Кроме того, проблемы социальной защищенности федеральных государственных служащих нашли свое отражение в указах Президента Российской Федерации “Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего” от 09.03.1996 №353, “Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы” от 29.04.1996 №604, “О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих” от 16.08.1995 №854, “О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих” от 07.02.1995 №103, “Об утверждении Положения о повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих, увольняемых из аппарата органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата” от 23.08.1994 №1722, в Гарантиях правовой и социальной защиты работников государственной налоговой службы Российской Федерации и Положении о классных чинах работников государственной налоговой службы, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 №340. В целях реализации указов был принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации, содержащий правовое закрепление мер социальной защиты федеральных государственных служащих, а также ряд совместных постановлений Министерства труда и Министерства юстиции Российской Федерации.
Проанализировав вышеупомянутые законы и нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, можно прийти к выводу, что на сегодняшний день в Российской Федерации существует относительно полная правовая регламентация мер социальной защиты государственных служащих. И если реальное состояние дел, как утверждают материалы исследования, проведенного коллективом Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, далеко не благополучно, то это связано с несовершенством механизма реализации законодательно закрепленных положений[12].
Но данный вывод, на наш взгляд, можно отнести только к федеральному уровню государственной службы.
Раздел 2. Проблемы социальной защиты
государственных служащих субъектов Российской Федерации
и их законодательное регулирование на примере Хабаровского края
При исследовании законодательной базы социальной защиты государственных служащих субъектов Российской Федерации мы пришли к выводу о том, что, для большинства из них, гарантии, предусмотренные федеральным законом об основах государственной службы и рассмотренные нами в предыдущем разделе, остались лишь декларативными нормами, никоим образом не повлиявшими на улучшение их социальной защиты. В то же время президентом Б.Ельциным на Всероссийском совещании с главами республик, краев и областей России было заявлено о том, что “центр тяжести реформ должен быть смещен на региональный уровень”[13]. Однако, федеральная политика по отношению к регионам уже долгие годы строится лишь на принципах минимальной достаточности, самовыживаемости, жесткой административной подчиненности, силового налогового прессинга, остаточного метода формирования региональных бюджетов. И особенно к субъектам федерации, не являющимися “национальными” республиками.
Конечно, необходимо отметить, что в развитие Федерального закона об основах государственной службы республики, а вслед за ними и некоторые края и области приняли собственные законы. Так, законы о государственной службе есть в Архангельской, Воронежской, Новгородской, Оренбургской, Свердловской, Тюменской и других областях, в Краснодарском, Приморском, Ставропольском краях. Но при их детальном изучении становится очевидным, что большинство субъектов федерации пошли по пути механического копирования федерального закона и только декларируют гарантии социальной защищенности своих государственных служащих, поверхностно оговаривая некоторые ее аспекты. Хотя, например, в Приморском крае все же была предпринята попытка более подробно прописать в законе все составляющие социальной защиты государственных служащих.
В Хабаровском крае проблема социальной защиты краевых государственных служащих стоит достаточно остро. Конечно же, речь идет о работниках исполнительной и представительной ветвей власти, так как органа краевой судебной власти пока не существует[14]. Их число, по данным Комитета по труду администрации края, на сегодня составляет 1194 человека. Оно включает в себя и технический персонал государственных органов.
“Меры социальной защиты” краевых государственных служащих сведены к строгому соблюдению указанного нами ранее совместного постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации об упорядочении оплаты труда работников органов представительной и исполнительной власти и норм Кодекса Законов о труде.
Вопрос социальной и правовой незащищенности краевых государственных служащих особенно обострился в период кампании по избранию главы администрации Хабаровского края в декабре 1996 года. Одним из кандидатов было публично заявлено о намерениях “разогнать более 40 процентов аппаратчиков, остальным устроить экзамен на профессиональную пригодность”, а для поступления на службу “требовать от претендентов две рекомендации о моральной чистоплотности от наиболее уважаемых и почетных граждан Хабаровского края”.
Группа служащих, в числе которых находился и автор, приступила к написанию проекта законодательного акта о государственной службе Хабаровского края. Предварительно были обобщены существующие теоретические разработки по вопросам государственной службы, исторический и зарубежный опыты правового регулирования данного предмета, опыт других субъектов Российской Федерации.
В процессе работы авторы законопроекта пришли к выводу, что существование множества подзаконных актов по вопросам предоставления привилегий и льгот государственным служащим, неизвестных обыкновенным гражданам, порождает массу необоснованных домыслов и слухов и способствует формированию отрицательного имиджа государственной службы. Был организован прямой радиоэфир населения с разработчиками, в результате которого было выяснено мнение о том, что такого рода вопросы должны быть урегулированы единым законодательным актом, регламентирующим ограничения, требования, предъявляемые к государственным служащим, и все меры их социальной и правовой защиты. Высказывалось, также, пожелание о распространении норм такого закона на муниципальных служащих, так как уровень их социальной защищенности несравненно ниже, чем у государственных служащих, хотя они и выполняют возложенные на них государственные функции.
Именно поэтому был разработан проект Кодекса Хабаровского края о государственной и муниципальной службе - единственного в своем роде закона субъекта Российской Федерации концептуально предусматривающего соединение социальных институтов государственной и муниципальной службы в одном нормативном правовом акте.
В ноябре 1996 года Хабаровской краевой Думой был принят в первом чтении Закон Хабаровского края “О введении в действие части первой Кодекса Хабаровского края о государственной и муниципальной службе”. Часть первая Кодекса состоит из двух разделов: общих положений о государственной и муниципальной службе и раздела о государственной службе.
Часть вторая Кодекса, по замыслу разработчиков, включит в себя нормы о муниципальной службе и дисциплинарный устав государственной и муниципальной службы, регулирующий порядок привлечения служащих к дисциплинарной ответственности, а также способы защиты служащих от неправомерных действий руководителей, порядок досудебного разрешения споров по вопросам замещения государственных и муниципальных должностей. Отметим, что частью первой Кодекса уже определен государственный орган, в компетенцию которого будет входить разрешение таких споров - это Управление государственной и муниципальной службы.
Наконец, в части третьей Кодекса можно отразить нормы о конкурсе на замещение государственных и муниципальных должностей, аттестации государственных и муниципальных служащих. Таким образом, мы будем иметь целостный, лишенный внутренних противоречий законодательный акт прямого действия, охватывающий обширную сферу общественных отношений.
Открытое обсуждение первой части Кодекса показало, что, несмотря на некоторые негативные высказывания в адрес “привилегированного класса чиновников”, большинство населения понимает необходимость содержания на деньги налогоплательщиков высокооплачиваемых и социально защищенных государственных служащих, естественно, при условии их профессионализма, компетентности и соблюдения законодательно установленных ограничений. А тот факт, что на выборах главы администрации края более 70 процентов избирателей проголосовало за возглавляющего край с 1991 года В.Ишаева и его “команду”, убедительно говорит о доверии граждан как к нему лично, так и в целом к государственным служащим.
Статья 13 рассматриваемого нами законопроекта провозглашает: “в Хабаровском крае служба в государственных органах и органах местного самоуправления почетна и уважаема”, и далее “ограничения общегражданских прав лица, замещающего государственную должность государственной службы, либо муниципальную должность муниципальной службы, возмещаются ему материальным содержанием”. Принцип социальной защищенности назван в числе принципов государственной и муниципальной службы. Социально значимое для служащих ограничение - запрет на внеслужебную деятельность, предложено компенсировать достойной оплатой труда.
Существующая система оплаты труда, как отмечалось ранее, имеет множество недостатков. Зависящая, в конечном счете, от волевого решения высшего руководства, она не ставит результаты труда государственного служащего в зависимость от общего социально-экономического развития страны, не стимулирует государственного служащего к сознательному, целенаправленному исполнению должностных обязанностей. Автор склонен настаивать на том, что необходима тесная взаимосвязь деятельности государственной службы с общими результатами развития экономики и решением социальных проблем региона и государства в целом (так как государственные служащие субъектов федерации одновременно являются государственными служащими Российской Федерации), выражающаяся в материальном достатке государственных служащих, а также установление окладов в зависимости от роли государственного органа, от размера личного трудового вклада государственного служащего, его профессионализма и квалификации, от выслуги лет (что способствует закреплению кадров на государственной службе, устойчивости кадрового корпуса), от степени напряженности, сложности работы.
Проектом части первой Кодекса предложено ввести две системы должностных окладов государственных служащих.
Должностной оклад государственного служащего определяется трудовым контрактом на основе единой схемы должностных окладов лиц, замещающих государственные должности, утверждаемой главой администрации края. Размер должностного оклада государственного служащего устанавливается в соотношении с минимальным должностным окладом лица, замещающего государственную должность государственной службы. Минимальный размер должностного оклада государственного служащего устанавливается в размере:
1) кратном четырем размерам минимальной месячной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации. Перерасчет минимального должностного оклада в данном случае производится с изменением размера минимальной месячной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18