Реформы собственности и социальная дифференциация в переходный период \Украина\

Реформы собственности и социальная дифференциация в переходный период \Украина\

РЕФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПЕРЕХОДНОЙ ПЕРИОД.


(50 страниц)

ПЛАН.


Введение.

I. Собственность как составная часть инфраструктуры рыночной экономики.

       1. Общественная собственность, сущность и пределы ее                                    использования.

               2. Кризис всеобщего огосударствления собственности.

II. Необходимость разгосударствления и приватизации собственности как средство перехода к рыночной экономике.

                1. Сущность разгосударствления и приватизации.

                 2. Формы и границы разгосударствления и приватизации.

           3. Законодательные акты разгосударствления и приватизации.    

III. Последствия и оценка разгосударствления и приватизации в Украине на данном этапе.

                  1. Социально-экономические проблемы разгосударствления и приватизации собственности.

2. Социальная дифференциация общества.

Заключение.


















Введение.

Во время прехода к рыночной экономике в Украине, как, впрочем, и в других постсоциалистических странах, осуществление реформ столкнулось с рядом объективных трудностей, первоочередной среди которых, безусловно, можно назвать проблему собственности.

Проблема эта не нова и занимает умы людей уже не одно столетие. Первые упоминания про собственность как одну из основных характеристик государства, появились еще в глубокой древности ¾ в Вавилоне, Китае и других странах.

С зарождением капитализма возникает критика частной собственности. Так, социалист-утопист Т.Мор в своей книге “Утопия” писал: “Там, где господствует частная собственность, все богатства попадают в руки немногих”.*

Проблемы частной собственности рассмотрены и в трудах А.Смита. Так, в книге “Исследование о природе и причинах богатства народов" он выступает как противник большого землевладения. Он писал: “Где есть большая собственность, ¾ там есть и большое неравенство. На одного богатого человека приходится как минимум пятьсот бедных, и богатство немногих предусматривает бедность многих.” **  

________________________________________________________________________

* См.: Мор Т. Утопия. М., Изд. Академии наук СССР, 1953, с. 96

** См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.-Л., Соцэкгиз, т.2, 1935, с. 249  

Приведенные выше точки зрения не потеряли своей актуальности и в наше время. Так, на Украине, на общем фоне снижения уровня жизни народа и глубокого экономического кризиса выделяется небольшое количество людей, в разбогатении которых собственность (а точнее, несовершенное законодательство по собственности) сыграла не последнюю роль. Поэтому очень важно при проведении реформ собственности не допустить накопления огромных материальных благ у и без того “не очень бедной” категории людей, так как это еще более пагубно отобразится на большинстве населения Украины.

В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике Украины реформация отношений собственности, разгосударствление и появление новых видов собственности играют большое значение;  это будет способствовать развитию рыночных отношений, новых видов хозяйствования, благодаря чему появится возможность преодолеть тяжелейший экономический кризис, в котором находится Украина.  


 

 

 

 

 

 

1. Общественная собственность, сущность и пределы ее                                    использования.

Собственность (как экономическая категория) ¾ это совокупность производственных отношений, которые обусловлены отношениями людей к средствам производства и произведенному продукту.

За собственностью кроются отношения, интересы по поводу владения, распоряжения средствами производства, а затем ¾ и результатами труда.

Собственник средств производства суверенно распоряжается ими, использует их для организации производства и извлечения дохода.

От того, кому принадлежат средства производства, зависит и !!!

Собственность как подсистема производительных отношений находится в тесном взаимодействии с проиводительными силами, с разделением и кооперацией труда, степенью его обобществления.

В каждой общественно-экономической формации собственность приобретает специфическую форму. Собственность предопределяет характер отношений, которые складываются между участниками производства в прцессе их трудовой деятельности (это могут быть или отношения равенства, дружбы, взаимопомощи или отношения подчинения).

Именно собственность характеризует способ соединения факторов производства и рабочей силы и затем присвоения результатов труда. Поэтому изучение собственности как сущностной основы любой системы хозяйствования является ключевым для понимания проблем экономики и хозяйственной практики.

В зависимости от места человека в системе организации производства член общества получает доходы и в зависимости от от доминирующей формы собственности утверждается определенное равенство или неравенство между людьми, как наиболее существенный момент социальной справедливости.

Сейчас острейшей потребностью перестройки и реформ отношений собственности выступает достижение реального единства собственности и труда, присвоение материальных благ и их создание. Собственность всегда порождает целую гамму экономических интересов, которые имеют объективный и многоплановый характер (интересы бывают личные, коллективные, общественные). Интерес личности человека как участника производства ¾ самый сильный двигатель экономического, научно-технического и социального прогресса, при этом многое зависит от конкретных форм собственности и от конкретных методов ее реализации.

