Кондомиимум - как форма собственности
p> 7) доля участника кондоминиума в общем имуществе, если иное не установлено законодательными актами или соглашением участников кондоминиума, зависит от площади вторичного объекта, находящегося в раздельной собственности;

8) доля участника кондоминиума в общем имуществе неотделима от права на помещение, находящееся в раздельной собственности, и не может быть самостоятельным предметом отчуждения.

Указанные положения вытекают из действующего законодательства, регулирующего соответствующие отношения. Они свидетельствуют о специфическом режиме, существующем в кондоминиуме и отличающем его от режима общей собственности, при котором доля участника носит, как правило, реальный характер, то есть может быть выделена в натуре и, кроме того, может быть самостоятельным предметом сделки.

& 2.Объект кондоминиума и его состав.

В кондоминиуме различаются такие понятия, как объект кондоминиума и его состав, участники кондоминиума, права и обязанности участников кондоминиума и их доля в общем имуществе и другие. На данном этапе развития рассматриваемого института уяснение содержания перечисленных понятий представляет определенные сложности, поэтому необходимо рассмотреть их более подробно.

В законодательстве нет специального определения понятия "объект кондоминиума". Однако из самого понятия кондоминиум следует, что объект кондоминиума представляет собой имущественный комплекс, в состав которого входят земельный участок и расположенные на нем многоквартирный жилой дом или иное здание, в которых помещения находятся в раздельной собственности, а имущество, находящееся за пределами таких помещений, принадлежит участникам кондоминиума на праве общей долевой собственности, а в случаях, установленных законодательством, ином общем вещном праве. В частности, участникам кондоминиума, которым помещения принадлежат на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, общее имущество принадлежит не на праве собственности, а соответственно на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, а земельный участок на праве постоянного землепользования.

Таким образом, необходимым условием признания первичного объекта объектом кондоминиума является установление вторичных объектов, находящихся в его составе, в раздельной (индивидуальной) собственности (ином общем вещном праве), а мест общего пользования - в общей долевой собственности
(ином общем вещном праве) всех участников кондоминиума.

0пределение состава имущества, входящего в состав объекта кондоминиума, является чрезвычайно важным, поскольку ко всему такому имуществу применяется режим, установленный для кондоминиума. В частности, право на общее имущество неотделимо от прав на имущество, находящееся в раздельной собственности и т.д. На практике состав такого имущества не всегда легко установить. Нет никаких сомнений, например, в том, что в состав объекта кондоминиума входит многоквартирный жилой дом или иное здание, в котором обнаруживают себя вышеизложенные признаки объекта кондоминиума. Однако из существующего определения кондоминиума не вытекает, что режим кондоминиума может быть распространен не только на земельный участок при доме, но и на другие земельные участки, удовлетворяющие те или иные нужды участников кондоминиума. Например, в собственность участникам кондоминиума предоставляется земельный участок при доме. Дворовые же земельные участки, которые в ряде случаев предназначены для обслуживания нескольких домов, предоставляются участникам нескольких объектов кондоминиума, как правило, не в собственность, а в землепользование. В таких случаях у участника кондоминиума есть доля в праве собственности на земельный участок при доме и доля в праве землепользования на дворовый земельный участок. Дворовый земельный участок может быть закреплен также в собственность участников одного или нескольких кондоминиумов. Для решения этих проблем было принято постановление Правительства РК от 22 декабря 1997 г. № 1813, которым был утвержден Порядок предоставления земельного участка собственникам помещений (участникам) кондоминиума (далее постановление
Правительства РК № 1813). Указанным постановлением определено, что при предоставлении земельных участков участникам существующих объектов кондоминиума необходимо решить юридическую судьбу дворовых земельных участков (п. 5). Правовой режим таких земельных участков также следует подчинить режиму кондоминиума, поскольку при переходе прав на квартиры или иные помещения к приобретателю должна переходить не только доля в правах на земельный участок при доме, но и в правах на дворовый или иной земельный участок, предназначенный для нужд общих участников кондоминиума. Однако из определения кондоминиума вытекает, что в состав объекта кондоминиума входит придомовый земельный участок.

По законодательству Республики Казахстан допускается создание кондоминиума не только в многоквартирных домах, но и в других случаях.
Например, п. 2 ст. 78 Указа "0 земле" установлено, что собственники земельных участков, предоставленных для садоводства и дачного строительства, вправе создать и такую форму собственности, при которой сочетается индивидуальная собственность на земельные участки с общей собственностью на имущество (в том числе землю), приобретенное или созданное для общих нужд, доли в котором не выделены в натуре и неотделимы от раздельной собственности каждого участника на свой участок
(кондоминиум). Согласно этой норме, как и в случаях, оговоренных в п. 2 ст.
26 Указа "0 земле", предусматривается только возможность образования кондоминиума. Однако при приватизации земельных участков, предназначенных для дачного строительства и садоводства, имущество, в том числе дороги, оросительные сети и т.д., остается в общем пользовании, а значит в общем вещном праве собственников указанных земельных участков. Права на такое имущество должны быть неотделимыми от прав на дачи или иные объекты недвижимости, находящиеся в раздельной собственности. Это потребует применения к возникающим отношениям режима кондоминиума. В рассматриваемых случаях возможно закрепление земельного участка в общую собственность всех участников кондоминиума при раздельной собственности на дачи или садовые домики. При такой ситуации не возникает раздельной собственности на земельный участок. Приведенная модель для государственных органов, выполняющих землеустроительный проект, является предпочтительней, поскольку при раздельной собственности на земельные участки, предоставленные для дачного строительства или садоводства, земельные участки, находящиеся в общей собственности, должны быть сформированы в самостоятельные земельные участки с присвоением им кадастровых номеров, установлением границ, оформлением правоустанавливающих документов и т.д. Технически и юридически это выполнить сложнее. Сами собственники предпочитают раздельную собственность на земельные участки, предназначенные для садоводства и дачного строительства. В связи с изложенным, применение режима кондоминиума при предоставлении земельных участков для садоводства и дачного строительства является необходимым.

Действующее законодательство Казахстана субъектами отношений в кондоминиумах признает собственников помещений. Между тем при определении круга таких субъектов необходимо исходить из того, на ком лежат обязанности, связанные с обладанием общим имуществом, входящим в состав объекта кондоминиума. Как правило, такие обязательства несет собственник имущества. В частности, при сдаче помещений в аренду субъектом ответственности за выполнение соответствующих имущественных обязанностей, как правило, является собственник, а не арендатор (см. ст. 36 Закона "0 жилищных отношениях", п. 2 ст. 42 Указа "0 земле"). Вместе с тем в некоторых случаях такие обязанности и, соответственно, ответственность возлагаются не на собственников, а на субъектов иных вещных прав. В частности, по общему правилу государственные юридические лица, имеющие в оперативном управлении или хозяйственном ведении помещения, находящиеся в составе объекта кондоминиума, сами несут такие обязательства. Аналогичные отношения возникают с участием негосударственных учреждений. Во всех перечисленных случаях субъектами налоговых отношений и обязательств, связанных с содержанием общего имущества, признаются не собственники, а субъекты права хозяйственного ведения или оперативного управления.

В связи с изложенным. при регулировании отношений. возникающих в кондоминиуме. необходимо ввести понятие участника кондоминиума. Закон упоминает такое понятие (п. 2 ст. 32 Закона "0 жилищных отношениях"). но не определяет его содержания. Между тем установление круга таких субъектов является чрезвычайно важным. поскольку они являются обладателями как прав, так и обязанностей участников кондоминиума.

Права участниками кондоминиума на вторичные объекты должны подтверждаться правоустанавливающими документами В тех случаях, когда участниками кондоминиума являются не собственники, а субъекты иных вещных прав, в Казахстане возникают некоторые проблемы, связанные с признанием права собственности на недвижимое имущество, находящееся в оперативном управлении или хозяйственном ведении. В частности, государственные юридические лица и негосударственные учреждения должны иметь правоустанавливающие документы, подтверждающие право оперативного управления или хозяйственного ведения на помещения (жилые или нежилые) и право постоянного землепользования на земельный участок. Необходимость признания за субъектами права оперативного управления или хозяйственного ведения на помещения, права постоянного землепользования на земельный участок вытекает из п. 1 ст. 40 Указа "0 земле". В связи с этим в кондоминиуме возникает ситуация, когда собственники помещений приобретают на земельный участок право общей долевой собственности, а участники кондоминиума, не являющиеся собственниками помещений, приобретают на земельный участок право общего долевого постоянного землепользования. Право постоянного землепользования является ограниченным вещным правом и производно от права собственности. В связи с этим возникает вопрос, необходимо ли в указанных случаях оформление на объекты недвижимости прав не только участников кондоминиума, не являющихся собственниками, но и самих собственников помещений. Если участниками кондоминиума являются государственные юридические лица, собственником соответствующего имущества является государство. Собственником имущества, принадлежащего негосударственному учреждению являются его учредители.

В соответствии со ст 26 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 25 декабря 1995 г "0 государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Указ "0 государственной регистрации") при приобретении недвижимого имущества государственными юридическими лицами у физических лиц или негосударственных юридических лиц одновременно с регистрацией права хозяйственного ведения или оперативного управления производится регистрация права государственной собственности. Законодательством, кроме того, установлен принцип презумпции права государственной собственности на земельные участки, не находящиеся в частной собственности (п 2 ст 30 Указа "0 земле").

В связи с изложенным, государству в тех случаях, когда участниками кондоминиума являются государственные юридические лица, как правило, не требуется оформления прав на указанные объекты недвижимости отдельно от оформления прав государственных юридических лиц. В тех же случаях, когда участниками кондоминиума являются негосударственные учреждения, права последних производны от прав учредителей, права которых должны подтверждаться соответствующими документами. Однако из изложенного правила, на наш взгляд, необходимо сделать некоторые исключения, которые на данный момент не предусмотрены законодательством и создают некоторую неопределенность в правах. В частности, при приобретении негосударственным учреждением недвижимого имущества на основании гражданских правовых сделок от третьих лиц или первоначальными способами, в том числе в результате нового строительства, а не от учредителей, такое имущество приобретается учреждением, самостоятельно заключающим сделку, в оперативное управление, а не в собственность. В таких сделках нигде не упоминаются учредители и характер их прав на приобретаемое учреждением имущество. Права на недвижимое имущество не признаются без государственной регистрации прав в правовом кадастре. Поскольку законодательством о государственной регистрации в настоящее время не предусмотрена норма, в соответствии с которой государственная регистрация права оперативного управления негосударственных учреждений означала бы одновременно государственную регистрацию права собственности учредителей, признание прав последних на недвижимое имущество учреждения становится достаточно проблематичным. В связи с изложенным, считаем необходимым предусмотреть в законодательстве о государственной регистрации прав на недвижимое имущество норму, признающую право собственности учредителей на недвижимое имущество, зарегистрированное на праве оперативного управления негосударственных учреждений. Возникает вопрос о форме собственности учредителей на такое имущество. Если иное не установлено законодательными актами или соглашением учредителей, такое имущество, на наш взгляд, должно признаваться их общей долевой собственностью соразмерно вкладам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты