Руководитель аппарата: o Организует деятельность аппарата и несёт ответственность за выполнение возложенных на аппарат функций; o Формирует в установленном порядке проекты плана заседаний правительства на очередной период и повестки заседаний правительства; o Издаёт приказы и даёт поручения по вопросам работы аппарата; o Совместно с руководителем администрации президента утверждает план ежегодной полготовки государственных служащих федеральной государственной службы; o Решает вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в аппарате правительства; o Имеет другие полномочия в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Заместители руководителя аппарата правительства в соответствии с распределением обязанностей между ними координируют и контролируют работу соответствующих подразделений аппарата правительства, организуют подготовку решений правительства, а также материалов к заседаниям правительства и его президиума.
Организационная структура аппарата правительства включает в себя
руководство аппарата и подразделения аппарата — департаменты, управления и
секретариаты председателя правительства и его заместителей. В составе
департаментов и управлений создаются отделы. В аппарате правительства могут
образовываться также самостоятельные отделы, полномочия которых и
рассматриваемые ими вопросы устанавливаются руководителем аппарата.
Структурные подразделения аппарата правительства осуществляют свою
деятельность в тесном взаимодействии между собой.
Федеральные органы исполнительной власти.
Федеральные министерства, государственные комитеты. При очевидном несовершенстве законодательства относительно дифференциации министерств и государственных комитетов их положение характеризуется некоторыми общими чертами: a) Перечень устанавливается Президентом Российской Федерации; b) Они относятся к центральным органам исполнительной власти и действуют в пределах своей компетенции в масштабе Российской
Федерации; c) Большинство этих органов работает под непосредственным руководством
Правительства Российской Федерации; d) Министры, председатели государственных комитетов назначаются
Президентом Российской Федерации; e) Положение о каждом федеральном министерстве, государственном комитете утверждается Президентом или по его поручению
Правительством Российской Федерации; f) Министерства и государственные комитеты пользуются самостоятельностью во взаимоотношениях с соответствующими органами других ветвей власти, правительством, между собой, однопрофильными нижестоящими органами.
Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1994 года №66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что государственные комитеты Российской Федерации обладают равным статусом. Но это в полной мере относится к статусу, во-первых, федеральных министерств, во-вторых, федеральных министерств и государственных комитетов. При этом равенство статуса не исключает различий в объёме и характере конкретных полномочий отдельных министерств и государственных комитетов, определяемых особенностями выполняемых ими задач и функций.
Однако федеральные министерства и государственные комитеты — это конкретные разновидности государственных органов, их правовой статус наряду с общими включает и специфические моменты, главным образом организационно- правового характера.
Федеральные министерства являются единоначальными органами. Они
возглавляются министрами, которые по должности входят в состав
Правительства и обладают решающими полномочиями по всем вопросам
компетенции возглавляемых ими министерств.
В федеральном министерстве образуется коллегия в составе министра
(председатель коллегии), его заместителей по должности, а также других
руководящих работников системы министерства. Члены коллегии, кроме лиц,
входящих в её состав по должности, утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности
министерства и принимает соответствующие решения большинством её членов в
форме постановлений. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило,
приказами министра. В случае разногласий между коллегией и министром
министр проводит в жизнь своё решение. Вместе с тем докладывает о
разногласиях, в зависимости от формы подчинения министерства, Президенту и
Правительству Российской Федерации, либо лишь Правительству, если оно
находится только в его прямом подчинении. Члены коллегии вправе сообщить
этим лицам своё особое мнение по принятому решению.
Министр издаёт приказы и инструкции, даёт указания по вопросам деятельности министерства и подведомственных организаций.
Юридические особенности функций и полномочий федеральных министерств определяются, во-первых, прежде всего, тем, является ли министерство органом отраслевого или межотраслевого управления; во-вторых, спецификой порученных им сфер и отраслей. Министерства межотраслевой компетенции осуществляют преимущественно функции координации и регулирования, а также решают конкретные вопросы в порядке реализации данной функции.
Министерства отраслевой компетенции осуществляют разноплановые функции, «привязанные» к функционированию и развитию соответствующей отрасли. Они участвуют в формировании государственной политики, а также обеспечивают её проведение в отрасли; разрабатывают и реализуют федеральные целевые и отраслевые программы по развитию отрасли; выступают государственными заказчиками продукции, используемой в отрасли и т.д.
Вместе с тем каждое отраслевое министерство выполняет разнообразные задачи и функции соответствующего отраслевого профиля.
Государственные комитеты по определению должны быть и многие из них
действительно являются коллегиальными органами. Государственный комитет
возглавляется его председателем, который по должности не входит в состав
Правительства. Только в тех случаях, когда статус комитета приравнивается к
статусу федерального министерства, а его председателя — к статусу министра,
председатель входит в состав Правительства.
Наряду с решающим коллегиальным органом в государственном комитете образуется коллегия в составе председателя комитета (председатель коллегии), его заместителей, руководящих работников комитета и подведомственных ему организаций.
В положениях о такого рода государственных комитетах дифференцируется компетенция комитета как коллегиального органа, его председателя, коллегии, в том числе и правовые формы их решений. Чаще всего комитеты принимают по вопросам своей компетенции постановления, а их председатели — приказы, инструкции, дают указания. Постановления являются межведомственными актами, а акты председателя издаются по внутриведомственным вопросам.
Государственные комитеты, являющиеся единоначальными органами, строятся обычно по модели министерств.
Федеральные ведомства (комитеты, службы и т.д.). Помимо министерств и
государственных комитетов к федеральным органам исполнительной власти
относятся ведомства в их разнообразных формах — комитеты, службы,
агентства. Правовое положение их большинства также имеет общие черты.
Перечень ведомств утверждается Президентом Российской Федерации. Он же
образует их и утверждает положения о них, либо поручает решение данного
вопроса Правительству. Руководители ведомств назначаются на должность и
освобождаются Президентом, как правило, не входят по должности в состав
Правительства.
Ведомства являются самостоятельными органами исполнительной власти и не могут входить в состав министерств и государственных комитетов. Они, за установленными исключениями, осуществляют свою деятельность под руководством Правительства Российской Федерации.
Среди ведомств имеются органы отраслевой, межотраслевой компетенции, по конкретным проблемам, имеющим значение для Российской Федерации в целом или её субъектов (например, космическое агентство). Среди них имеются коллегиальные и единоначальные органы.
Характерным для правового положения большинства федеральных органов
исполнительной власти является то, что они находятся в ведении
Правительства Российской Федерации (за исключением органов,
подведомственных Президенту Российской Федерации по вопросам, закреплённым
за ним Конституцией Российской Федерации, либо в соответствии с
законодательными актами Российской Федерации).
В положениях о конкретных федеральных органах вопрос о подчинении их
Президенту Российской Федерации решается по-разному. В одних случаях
применяется вышеизложенная формулировка, в других устанавливается, что тот
или иной орган подведомственен Президенту по вопросам, закреплённым за ним
Конституцией Российской Федерации, и подчиняется Правительству Российской
Федерации. Следует иметь в виду, что независимо от различий в формулировках
во всех случаях, когда руководитель федерального органа входит в состав
правительства, такой орган в той или иной степени ему подчиняется.
К федеральным органам исполнительной власти, подведомственным
Президенту Российской Федерации по вопросам, закреплённым за ним
Конституцией Российской Федерации, либо в соответствии с законодательными
актами Российской Федерации относятся, например, министерства обороны,
внутренних дел, иностранных дел, юстиции, Федеральная служба охраны
Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации,
Федеральное агентство правительственной связи и информации, Федеральная
пограничная служба Российской Федерации, Федеральная служба налоговой
полиции Российской Федерации и др.
Таким образом, Президенту Российской Федерации напрямую подчинены в основном органы, представляющие атрибуты государства как политической организации, обладающей аппаратом принуждения.
Однако характер конституционных полномочий Президента таков, что в силу необходимости их осуществления в сфере его ведения оказываются другие федеральные органы исполнительной власти. Не оговорены также ограничения для законодательного решения этого вопроса. Формальность проступает особенно ярко при понимании того, что Президент Российской Федерации назначает и освобождает от должности руководителей этих органов.
Проблема в другом: прямое подчинение федеральных органов исполнительной власти Президенту Российской Федерации ограничивает полномочия Правительства Российской Федерации по руководству соответствующими органами, ослабляет его влияние на них и контроль их деятельности.
Руководители федеральных органов (министерств и др.) обладают рядом однородных полномочий в решении определённых вопросов. Они утверждают структуру и штатное расписание центрального аппарата данного органа; в пределах предоставленной компетенции назначают и освобождают работников; утверждают положения о структурных подразделениях органа и решают другие вопросы.
Руководители этих органов несут персональную ответственность за выполнение возложенных на возглавляемые ими органы задач и осуществление ими своих функций.
В зависимости от характера функций и полномочий федеральные органы исполнительной власти могут быть сведены с известным допуском условности в следующие группы: a) Органы, осуществляющие руководство отраслями, либо их однородными комплексами; b) Органы, осуществляющие межотраслевое регулирование и координацию; c) Органы контроля и надзора, осуществляющие в пределах предоставленной им компетенции специализированные функции вневедомственного значения; d) Органы по определённым общегосударственным социально-экономическим и иным проблемам; e) Иные органы, выполняющие специфические по своему характеру функции.
Федеральные органы исполнительной власти функционируют в сфере: a) Экономики. Это министерства топлива и энергетики; экономики; сельского хозяйства и продовольствия; природных ресурсов; торговли;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9