Развитие налогового законодательства в РФ

Развитие налогового законодательства в РФ

СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ



«Допустить к защите»

декан направления

___________________

(__________________)

«___» _________ 199_г.

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

Тема:  Развитие налогового законодательства в РФ




Исполнитель Игнатюк А.Н. ________________

№ контракта 54110078 Группа 075/4 Ю.Ф.

Руководитель:      начальник юридического отдела

                             УФСНП РФ по Томской области

                             Е.С. Матвеева (______________)



Дата сдачи законченной работы ___________________

 

 

 

Томск 1999 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................... 3

1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ........... 6

1.1. Понятия налогового права и налогового законодательства.......................................... 6

1.2. Содержание, система и особенности налогового законодательства.......................... 13

1.3 Роль налогового законодательства в условиях перехода к рыночной экономике...... 21

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД................................................................................................... 27

2.1. Пути и перспективы развития налогового законодательства...................................... 27

2.2. Налоговый кодекс Российской Федерации и совершенствование налоговой системы России           34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................ 42

БИБЛИОГРАФИЯ....................................................................................................................... 44

СОКРАЩЕНИЯ........................................................................................................................... 50


ВВЕДЕНИЕ

Проблемы налогообложения на нынешнем этапе реформирования российской экономики становятся особенно актуальными. Сейчас не только специалисты, но и многие простые граждане осознали важность такого вида государственной деятельности, как налоговое администрирование.

Налоговая реформа является очень важной сферой российских экономических преобразований. Причина этого кроется в том, что государственное управление в области налогов - прямой способ воздействия на развитие производства, потребления, на все сферы экономической деятельности. Государственная власть использует налоги как в фискальных, так и в регулирующих целях. Обе эти сферы одинаково важны в период переходной к рыночной экономике.

Взимание налогов — по сути перераспределение собственности в пользу государства для выполнения им собственных задач и функций. При этом власть императивным путем изымает частную собственность, поэтому необходима подробная регламентация такой деятельности и неукоснительное соблюдение налоговых норм. Единообразное исполнение норм налогового законодательства обеспечивает нормальное формирование государственных доходов.

Реформирование налоговой сферы государства, как правило, проходит в соответствии с утвержденными принципами и заранее намеченной программой. Без этого любые реформы обречены на неудачу, поскольку они носят хаотичный характер. Для того, чтобы точным образом определить принципы и программу реформирования, желательно проанализировать имевшиеся и имеющиеся на период реформирования общественные отношения в области налогообложения и их отражение в налоговом законодательстве.

Рассмотрение особенностей развития российского налогового законодательства позволяет выявить закономерности его изменения, которые необходимо учитывать при переходе к рыночной экономике.

Задачей настоящей дипломной работы ставится хронологическое рассмотрение и анализ российского налогового законодательства, с целью выявления закономерностей, а также путей и перспектив его развития. Кроме того, в первой главе работы рассматриваются общетеоретические вопросы налогового законодательства и налогового права. Изученность таких вопросов у российских авторов достаточно велика, в то время как развитие законодательства о налогах не рассматривает никто, за исключением А.В. Брызгалина. Такое положение представляется странным, особенно в силу провозглашаемого принципа преемственности при современном реформировании налогового законодательства.

В основу настоящего исследования положены теоретические труды Г.В. Петровой, А.В. Брызгалина, Д.Г. Черника, В. Гуреева, Л. Вороновой, Н. Химичевой, С.Н. Пепеляева, И.О. Аксенова, а также статьи многих других авторов, затрагивающие рассматриваемую тему. В качестве нормативных источников были использованы различные редакции, различные официальные источники опубликования, такие как «Ведомости ВС СССР», «Ведомости Съезда народных депутатов СССР и ВС СССР», «Собрание актов Президента и Правительства» и другие. Кроме того, рассмотрена местная законодательная практика, опубликованная в газете «Томский вестник».

Практическое значение настоящей работы представляется достаточно большим, так как реформирование налогового законодательства России протекает весьма сложно, ввиду того, что не учитываются национальные и исторические особенности его развития. При изменении курса экономической политики в 1986 году было объявлено о начале интеграции России в мировую экономику, о переходе к свободному рынку. Была, однако, допущена типичная ошибка - построение рынка по аналогии с развитыми странами. Российская экономика, также как и экономика других стран, имеет свои национальные черты, и по этой причине не все нововведения будут желательными и эффективными в нашем государстве. Поэтому реформирование налогообложения, как одного из важнейших инструментов регулирования экономики государства, должно прежде всего опираться на собственный накопленный опыт и сложившуюся практику, развитие которой будет рассмотрено в настоящей работе.

1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

1.1. Понятия налогового права и налогового законодательства

Приступая к исследованию проблемы налогового законодательства, следует, прежде всего, обратить внимание на его теоретические аспекты. Налоговая практика тесно связана с теоретическими оценками ее реализации, так как трудно себе представить практику без теории и теорию без практики. Для изучения вопросов становления и развития налогового законодательства представляется важным определиться в понятиях налогового права и налогового законодательства, а также дать определение понятия налога.

В специальной юридической литературе имеются различные подходы к определению налога. Так, например, Ф.Аквинский (1225-1274 г.г.) определил налоги как «дозволенную форму грабежа»[1]. Шарль Монтескье же с полным основанием полагал, «что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той части, которую оставляют им»[2].

Из взглядов Фомы Аквинского можно сделать вывод, что он относился к налогам столь негативно по той причине, что государство регулировало и регулирует эту сферу жизнедеятельности административно- командными методами, самостоятельно определяя, какой налог, в каком размере и в какие сроки необходимо выплачивать, а кроме того, в случае неуплаты оставляет за собой право силового принуждения. В противоположность Фоме Аквинскому, считавшему налоги признаком неволи, один из основоположников теории налогообложения Адам Смит, говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, есть признак не рабства, а свободы.

Современные авторы также разнятся в определениях понятия «налог», и, видимо, проблема заключается в том, что налог есть категория комплексная, имеющая как экономическое, так и юридическое значение. Несмотря на различия позиций, большинство авторов, однако, выделяют следующие его составляющие:

-           обязательность и принудительность налога[3];

-           адресность налога (внесение в бюджет или в соответствующий внебюджетный фонд)[4];

-           законность его установления[5].

Кроме того, поскольку налог может выступать как экономическая категория и как правовая, единственным критерием отделения налога, в экономическом смысле и, особенно в правовом, от других платежей, на наш взгляд, является налоговое законодательство (так называемый признак нормативно-правового регулирования).

Таким образом, сравнивая у различных авторов понятие налога, можно определить налог как обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или в указанный законодательством внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками (юридическими и физическими лицами) в порядке и на условиях, регламентируемых налоговым законодательством. Легальное определение налога, данное в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации[6], содержит в себе также цель взимания налога — финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог, в том смысле, в котором он был рассмотрен выше, включает в себя понятие сбора. Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)[7]. Хотя сбор, в отличие от налога, есть возмездный платеж, но и он используется государством для формирования собственных доходов, а следовательно, имеет ту же правовую природу, что и налог. Также относится к этой категории и государственная пошлина, которая является платой за оказание плательщику каких-либо услуг. В связи с этим, мы согласны с мнением Петровой Г.В. о том, что здесь необходима соразмерность между стоимостью такой услуги и платой за нее[8].

Рассматривая налог более детально, можно выделить следующие его признаки:

-           законность установления и введения;

-           обязательность налоговых платежей и возможность принуждения со стороны государства за нарушение налоговых норм;

-           безвозмездность;

-           отчуждение собственности при уплате;

-           абстрактность налоговых платежей;

-           внесение платежей в бюджет или во внебюджетный фонд;

-           обезличивание платежей при поступлении в бюджет или во внебюджетный фонд.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты