5. Исполнительные органы также представляют собой определённые трудовые коллективы, формируемые государством в соответствии с их целевым назначением на базе определённой организационной структуры. Имеется в виду внутреннее построение органа, предполагающее наличие совокупности государственных должностей (штаты), распределение между ними обязанностей и ответственности, определение полномочий каждого работника (должностного лица), занимающего соответствующую государственную должность государственной службы. Именно государственные служащие составляют сердцевину штатной характеристики органов исполнительной власти
(исполнительных органов).
6. Органы исполнительной власти обладают оперативной самостоятельностью, границы которой устанавливаются закреплённой за ними компетенцией; последняя определяет основы правового положения данного органа либо в нормах Конституции РФ (например, Правительства РФ), либо в нормах конституций и уставов субъектов РФ, либо в нормах федерального и регионального законодательства, либо, наконец, в нормах индивидуальных положений о них, утверждаемых в установленном порядке. Компетенция исполнительного органа выражает его задачи, обязанности, полномочия и ответственность.
В её рамках исполнительные органы совершают юридически значимые
действия, Выражающие их административную право- и дееспособность. В этом
смысле наиболее показательны различные варианты нормотворческой
(установление правил поведения), правоисполнительной (обеспечение
реализации законодательных и подзаконных правил поведения) и
правоохранительной (наблюдение за правильностью проведения в жизнь правовых
норм) деятельности.
7. Характеризуя исполнительные органы в целом, необходимо учитывать, что практически от их имени действуют и, соответственно, представляют их в конкретных управленческих отношениях должностные лица, сами по себе, естественно, исполнительными органами не являющиеся.
8. Каждый орган исполнительной власти имеет определённый для него действующим законодательством территориальный масштаб деятельности, учитывающий особенности федеративного устройства РФ.
9. Образование, организация и ликвидация исполнительных органов осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством РФ и её субъектов, Президентом РФ, главами республик, входящих в состав РФ либо по представлению глав администрации краёв, областей и т.п. соответствующими представительными (законодательными) органами власти.
Таковы наиболее общие черты, совокупность которых позволяет получить необходимое представление об административной правосубъектности органов исполнительной власти (исполнительных органов) или же органов государственного управления.
Орган исполнительной власти - это структурное подразделение
государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое
специально для повседневного функционирования в системе разделения властей
с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе руководства
(регулирования) экономической, социально-культурной и административно-
политической сферами жизни общества.
Виды органов исполнительной власти.
Система органов исполнительной власти весьма многообразна. Огромная
территория страны, 89 различных по многим факторам субъектов РФ
(экономические, социальные, географические условия регионов и территорий и
т.п.) - всё это неизбежно сказывается на решении организационных проблем,
связанных с построением такой системы государственного управления
хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим
строительством, каковая могла бы с наибольшей эффективностью способствовать
реформированию жизни России.
Критерии, в соответствии с которыми действующие органы исполнительной
власти могут быть разбиты на определённые классификационные группы,
различны. Их может быть достаточно много, если принимать во внимание все
возможные оттенки характеристики той или иной группы таких органов. Поэтому
предлагается наиболее значительная, т.е. имеющая принципиальное значение,
их классификация.
1. Исходя из федеративного государственного устройства РФ, на первый план выдвигается территориальный масштаб деятельности исполнительных органов.
В соответствии с данным критерием из единой системы выделяются: a) федеральные органы исполнительной власти; b) органы исполнительной власти субъектов РФ;
Последняя группа наиболее разнообразна, так как включает в свой состав соответствующие органы республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
Территориальный масштаб деятельности имеет и ряд иных организационно-
правовых выражений как применительно к федеральным органам исполнительной
власти, так и к аналогичным органам субъектов Федерации. Так, федеральные
органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы
(управления, уполномоченные и т.п.), действующие на территории субъектов
Федерации, но не входящие в систему исполнительных органов республик,
краёв, областей и т.п. Кроме того, отдельные федеральные органы создают
межтерриториальные исполнительные органы, действующие на территории
нескольких субъектов Федерации (например, органы военного управления).
Органы исполнительной власти субъектов РФ по своей организационной сути также можно характеризовать как территориальные, так как их компетенция ограниченна территорией данного субъекта. Однако, учитывая, что в составе этих субъектов есть государства (республики) и административно- территориальные единицы (т.е. собственно территории), для их общей характеристики стал всё чаще использоваться термин региональное управление.
В качестве одного из проявлений территориального принципа построения системы органов исполнительной власти иногда называют образование местных исполнительных органов. Однако ни Конституция РФ, ни федеральное законодательство не содержит никаких упоминаний такого рода органах. Даже территориальные органы, которые образуются федеральными органами исполнительной власти в субъектах Федерации, подобным образом не характеризуются.
Тем не менее в ряде конституций республик, входящих в состав РФ,
прямо предусматриваются органы местной государственной власти и управления,
т.е. исполнительные и распорядительные органы (конституции республик
Ингушетия, Кабардино-Балкария, Коми, Татарстан, Адыгея, Башкортостан,
Хакасия). Например, в ст. 94 Конституции Республики Коми записано: местная
администрация – орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий
государственное управление; она входит в систему исполнительной власти
республики. Статья 108 Конституции Республики Башкортостан предусматривает
два вида местной власти: местное государственное управление (в районах и
городах) и местное самоуправление. В других случаях это одновременно органы
исполнительной власти и местного самоуправления (г. Москва).
Так или иначе, но в подобных случаях налицо стремление прежде всего республик обеспечить входящие в их состав административно-территориальные единицы соответствующими звеньями исполнительной власти.
Однозначного решения вопроса о судьбе такого рода органов пока не
предложено, в силу чего в ряде случаев в систему органов исполнительной
власти включаются исполнительные органы системы местного самоуправления.
Между тем органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ
(ст. 12) и федеральным законодательством не входят в систему органов
государственной власти. Следовательно, конструировать местные органы
исполнительной власти на базе существующих исполнительных органов местного
самоуправления невозможно.
2. Исходя из установленного порядка образования органов исполнительной власти, выделяются: a) исполнительные органы, формирование которых в соответствии с пунктом
«г» ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению РФ. Имеются в виду федеральные органы исполнительной власти.
На федеральном уровне все основные вопросы образования органов
исполнительной власти сконцентрированы в руках Президента РФ. Указом
Президента «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14
августа 1996 г. установлено, что создание федеральных органов
исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются
Президентом по предложению Председателя Правительства РФ.[5]
Кроме того, на федеральном уровне решаются вопросы образования федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в субъектах Федерации территориальных органов и назначения соответствующих должностных лиц (ст. 78 Конституции РФ); b) исполнительные органы, формирование которых в соответствии со ст. 43
Конституции РФ и соответствующих статей республиканских конституций, уставов краёв, областей и т.п. отнесено к ведению субъектов РФ (ст. 63
Конституции Республики Бурятия; ст. 22 Устава (Основного закона)
Оренбургской области).
На республиканском уровне порядок образования органов исполнительной
власти в деталях различен. Решающую роль здесь играют высшие должностные
лица республик главы государств, президенты – главы исполнительной власти
(ст. 54 Конституции Республики Ингушетия; ст. 85 Конституции Республики
Коми).
В краях, областях, городах федерального значения, автономной области,
автономных округах порядок примерно такой же. Так, губернатор
Ставропольского края формирует исполнительный орган – Правительство края,
являясь одновременно его председателем (ст. 63 Устава – Основного закона
Ставропольского края); глава администрации Читинской области формирует
аппарат областной администрации (ст. 38 Устава – Основного закона Читинской
области) и т.п. В ведении московских властей (мэрия, правительство)
находится формирование органов исполнительной власти – отраслевых и
функциональных органов городской администрации (ст. 52, 54 Устава –
Основного закона г. Москвы).
2. Органы исполнительной власти можно различать и по характеру компетенции.
С этих позиций выделяются: a) органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по вопросам основным их деятельности. Это – Правительство РФ, правительства республик, входящих в состав РФ, а так же правительства
(администрации), созданные в некоторых краях, областях, городах федерального значения, автономные области, автономных округах. Во многих случаях на территориальном и региональном уровнях ими руководят губернаторы; b) органы исполнительной власти отраслевой компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении полученных им сфер отраслевой деятельности. Как правило, это - федеральные и республиканские министерства, иные отраслевые исполнительные органы; c) органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые по порученной им сфере деятельности координируют деятельность иных исполнительных органов. Как правило, это – государственные комитеты, федеральные комиссии, а так же аналогичные органы субъектов Федерации
(например, государственные комитеты в республиках); d) органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют различного рода регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах управленческой деятельности
(например, федеральные надзоры).
3. По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. К числу первых относятся правительства, государственные комитеты, федеральные комиссии, а также администрации субъектов РФ, если это прямо зафиксировано в их статусе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9