(Дагестан, Карелия, Хакасия), роль республиканских правительств достаточно высока. Но и здесь имеются определённые различия. Так, в Республике
Дагестан, где исполнительную власть возглавляет Государственный Совет
Республики, Правительство образуется им в составе Председателя
Правительства, его заместителей и министров; имеется возможность введения в состав Правительства по предложению Государственного Совета руководителей других республиканских органов управления (ст.103 Конституции Республики
Дагестан). Правительство осуществляет управление республиканской собственностью, участвует в управлении совместно с Российской Федерацией собственностью; объединяет и направляет деятельность министерств, других органов исполнительной власти; образует в случае необходимости комитеты, управления и другие ведомства Правительства по вопросам экономического и социально-культурного управления; издаёт постановления и распоряжения.
Исполнительно-распорядительные функции в Республике Карелия
осуществляются главой исполнительной власти (т.е. Председателем
Правительства) и органами государственного управления (министерствами,
государственными комитетами и другими ведомствами, должностными лицами).
Председатель Правительства представляет на утверждение Законодательного
Собрания Республики структуру исполнительной власти республики, назначает
руководителей республиканских органов государственного управления,
освобождает от должности руководителей и других должностных лиц
республиканских органов государственного управления; формирует из числа
руководителей республиканских органов государственного управления
Правительство Республики и определяет порядок его деятельности; издаёт
постановления и распоряжения (ст. 63, 68 Конституции Республики Карелия).
В Республике Хакасия исполнительную власть осуществляет Председатель
Правительства, возглавляемое им Правительство, органы исполнительной власти
районов и городов республиканского значения (ст. 88 Конституции Республики
Хакасия). Правительство является коллегиальным органом и работает в составе
Председателя, его заместителей, министров и председателей государственных
комитетов.
Следует добавить, что, как правило, в республиканских конституциях
фиксируется право соответствующих правительств отменять акты министерств,
государственных комитетов, других подведомственных правительству органов, а
также распоряжения органов местной власти и управления (см., например,
ст.71 Конституции Республики Ингушетия). Подчёркивается также, что
правительство правомочно решать все вопросы государственного управления,
отнесённые к ведению данной Республики, поскольку они не входят в
компетенцию Парламента или Президента Республики (см., например, ст. 113
Конституции Кабардино-Балкарской Республики).
Что касается состава республиканских правительств, то он принципиально разнообразен - министры, председатели государственных комитетов и руководители республиканских ведомств, образуемых соответствующими правительствами.
Установлено, что руководители министерств, государственных комитетов
и других республиканских органов государственного управления несут
ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления (см.,
например, ст.75 Конституции Республики Карелия); что министерства,
государственные комитеты и другие органы государственного управления
руководят соответствующими отраслями или осуществляют межотраслевое
управление (ст.96 Конституции Республики Бурятия). Перечень министерств,
государственных комитетов и иных центральных органов государственного
управления, а также их полномочия определяются республиканскими законами
(ст.117 Конституции Кабардино-Балкарской Республики). В некоторых случаях
предусматривается образование Президиума Правительства республики в
качестве его постоянно действующего органа (ст.97 Конституции Республики
Мордовия).
В республиках чаще всего функционируют стабильные, т.е. традиционно
создаваемые как на уровне Российской Федерации, так и на уровне её
национально-государственных субъектов исполнительные органы. Это, например,
министерства внутренних дел, юстиции, культуры, здравоохранения,
образования, социальной защиты населения, сельского хозяйства, охраны
природных ресурсов и т.п.
2. Органы исполнительной власти в территориальных субъектах РФ. Здесь органом исполнительной власти признаётся администрация края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Это обобщённое наименование имеет нередко различные конкретные формы своего выражения. Так, в соответствии с Уставом (Основным Законом)
Ставропольского края исполнительную власть в крае осуществляют губернатор и возглавляемое им правительство края (ст.8); в Иркутской области - губернатор и возглавляемая им администрация области (ст.4); в Пермской области - губернатор, который возглавляет администрацию области и руководит на принципах единоначалия и личной ответственности (ст.10); в
Курганской области - администрация (правительство) и исполнительно- распорядительные органы районов, городов Кургана и Шадринска (ст.78). При этом высшим должностным лицом области является глава (губернатор), олицетворяющий единство всех ветвей власти, т.е. не выступающий в роли главы областной администрации.
В то же время губернатор Ленинградской области возглавляет систему
исполнительной власти, является её главой. Одновременно исполнительным
органом государственной власти области является и областное правительство
(ст.24). В Липецкой области исполнительным органом государственного
управления является областная администрация, возглавляемая главой
администрации (ст.10); в Новгородской области - глава администрации
области, администрация области, а также образуемые ими органы (ст.4). В
автономных округах исполнительную власть осуществляют либо главы
администраций (например, в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе),
либо губернаторы и правительства (в Ханты-Мансийском автономном округе).
Тем не менее, в собирательном плане речь идёт именно об администрации
и о её главе. Президентом РФ 3 октября 1994 г. было утверждено специальное
Положение о главе администрации края, области, города федерального
значения, автономной области, автономного округа РФ.[7] В этом документе
именно глава администрации характеризуется в качестве высшего должностного
лица, руководящего соответствующими органами исполнительной власти. Глава
администрации подчиняется Президенту РФ и правительству РФ по предметам
ведения РФ и совместного ведения РФ и её субъектов.
Глава администрации представляет интересы края, области и т.д. в
Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти, а также в
отношениях с другими субъектами РФ. Он может вступать в отношения с
соответствующими органами и должностными лицами зарубежных государств и
подписывать необходимые документы. В числе полномочий главы администрации:
разработка и представление на утверждение законодательного органа края,
области и т.д. бюджета и обеспечение его исполнения; формирование органов
исполнительной власти края, области и т.д.; назначение на должность и
освобождение от должности глав администраций городов и районов, а также
решение вопросов о применении к ним мер дисциплинарной ответственности;
решение вопросов о представительстве органов исполнительной власти края,
области и т.д. при Президенте РФ, Правительстве РФ, федеральных органах
исполнительной власти и органах власти других субъектов РФ. По вопросам
своей компетенции глава администрации принимает постановления и
распоряжения.
В Уставах конкретных субъектов РФ правовой статус глав администраций
получает более конкретное и детальной закрепление, не выходя, однако, за
установленные Президентом границы их полномочий. В частности, речь может
идти, например, об утверждении структуры и штатов органов исполнительной
власти в пределах бюджетных ассигнований на эти цели; о согласовании
назначения руководителей территориальных подразделений федеральных органов
управления; о представлении органа исполнительной власти в Совете Федерации
Федерального Собрания РФ лично либо через назначенного представителя; о
распоряжении средствами фонда главы администрации; о внесении на
рассмотрение представительных органов власти проектов нормативных правовых
актов; об осуществлении функций распорядителя кредиторов при исполнении
местного бюджета; об организации взимания налогов и сборов; об
осуществлении внешнеэкономической деятельности и т.п.
В целях усиления координации деятельности министерств и ведомств РФ,
администраций краёв, областей, автономной области, автономных округов,
городов федерального значения Правительство Российской Федерации ещё в 1993
г. предложило примерную структуру органов краевой, областной администрации.
В частности, перечень таких органов предполагал образование управлений
(юстиции, внутренних дел, финансовое, по вопросам инвестиций, сельского
хозяйства), комитетов (например, по архитектуре и строительству, по
управлению государственным имуществом, по поддержке предпринимательства, по
культуре, по здравоохранению и т.п.).[8]
3. Определённые особенности имеет организация исполнительной власти в г.
Москве. В соответствии с Уставом – Основным Законом г. Москвы (1995)[9] исполнительным органом городского самоуправления и исполнительным органом государственной власти является Московская городская администрация
(городская администрация или мэрия). Деятельностью мэрии руководит избираемый жителями Москвы мэр Москвы, являющийся высшим должностным лицом города и главой городской администрации. В структуру городской администрации входят коллегиальный орган исполнительной власти – правительство Москвы, управление делами мэрии, отраслевые и функциональные органы городской администрации, префекты административных округов, а также иные органы, создаваемые мэром. Отраслевые органы городской администрации могу распоряжениями мэра объединяться в комплексы городского управления. Городская администрация как исполнительный орган самоуправления имеет территориальные отделения в районах города – районные управления.
Таким образом, для администрации г. Москвы установлен двойной статус: она является как органом государственной власти субъекта РФ, так и органом местного самоуправления. В последнем случае глава управы возглавляет администрацию муниципального района.
Устав Москвы детально регламентирует компетенцию мэра и вице-мэра, выполняющего поручения мэра города. Мэр устанавливает и изменяет структуру городской администрации, определяет компетенцию её органов, назначает руководителей органов городской администрации и освобождает их от должности, применяет к должностным лицам городской администрации меры поощрения и дисциплинарной ответственности, назначает руководителей предприятий, учреждений и организаций городского подчинения, издаёт по вопросам своей компетенции распоряжения.
Правительство Москвы рассматривает наиболее важные вопросы жизни
города и управления городским хозяйством, вносимые мэром. В составе
правительства: премьер, его первые заместители и заместители, управляющий
делами мэрии Москвы, министры правительства Москвы из числа руководителей
отраслевых, функциональных органов городской администрации, префекты
административных округов. Премьером правительства является мэр Москвы или,
по его решению, вице-мэр, а также иное лицо, назначенное мэром и
утверждённое в должности постановлением Московской городской Думы.
Заместители премьера назначаются и освобождаются от должности мэром,
который также распределяет обязанности между членами правительства.
Правительство издаёт постановления, а премьер вправе издавать распоряжения.
Отраслевые и функциональные органы городской администрации –
департаменты – осуществляют исполнительно-распорядительные функции в
определённых отраслях и сферах управления городом. Их руководители
назначаются мэром и издают по вопросам своей компетенции приказы,
обязательные для исполнения всеми подразделениями и служащими департамента.
Положения о департаментах утверждаются мэром.
Префекты административных округов – должностные лица городской администрации, осуществляющие в пределах своих полномочий исполнительно- распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории соответствующих округов. Назначаются они мэром или издают распоряжения.
Должностными лицами городской администрации являются: мэр, члены правительства, руководители органов городской администрации и их заместители, а также другие служащие администрации согласно номенклатурному перечню, утверждённому мэром, наделённые административно-распорядительными полномочиями.
Управление и распоряжение объектами собственности Москвы. Их реконструкция, реставрация и строительство, изыскание необходимых инвестиций, предоставление зданий и сооружений в аренду федеральным органам государственной власти, установление ставок арендной платы; управление и распоряжение земельными участками. Сбор земельных платежей и взыскание штрафов за нарушение земельного законодательства, очистка и рекультивация земель, зонирование территории Москвы, градостроительные планы, контроль за использованием и охраной земель осуществляются городской администрацией.
Районная управа обеспечивает решение вопросов местного значения, а также руководство хозяйственными и социальными службами района, включая контроль за деятельностью предприятий, учреждений и организаций на территории района (торговли, общественного питания, бытового обслуживания) независимо от форм собственности.
Своеобразна форма организации исполнительной власти в г. Санкт-
Петербурге. В данном случае при сохранении основных позиций, относящихся к
общей характеристике администраций и их глав в субъектах РФ, обращает на
себя внимание лишь тот факт, что главой исполнительной власти этого города
федерального значения является губернатор, возглавляющий одновременно и
правительство города.
Заключение.
Проанализировав систему органов исполнительной власти субъектов РФ, можно выявить несоответствия и противоречия в российском законодательстве в этой сфере.
Это, например, касается того, что федеральные органы исполнительной
власти и органы исполнительной власти по вопросам совместного ведения
образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст.
77 Конституции РФ). Однако из статей 71-73, главы 8 Конституции РФ
явствует, что органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного
самоуправления отделены от федеральных органов исполнительной власти, т.к.
конституционно разграничены предметы ведения и формируются эти органы
самостоятельно друг от друга.
В Конституции Российской Федерации сказано, что все республики, входящие в состав РФ, края, области и т.д. равноправны между собой, однако из анализа действующей системы органов исполнительной власти[10] можно утверждать, что некоторые субъекты Федерации всё-таки обладают большей самостоятельностью, свободой в своих действиях, что нередко показывает на практике нарушение конституционных норм или их составляющих.
Все эти противоречия и несоответствия во многом связаны с переходным периодом в России, незавершённостью законодательного процесса и, что хуже всего, отсутствием воли, а может быть опыта и знаний, у высокопоставленных чиновников России.
Используемая литература:
1. Алёхин А.П. Административное право. М., 1996. 640с.
2. Бахрах Д.Н. Административное право Российской Федерации. М., 1993.
310с.
3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской
Федерации. М., 1995. 480с.
4. Конституция Российской Федерации. М., 1993. 68с.
5. Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации //
Российская газета. 16 июля 1998г.
6. Регламент Правительства Российской Федерации // Российская газета.
16 июля 1998г.
7. ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Регионология. №4.
1998г.
8. Дмитрук В.Н. теория государства и права: учебное пособие. –Мн.:
Амалфея.1998.
9. Комаров С.А. Общая теория государства и права. -М.: Юрайт. 1998.
10. Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие. –М.
1999.
11. Общая теория государства и права/Под ред. Лазарева В.В. –М.:
Юристъ. 2001.
12. Официальный Web-сервер Государственной Думы РФ http://www.duma.gov.ru/
13. Официальный Web-сервер Правительства РФ http://www.government.gov.ru/
14. Рассолов М.М. Теория государства и права. –М.: 2000.
15. Теория государства и права/Под ред. Корельского В.Н. и проф.
Перевалова В.Д. -М.: 2000.
16. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебное пособие. –М.:
1999.
17. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. –М.: Юристъ,
1997.
18. Национальная электронная библиотека http://www.nns.ru/sudy/.
19. Правительство России и федеральные органы исполнительной власти- структурный справочник. - М., ИЭГ "Панорама", 1995. Электронная версия, 1997-1998.
Для заметок
-----------------------
[1] Далее информацию о них можно получить на базе анализа ст.-ст. 78,
85, 110, 112, 125 Конституции РФ.
[2] Напр.: Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" //
СЗ РФ, 1995 г., №47, ст4472.
[3] Водный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ, 1995 г., №47, ст.4471.
[4] СЗ РФ, 1997 г., №12, ст.1419.
[5] СЗ РФ, 1996 г., №34, ст. 4081.
[6] В нашем случае к системе органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
[7] СЗ РФ, 1994 г., №24, ст.2598.
[8] САПП РФ, 1993 г., №22, ст.2068.
[9] См.: Законы города Москвы. 1994 – 1996 г.г. М., 1997 г., с. 5.
[10] Об анализе системы органов исполнительной власти говорилось выше.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9