Вне зависимости от избранного направления реорганизации для каждого хозяйства должны быть соблюдены следующие процедуры :
«для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создаются комиссии. В их состав включаются представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями возложить на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несут персональную ответственность за исполнение настоящего постановления.»
(Постановление Правительства РФ от 29.12.91 № 86 , пункт 3.); объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры, находящиеся на балансе колхозов и совхозов и имеющие обслуживающее значение для всей территории хозяйства, могут передаваться или продаваться соответствующим местным органам власти, при этом они переходят в муниципальную собственность. Перечень передаваемых или продаваемых объектов и условия их передачи устанавливаются реорганизационной комиссией по согласованию с местными органами власти и трудовым коллективом реорганизуемого хозяйства. Непогашенные кредиты хозяйства, полученные на приобретение или возведение передаваемых бесплатно объектов, также переводятся на местные органы власти. до 1 марта 1992 года трудовые коллективы колхозов и совхозов должны провести общие собрания и принять решения о следующем : а) форме собственности на землю в своих хозяйствах : индивидуальной, коллективно-долевой или иной, предусмотренной
Земельным кодексом РФ; б) выкупе или аренде сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по районной норме ; в) целесообразности получения в собственность земель, занятых лесными массивами, водоемами и соответствующими инженерными сооружениями при них, другими объектами общего пользования по итогам собрания необходимо подать в органы местной власти заявление на предоставление земли в ту или иную форму собственности, о количестве и составе этой земли ; в каждом реорганизуемом хозяйстве должны быть определены имущественные доли (паи) работников и пенсионеров. В случае, если избрана индивидуальная или коллективно-долевая форма собственности на землю, определяются также индивидуальные земельные доли. Имущественные и земельные доли могут быть объединены в единую долю с указанием ее суммарной стоимости, взаимно обменены между владельцами этих долей или проданы одними владельцами другим. Каждому владельцу земельной и имущественной долей выдается свидетельство ; если трудовым коллективом не принято решение о полном разделе колхоза или совхоза на крестьянские хозяйства и малые предприятия, то после определения индивидуальных имущественных и земельных долей каждый работник или группа работников могут выйти из колхоза или совхоза для ведения индивидуального хозяйства. Они имеют право на получение надела в натуре, а также конкретного имущества в пределах суммы своей имущественной доли в соответствии с порядком, установленным законодательством. Предложения о выделении конкретных земельных участков и имущества готовит реорганизационная комиссия, решение которой затем утверждается в установленном законом порядке.
Для того чтобы облегчить процедуру выделения выходящим работникам земель для ведения крестьянского хозяйства, по представлению реорганизационной комиссии определяются массивы сельскохозяйственных угодий, подлежащие предоставлению в первую очередь ;
Собрание работников, не заявивших о своем выходе из хозяйства, принимает решение о направлениях дальнейшей реорганизации своего колхоза или совхоза. Возможны следующие варианты решений : создание нескольких самостоятельных предприятий, каждое из которых принимает свою организационно-правовую форму ; реорганизация в акционерное общество или в производственный кооператив всего хозяйства.
Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе
создаются комиссии. В их состав включаются представители местных органов
власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений
сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов.
Руководство указанными комиссиями возложить на председателей колхозов и
директоров совхозов, которые несут персональную ответственность за
исполнение настоящего постановления. За нарушение порядка и сроков
приватизации виновные должностные лица привлекаются к ответственности в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах
по осуществлению земельной реформы в РСФСР".
Районным и внутрихозяйственным комиссиям проводят разграничение находящихся
в пользовании колхозов и совхозов земель, выделяя земли, остающиеся в
государственной собственности и передаваемые гражданам в частную,
индивидуальную и коллективно-долевую собственность.
Колхозы и совхозы могут передавать в собственность сельских (поселковых)
Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд,
внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения,
газоснабжения, телефонизации и другие объекты.
Колхозы и совхозы, не обладающие финансовыми ресурсами для погашения
задолженности по оплате труда и кредитам, объявляются несостоятельными
(банкротами) до 1 февраля 1992 г. и подлежат ликвидации и реорганизации в
течение I квартала 1992 года.
Инициатива о признании хозяйства несостоятельным может принадлежать
собранию кредиторов (кредитору), собранию (конференции) трудового
коллектива (общему собранию колхозников). Заявление подается в областную,
краевую, автономной области и автономного округа администрацию. Решение о
несостоятельности (банкротстве) колхоза или совхоза принимается
соответствующей администрацией и публикуется в местной печати.
В несостоятельных хозяйствах комиссии по приватизации и реорганизации
наделяются функциями ликвидационных комиссий. Они объявляют конкурс на
привлечение хозяйствующих субъектов к участию в погашении долгов.
Предприятия, взявшие на себя ответственность за погашение задолженности
несостоятельного хозяйства, получают право на участие в его реорганизации с
последующим получением в первоочередном порядке производственных фондов на
сумму погашенной задолженности после выделения государственной и
муниципальной собственности.
При отсутствии хозяйствующих субъектов, участвующих в погашении долгов,
задолженность несостоятельного хозяйства покрывается за счет поступлений от
распродажи имущества на аукционе.
К участию в аукционах допускаются преимущественно работники хозяйства.
Остаток выставленного на закрытый аукцион имущества реализуется на
аукционе, открытом для всех желающих заниматься сельскохозяйственной
деятельностью на территории бывшего хозяйства.
Устанавливается следующая последовательность удовлетворения претензий к
несостоятельному хозяйству:
претензии по начисленной, но не выплаченной оплате труда;
невыполненные обязательства по налогам и другим платежам в бюджеты;
обязательства по банковским кредитам;
прочие обязательства.
Распределение земли и имущества, оставшегося после удовлетворения претензий
к хозяйству, признанному несостоятельным, осуществляется в порядке,
предусмотренном положениями настоящего постановления.
На основе реорганизованного колхоза или совхоза в случае разделения его на несколько предприятий, крестьянских хозяйств возможно создание одной или нескольких ассоциаций.
В период реорганизации совхоза или колхоза администрация (или правление) хозяйства несет ответственность за продолжение функционирования предприятия, а материально ответственные лица хозяйств - за сохранность его имущества в соответствии с действующим законодательством.
Право собственности работников сельскохозяйственных организаций на имущественный пай и земельную долю.
При определении земельных долей (паев) работников (членов) хозяйств устанавливается площадь земель, подлежащих распределению, и численность лиц, имеющих право на получение этой доли.
Собрание трудового коллектива принимает решение о перечне лиц, имеющих
право на получение земельной доли. В соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 29.12.91 № 86 « все члены колхоза и работники совхоза,
в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и
имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива
хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы,
расположенных на территории хозяйства.».
Постановление Правительства РФ от 04.09.92 № 708 добавляет : «кроме того, в списки включаются временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 г.»
«Размер земельного пая устанавливается в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельный пай в натуральном выражении не должен превышать утвержденной в районе предельной нормы бесплатной передачи земли в собственность.
Размер имущественного пая устанавливается в зависимости от трудового вклада. Допускается объединение земельного и имущественного паев в единый пай с указанием его стоимости и выдачей акций или иных свидетельств собственности.
Акции и другие свидетельства собственности на стоимость невостребованных паев передаются сельскому (поселковому) Совету народных депутатов.
10. Владелец пая обязан подать заявление во внутрихозяйственную
комиссию и указать в нем одну из следующих форм использования своего пая; получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания
крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству,
обслуживанию, торговле и других предприятий; передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или
акционерное общество; передача пая в качестве вступительного взноса в кооператив; продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству.» (Постановление
Правительства РФ от 29.12.91 № 86).
Имущественные доли и паи (в том числе земельные) передаются по наследству в соответствии с действующим законодательством.
При выделении работникам имущественных долей (паев) в натуре средства производства (по видам) распределяются между работниками с учетом сложившейся обеспеченности в среднем по хозяйству, специализации производства, целесообразности сохранения целостности отдельных участков производства и других условий.
В соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.91 № 323 местная администрация должна обеспечить выдачу гражданам , ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на праве собственности на земли, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.
Этот же документ устанавливает право граждан, выходящих из колхозов и совхозов, на обмен земельных и имущественных паев, а также сдачу их в аренду (п. 9). Указ предоставляет крестьянским хозяйствам право залога земли в банке. Федеральный Закон от 16.07.98 № 102 Ф-З «Об ипотеке (залоге недвижимости)» вводит некоторые ограничения : «1. Ипотека земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и полевых земельных участков личных подсобных хозяйств в соответствии с настоящим Федеральным законом не допускается.
2. Не допускается ипотека части земельного участка, площадь которой
меньше минимального размера, установленного нормативными актами субъектов
Российской Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления
для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.»