевременном зачислении налоговых средств в бюджеты при наличии дебетового сальдо у ряда банков;

    7. Целесообразно совместно с комитетом по управлению имуществом и фондом имущества по их информации организовать контроль за средствами, поступающими от продажи имущества, а также средствами от сдачи предприятиями помещений в аренду;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты