Реформы собственности и социальная дифференциация в переходный период \Украина\

“Серый Вторник” украинской приватизации.

Практический ход приватизации в 1994 году в Украине можно условно разделить на два этапа, водоразделом которых было принятия постановления Верховного Совета “О совершенствовании механизма приватизации в Украине и усилении контроля за ее проведением” от 29 июля 1994 года. В первом полугодии приватизационные процессы осуществлялись более динамично, чем в 1993 году и второй половине отчетного года. Во втором полугодии объемы приватизации значительно сократились: по сравнению с первым полугодием количество приватизированных предприятий уменьшилось в 1,5 раза.

По состоянию на 1 января 1995 года за 1994 год приватизировано 7967 объектов. Основными способами приватизации в 1994 году были выкуп и аренда с выкупом, которыми приватизировано соответственно 39,7 и 36,3% всех объектов. Продажа объектов по некоммерческому конкурсу составила 2,2%, по коммерческому ¾ 2,5%, на аукционе ¾ 5,0%.

По состоянию на 1 января 1995 года приватизационные имущественные счета открыли 8,3 млн. Человек, или 16% от общей численности населения Украины.


Центр послеприватизационной поддержки.

Центр послеприватизационной поддержки (ЦПП)  предприятий Украины Был создан согласно приказу по Фонду госимущества Украины от 24 февраля 1995 года. По большому счету такая поддержка ¾ не только   консультационная, но и финансовая, ¾ наверняка понадобится и уже приватизированным предприятиям, и 8 тысячам, предназначенным к приватизации в 1995 году. Многие из них испытывают трудности в своем развитии вследствие неблагоприятности общей экономической ситуации, а некоторым просто не хватает знаний для избрания верного ориентира в переходный к рынку период.

Информация о ходе приватизации предприятий государственной собственности по Днепропетровской области.

В соответствии с Указом Президента Украины от 19.02.94 г. №56 в области создана единая система органов приватизации. В городах и районах учреждены представительства Фонда госимущества Украины, которые будут осуществлять реформирование предприятий коммунальной собственности.

В 1994 году в сфере приватизации происходили сложные процессы, о чем свидетельствуют результаты анализа работы органов приватизации области.

В первом полугодии 1994 года наблюдалась тенденция к ускорению приватизации в области. Так, в течение первого и второго квартала 1994 года было приватизировано 90% предприятий, осуществляющих продажу имущества в течение 1993-1994 годов.

Ускорению приватизации способствовало принятие Кабинетом министров Украины постановления от 20.05.94 № 327 “О проведении индексации основных фондов 1994 г.”. Это побудило потенциальных покупателей, в первую очередь трудовые коллективы предприятий, выступать с инициативой относительно приватизации ввиду ожидаемого возрастания платежей за объемы приватизации в результате увеличения их стоимости после индексации основных фондов.

В 1994 году было приватизировано 648 предприятий области, в том числе: 169 ¾ общегосударственной собственности, 479 ¾ коммунальной собственности.

Предприятия общегосударственной собственности были проданы путем:

- аренда с выкупом членами трудовых коллективов (116);

- выкуп трудовым коллективом (24);

- продажа акций открытых акционерных обществ (28);

- аукционы (1).

Приватизация имущества предприятий перерабатывающей промышленности, сервисных, строительных и других предприятий проводится только путем преобразования их в открытые акционерные общества.

Квота льготной продажи акций членами трудовых коллективов предприятий и сельскохозяйственным производителям составляет более 51% акций.

При таком разделении акций приватизируются предприятия ассоциаций “Плодородие”, “Днепромолпром”, “Днепромяспром” и другие. Доля акций предприятий, подлежащих льготной продаже работникам каждого сельскохозяйственного предприятия определяется областным управлением сельского хозяйства и продовольствия пропорционально к объемам сырья и услуг.

Для недопущения замены в процессе приватизации государственных  организационных структур монопольного типа частными и предотвращения появления новых монопольных образований необходима организация четкого взаимодействия Фонда гоимущества Украины, Министерства экономики Украины и антимонопольного комитета Украины между собой и с другими центральными и местными органами государственной  исполнительной власти. Такое взаимодействие необходимо прежде всего при приватизации предприятий мясной, молочной, хлебопекарной промышленности и т.п., которые занимают монопольное положение на соответствующих региональных рынках.

Следует отметить, что в области имеется возможность обеспечить все приватизационные имущественные сертификаты имуществом объектов приватизации. По предварительным расчетам, стоимость сертификатов, которые не использованы в нашей области, намного меньше, чем стоимость имущества предприятий, расположенных на территории области, которые подлежат приватизации.

Одними из наиболее важных причин приостановки приватизации на наш взгляд являются:

- Нестабильность законодательной базы для проведения приватизации, что затрудняет практическую деятельность органов приватизации. Принятые предыдущим составом Верховного Совета Украины последние поправки к законодательству по вопросам аренды и приватизации фактически ревизуют концепцию разгосударствления и приватизации предприятий, земли и жилищного фонда, создают противоречивую правовую среду для деятельности органов приватизации.

- Широкое применение неконкурентных способов приватизации ограничивает права граждан Украины, не являющихся членами трудовых коллективов приватизируемых предприятий, на получение доли государственной  собственности в процессе приватизации и на использование своих приватизационных бумаг; создает предпосылки для продажи всего государственного  имущества по заниженным ценам, поскольку, как свидетельствует мировой опыт, лишь применяя конкурентные способы, можно определить реальную цену объектов приватизации.

- Отсутствие мотивации у потенциальных инвесторов для осуществления инвестиций вследствие неудовлетворительного состояния финансово-кредитной системы, налогового бремени, необоснованного повышения цен на объекты приватизации.

- Искусственное завышение в Государственной программе приватизации на 1994 год украинского карбованца к доллару США, в котором не учтены экономические и социально-политические реалии в Украине.

Это не только послужило причиной невыполнения заданий программы по поступлению средств в свободно конвертируемой валюте, но и вообще затормозило процесс иностранного инвестирвания.

Непонимание населением объективных причин необходимости проведения приватизации, преждевременные ожидания ее конкретных результатов условиях неудач с проведением экономических реформ, что создает в обществе предпосылки отрицательного восприятия приватизации. Такое восприятие поддерживают некоторые средства массовой информации, представляя лишь отрицательные материалы или замалчивая о ходе приватизиционных процессов.

Наметилась устойчивая тенденция по созданию в процессе корпоратизации предприятий государственных  холдинговых компаний, которая при соответствующем ее развитии может привести к торможению приватизационных процессов и повышению уровня монополизма в экономике Украины.

Активизация процесса приватизации является обязательной предпосылкой общего улучшения состояния экономики Украины. Поэтому приватизацию следует рассматривать только в контексте проведения экономических реформ в Украине, оживления инвестиционного процесса, повышения заинтересованности в развитии производства.

Обесценивание приватизационных сертификатов как способ восстановления социальной справедливости.

В официальных разъяснениях сути приватизационного процесса в Украине нередко утверждается, что номинальная цена приватизационного сертификата не имеет существенного значения для владельца сертификата. Это действительно так. Для граждан Украины важнее реальная цена сертификата, а точнее ¾ рыночная стоимость акций прватизируемых предприятий, на которые можно обменять сертификат. Цена акций, в свою очередь, должна определяться долей государственной  собственности, подлежащей приватизации (за сертификаты), от всего того, что является государственной  собственностью в Украине ¾ земля, недра, здания, предприятия и другое имущество. Кроме того, реальная цена приватизационного сертификата зависит от механизмов приватизации, которые существуют сегодня и могут возникнуть в будущем.

Один из таких механизмов, понижающих реальную стоимость сертификата (не подлежащего продаже), определен указом Президента Украины от 24 ноября 1994 года. Согласно указу с целью компенсации гражданам Украины потерь от обесценивания денежных сбережений в учреждениях Сберегательного банка Украины и бывшего Укрсоцстраха в свободное обращение вводятся сертификаты номиналом 1млн. Крб. на сумму индексации остатков вкладов и уплаченных страховых взносов по состоянию на 2 января 1992 года. Коэффициент индексации, равный 2200, соответствует индексу повышения потребительских цен в 1992-1993 годах. Эти сертификаты предназначены для использования в процессе приватизации государственного  имущества, не предназначенного для продажи. Долларовый номинал сертификата в соответствии с официальным обменным курсом карбованца на 1 декабря 1994 года равен $9.

Как сообщил председатель Фонда государственного  имущества Украины Юрий Ехануров, номинальная цена приватизационного имущественного сертификата должна быть увеличена в соответствии с индексацией стоимости основных фондов в 50(!) раз.

Компенсация потерь владельцам сбережений осуществляется за счет уменьшения доли имущества, подлежащего приватизации за приватизационные сертификаты, то есть “справедливость” для части граждан восстанавливается за счет всех граждан Украины. Насколько реальным окажется “восстановление социальной справедливости”, оценить довольно сложно, однако чем более реальным будет процесс приватизации, тем более значительная доля государственной  собственности, предназначенной для бесплатной передачи гражданам, будет приватизирована за “новые” сертификаты. При этом основной массой “новых” сертификатов благодаря их ликвидности будет распоряжаться сравнительно небольшое число новых владельцев.

В оценке возможного хода приватизации следует также учитывать другие процессы, способные существенно ограничить процесс первоначально объявленной “народной приватизации”. С этой точки зрения стоит обратить внимание на проекты создания финансово-промышленных групп и планы привлечения иностранных инвестиций под залог государственной  собственности, находящейся в распоряжении государственных  предприятий. Реализация этих проектов приведет к процессу “залоговой приватизации”, в котором с гражданами Украины будут конкурировать иностранные инвесторы и коммерческие банки. Кроме того, идет и будет продолжаться процесс “теневой приватизации”, связанный с приобретением государственными  предприятиями некоторых прав собственника. Если учесть, что объектом “народной приватизации” не является земля, то у большинства граждан Украины не остается шансов для получения реальной собственности в приватизационном процессе.


Опыт приватизации в Чехии.

В течение десятилетий в нас воспитывали гордость первопроходцев. Мы гордились тем, что были первыми на неповторимом пути к “сияющим вершинам”. То, что происходило в окружающем мире, или подтверждало верность нашего движения или имело множество недостатков и признаки вырождения.

Отесанное годами чувство собственной уникальности и сегодня не позволяет нашим соотечественникам уяснить простую вещь ¾ наши проблемы вовсе не оригинальны. Много стран уже успешно справились с ними. Поэтому напрасны поиски своего пути туда, куда ведет битая дорога. Лучше присмотреться к опыту решения проблем теми, кто шагает впереди.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты