Основное значение исполнительной процессуальной формы заключается в следующем.
Во-первых, она выступает в качестве гарантии реализации прав всех без исключения участников исполнительного производства, закрепляя детальный порядок их реализации и определяя последовательность, сроки совершения предусмотренных действий в рамках исполнительного производства.
Во-вторых, исполнительная процессуальная форма гарантирует участникам исполнительного производства возможность защиты своих прав и законных интересов. Несоблюдение исполнительной процессуальной формы влечет последствия, предусмотренные в действующем исполнительном законодательстве. Более того, нарушение исполнительной процессуальной формы ведет к появлению оснований для обжалования действий принудительного исполнителя по смыслу действующего закона Республики Армения «О принудительном исполнении судебных актов как должностного лица, отвечающего за соблюдение такой формы всеми участниками исполнительного производства. Сам порядок обжалования действий принудительного исполнителя также облечен в процессуальную форму (см. например, ч.4 ст.28 Закона Республики Армения «О принудительном исполнении судебных актов», соответствующие главы ГПК Республики Армения).
В-третьих, исполнительная процессуальная форма призвана по возможности оградить участников исполнительного производства и, прежде всего, принудительного исполнителя и стороны исполнительного производства, от необходимости разрешения сугубо процессуальных вопросов, которые возникают при осуществлении исполнительских действий. У указанных основных участников исполнительного производства нет необходимости постоянно обращаться к вопросу — следует ли считать фактически выполненные сторонами и иными участниками исполнительного производства действия исполнением, предписанных в исполнительном листе обязанностей; является ли то или иное действие участника реализацией его прав либо выходит ж полномочий, предоставленных ему действующим законодательством в сфере принудительного исполнения, соблюдены ли сроки совершения действий участниками исполнительного производства, его детальность и разработанность, наличие способов и мер реагирования принудительного исполнителя на нарушение порядка позволяет снять вышеуказанные вопросы в рамках исполнительного производства.
Поэтому исполнительная процессуальная форма позволяет, прежде всего, принудительному исполнителю сконцентрировать все свое внимание на выполнении действий, связанных с реализацией основной цели исполнительного производства — принудительного исполнения указанных в исполнительном листе действий. Остальным субъектам правоотношений исполнительная форма позволяет увидеть перспективу их дальнейшего участия в исполнительном производстве, варианты своих возможных действий и действий иных участников, если они установлены действующим исполнительным законодательством; возможные негативные последствия несоблюдения исполнительной процессуальной формы, которые могут выражаться в том числе и в применении в отношении них различных мер ответственности.
Следует согласиться с позицией Д.Х. Валеева, основанной в свою очередь на взглядах профессора К.И. Комиссарова, позволяющей выделить в исполнительной процессуальной форме признаки нормативности, непререкаемости, системности и универсальности. Признаки, выделяемые другими вышеуказанными авторами, несмотря на иные название во многом близки, на наш взгляд, по своему содержанию этим признакам.
Нормативность исполнительной процессуальной формы заключается в том, что Законом Республики Армения «О принудительном исполнении судебных актов» определяются условия и порядок исполнения судебных актов судов Республики Армения и третейских судов (ст.I Закона Республики Армения «О принудительном исполнении судебных актов»). На уровне закона закреплены все права и обязанности всех участников исполнительного производства, более того, правовой статус принудительного исполнителя определяется также Законом РА «О Службе, осуществляющей принудительное исполнение судебных актов». Отдельные вопросы исполнительного производства могут регулироваться подзаконными актами, принятыми во исполнение действий законов Республики Армения. Допускается регулирование исполнительных действий на уровне международных актов.
Непререкаемость исполнительной процессуальной формы во многом связана с принципом непредотвратимости гражданско-правовой, уголовной и административной ответственности и процессуальной ролью принудительного исполнителя в исполнительном производстве. Принудительный исполнитель «добивается совершения того действия, которое предусмотрено правовом нормой, но не было совершено обязанным типом только в том порядке, который установлен исполнительно-процессуальным законодательством Непререкаемость исполнительной процессуальной формы относится ко всем субъектам исполнительных правоотношений без исключения. Том числе все действия принудительного исполнителя и судебного органа, их порядок совершения, сроки, содержание и оформление последствия несоблюдения исполнительной процессуальной формы закреплены в действующем законодательстве Республики Армения. Изменение установленной исполнительной процессуальной формы возможно только соответствующим
Экономика и жизнь. 2002. № 17
законодательным органом в установленном законом порядке, но не самими участниками исполнительного производства.
Системность исполнительной процессуальной формы предполагает внутреннюю взаимосвязь всех совершаемых исполнительных действий, объединенных одной целью — целью принудительного исполнения, т.е. достижения того результата, который «предписан» в исполнительном листе. Действующее исполнительное законодательство позволяет выделить общие и специальные части, включающие в себя соответствующие институты исполнительного права. В связи с этим Д.А. Валеевым отмечается, что существуют характерные только для исполнительного производства и не совпадающие с общей частью гражданского процессуального права положения о лицах, участвующих в исполнительном производстве, основания и меры применения принудительного исполнения, отводы в исполнительном производстве, сроки, ответственность и т.п. Системность также определяет последовательное (постадийное) развитие исполнительных правоотношений в исполнительном производстве, логику этого развития, а также необходимость взаимодействия отдельных участников исполнительного производства, преследующих взаимосвязанные и взаимоопределяющие цели (например, взыскатель и принудительный исполнитель).
Универсальность как признак исполнительной процессуальной формы проявляется в следующем. Исполнительным законодательством Республики Армения предусмотрена универсальность процедур исполнения судебных актов и решений третейских судов независимо от субъектного состава участников исполнительного производства и предписаний, указанных в исполнительном листе, подлежащих принудительному исполнению.
Таким образом, все указанные признаки исполнительной процессуальной формы, являются по верному выражению Д.Х. Валеева определенной законодательством об исполнительном производстве системой гарантий прав участников исполнительного производства.
II. Стадия исполнения как заключительная и обязательная стадия
гражданского процесса
1. Понятие и особенности исполнительного производства
Стадия исполнения является заключительной и обязательной стадией гражданского процесса. Во-первых, она является следствием рассмотрения и разрешения гражданского дела, и, во-вторых, защита субъективных гражданских прав и законных интересов находит в ней свое реальное воплощение.
Конечной целью рассмотрения любого гражданского дела является постановление законного и обоснованного судебного решения. После вступления его в законную силу оно приобретает свойство общеобязательности, из которого неоспоримо следует совершение тех
Концепция реформы принудительного исполнения в сфере гражданской юрисдикции//Российский юридический журнал. 2003. №4
действий, в том объеме и теми лицами, в отношении которых вынесено судебное решение, а также осуществление принудительного воздействия со стороны органов исполнения по исполнению судебного и иного акта в установленном законом порядке.
4 июня 1997 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в дальнейшем — Закон), который является основным нормативным актом, регулирующем процессуальную деятельность в стадии исполнения до принятия нового ГПК РФ. Статья 1 Закона определяет сферу его действия, условия и порядок Принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения. Этим самым Федеральный закон "Об исполнительном производстве" распространяет свое действие на исполнение постановлений всех правоприменительных органов, осуществляющих защиту субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.
Исполнение нельзя рассматривать только как применение мер принудительного характера, направленных на выполнение должником возложенных на него обязанностей. Применение мер принудительного характера как правовая гарантия исполнения не подменяет собой возможность добровольного исполнения, которое прямо предусмотрено законодателем.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения, который не может превышать 5 дней, по истечении которого исполнение производится в принудительном порядке со взысканием с должника исполнительского сбора и всех расходов по совершению исполнительных действий. Добровольное исполнение касается и случаев немедленного исполнения, но добровольность исполнения возможна во всяком положении дела и зависит от воли субъекта обязательства.
Одновременно с Законом "Об исполнительном производстве" был принят Федеральный закон "О судебных приставах", которым создана совершенно новая структура должностных лиц - подразделения судебных приставов, входящие в единую систему органов Министерства юстиции РФ. Согласно этому Закону судебные приставы подразделяются на две ветви: судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности всех судебных органов Российской Федерации, и судебные приставы-исполнители, которые обеспечивают принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов.
Суммируя все вышесказанное, мы пришли к выводу, что исполнение – это стадия гражданского и арбитражного процессов, представляющая собой совокупность процессуальных действий органов исполнения и всех лиц, участвующих в исполнении, по добровольному и принудительному осуществлению (реализации) субъективных гражданских прав и законных интересов, подтвержденных постановлениями судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также иных юрисдикционных органов.
2. Деятельность судебных приставов-исполнителей
В соответствии со ст. 3 Закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов арбитражного суда возлагается на службу судебных приставов. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом «О судебных приставах» в зависимости от исполняемых обязанностей приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судей), и судебных приставов-исполнителей, исполняющих акты судов и других органов,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13