Пресса стала критиковать общественнуь собственность, как ничейную, которая не эффективна и практически не реализуется. Но ничейной собственности не бывает. Собственность потому собственность, что она чья-то.

Но и государственная  собственность является ничейной лишь в той степени, в той части, в которой она отчуждена от народа, но эта часть ¾ государственная  собственность. Эта собственность является ничейной не так как она является общественной собственностью, а потому, что она не является таковой.

Становление рыночной экономики требует научного обоснования разделения общественной собственности на частный и государственный сектор и дальнейшее разделение последнего по уровням управления народным хозяйством. В частный (рыночный) сектор следует тарнсформировать производство всех видов и услуг, которые эффективно и в достаточном объеме могут осуществляться субъектами рыночных отношений.

Государственной  инфраструктурный сектор общественной собственности объективно существует потому, что есть определенные виды товаров и услуг, которые рыночная система вообще не производит и не имеет намерения производить, поскольку они коммерчески невыгодны, хотя и имеют высокие потребительские стоимости и эти потребительские стоимости общественно необходимы.   



Восемь способов приватизации.

Центральное место в государственной  приватизационной программе отводится способам приватизации.

Программа предусматривает 8 способов приватизации  государственного имущества:

1. Выкуп объектов малой приватизации  ¾   способ приватизации, при котором собственником объекта становится товарищество покупателей, образованное его работниками. Этот способ приватизации не предусматривает конкуренции покупателей.

2. Выкуп государственного  имущества предприятия с альтернативным планом приватизации, по которому собственником объекта ил его части становится товарищество покупателей, образованное его работниками в соответствии с разработанным покупателями планом, который является альтернативным к плану, предложенному комиссией по приватизации.

3. Выкуп государственного  имущества, сданного в аренду с выкупом, ¾ способ, приватизации, по которому собственником объекта становится арендатор, в соответствии с договором аренды.

4. Продажа на аукционе ¾ способ приватизации, по которому собственником объекта становится покупатель, который предложил в ходе аукциона максимальную цену.

5. Продажа по коммерческому курсу ¾ способ приватизации, по которому собственником объекта становится покупатель, который предложил наилучшие условия дальнейшей эксплуатации объекта, или при равных условиях ¾ наибольшую сумму.

6. Продажа по коммерческому курсу ¾ способ приватизации, по которому собственником объекта становится покупатель, который предложил при фиксированных начальных ценах наивысшую цену.

7. Продажа по конкурсу с отсрочкой платежа ¾ способ приватизации, по которому собственником объекта становится покупатель, который на конкурсной основе добился права уплатить за приобретение объекта с отсрочкой платежа на три года, на условиях предоплаты       30% его стоимости.

8. Продажа акций открытых акционерных обществ ¾ способ приватизации, по которому собственниками акций, преобразованных в открытые акционерные товарищества государственных  предпритий, на конкурсной основе становятся покупатели, которые предложили наибольшую цену за наибольшее количество акций после реализации акций на льготных условиях.



Не теоретизируй, а приватизируй!

·Приватизацию необходимо начинать с маленьких предприятий.

·Нужно устроить жизненный порядок так, чтобы в обществе было как можно больше собственников, но следить, чтобы акционеров, которые владеют одним предприятием, было не очень много. Иначе годовые собрания акционеров превратятся в базар и станут неуправляемыми.

·Самая серьезная группа интересов ¾ работники предприятия, которое приватизируется. Они встревожены своим будущим. Им необходимо дать возможность стать совладельцами фирмы.

·Государственное предприятие, которое работает плохо, можно продать приватному предприятию, желательно акционерному.

·Еще не было такого, чтобы за государственную  собственность, которая приватизируется, назначили действительную цену. Те, кто оценивает, могут быть специалистами наивысшей квалификации, но наилучший советчик ¾ сам покупатель. Он и скажет какую сумму готов вложить в дело. Слишком дорого не купит никто, при слишком дешевой продаже появится много претендентов, начнутся скандалы. Лучше, если претенденты выяснят отношения между собой на основе финансовых возможностей.

·Нет никакого смысла возвращать собственность ее бывшим собственникам. Это только затормозит весь процесс. Бывшим собственникам можно предложить определенную компенсацию в будущем, когда дела предприятия наладятся, но и то с условием, что сам собственник на протяжении определенного срока объявит о своих претензиях.

                      Интервью с Юрием Ехануровым.

На заседании 3 марта Верховный Совет Украины утвердил список предприятий, которые не подлежат приватизации в 1995 году. В соответствии с формулой постановления Верховного Совета от 29 июля 1994 года, как только постановление об этом списке будет подписано, мораторий на заключение актов купли-продажи снимается. А коль так, то приватизационные процессы охватят огромный сектор предприятий, которые уже давно ждут этого решения. Самого списка в Фонде госимущества мы еще не имеем, но известно, что приватизации в нынешнем году не подлежат около 6 тысяч предприятий.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты