Государственная программа приватизации по Закону о приватизации разрабатывается на три года и состоит из конкретного задания на текущий год и прогноза на два последующих. Она вносится на обсуждение правительством
России и утверждается Верховным Советом не позднее чем за месяц до начала обсуждения Закона о бюджете Российской Федерации. Государственная программа и ее требования обязательны для исполнения органами государственной власти и управления всех уровнвй — от республик в составе Федерации до органов местного самоуправления. На основе расчетных показателей и заданий по приватизации, установленных Государственной программой приватизации для государстенной власти и управления, комитеты по управлению имуществом разрабатыювт местные программы приватизации, которые утверждаютя местными
Советами народных депутатов и представляются в Госкомимущество России.
Персональная ответственность за выполнение заданий Государственной программы приватизации возложена на председателей местных Советов народных депутатов.
1.2. Объекты приватизации и их классификация
В соответствии с Законом “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР” объектами приватизации могут быть: предприятия, цехи, производства, участки и иные подразделения этих предприятий, выделенные в самостоятельные предприятия; оборудование, сооружения, лицензии, патенты и другие материальные и нематериальные активы ликвидированных предприятий и их подразделений; вновь начатые стройки; незавершенное строительство с истекшим сроком строительства; доли (паи, акции) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), ассоциаций, концернов, союзов и других объединений, предприятий.
В Государственной программе приватизации государственных и
муниципальных предприятий Российской Федерации на 1994 год все объекты
разделены на несколько групп в зависимости от возможности их приватизации в
1994 г. Классификация предприятий по группам приведена ниже.
Первая группа включает объекты и предприятия, приватизация которых запрещена. Сюда относятся: недра земли, водные ресурсы, лесной фонд, воздушное пространство, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны России; особые природные территории; объекты историко-культурного и природного наследия; объекты, имеющие художественную ценность, золотой запас и алмазный фонд; Центральный банк; штатное и резервное имущество Вооруженных Сил, Министерств безопасности и внутренних дел; теле- и радиопередающие центры; предприятия по производству наркотических и ядовитых веществ; автодороги общего пользования; объекты инженерной инфраструктуры городов и районов; кладбища, крематории, портовые сооружения; объекты социальной защиты населения. Всего в эту группу входит более 20 позиций (раздел 2.1 Программы).
Вторая группа включает объекты и предприятия, приватизация которых
осуществляется только по решению правительства Российской Федерации либо
правительства республик в составе России в зависимости от вида
государственной собственности. В эту группу входят: объекты и предприятия
по изготовлению и ремонту систем и элементов любых видов вооружений,
производству боеприпасов; предприятий атомного машиностроения, топливно-
энергетического комплекса, добывающей промышленности; коммерческие банки
(их приватизация осуществляется по специальному режиму); предприятия связи
(кроме Роспечати), информационные и телеграфные агентства; предприятия и
учреждения социально-культурного назначения; внешнеторговые объединения;
полиграфические предприятия и издательства; государственное санаторно-
курортное хозяйство и т. д. В эту группу входит 15 позиций.
Отнесение государственных предприятий к группам, на которые
распространяются ограничения в соответствии с разд. 2.1., 2.2. Программы,
осуществляется на основании Положения, разработанного Госкомимуществом
России.
Третья группа включает объекты и предприятия, приватизация которых
осуществляется только по решению Госкомимущества Российской Федерации с
учетом мнения отраслевых министерств. К этой группе относятся: предприятия
всех отраслей, занимающие доминирующее положение на федеральном или местных
рынках товаров, работ и услуг.; крупнейшие предприятия с численностью
работников более 10000 человек или балансовой стоимостью основных фондов на
1 января 1992 г. более 1 млрд. руб.; предприятия железнодорожного,
авиационного, морского и речного транспорта; строительные организации и
предприятия по производству строительных материалов общероссийского
значения; высшие и средние учебные заведения; предприятия по производству
спиртовой, ликеро-водочной, винной продукции и табачных изделий, продуктов
детского питания, а также движимое и недвижимое имущество, высвобождаемое в
связи с сокращением Вооруженных Сил России (разд.2.3. Программы).
Решение о приватизации этих предприятий принимает Госкомимущество
России. Министерства и ведомства Российской Федерации дают свои заключения
на проекты этих решений.
Важно отметить, что Госкомимущество России на предприятиях второй и третьей групп вправе закрепить контрольные пакеты акции в федеральной собственности на срок до трех лет.
Четвертая группа включает объекты и предприятия, приватизация которых допускается только в соответствии с местными программами приватизации. В эту группу входят: предприятия городского пассажирского транспорта (кроме такси) и предприятия по его ремонту; бани, прачечные; организации по оказанию ритуальных услуг; мусороперерабатывающие заводы; аптеки (с обязательным государственным лицензированием); объекты социально- культурного назначения местного значения. Решение об их приватизации принимают комитеты по управлению имуществом с учетом требований местных программ приватизации (разд.2.3. Программы).
Пятая группа включает объекты и предприятия, подлежащие обязательной
приватизации (разд.2.5 Программы). В эту группу включены объекты, в
наибольшей степени влияющие на формирование и функционирование рыночной
инфраструктуры: предприятия оптовой и розничной торговли, общественного
питания и бытового обслуживания; предприятия и организации строительства и
промышленности строительных материалов, пищевой и лесной промышленности;
государственные сельскохозяйственные предприятия по переработке
сельскохозяйственной продукции (кроме совхозов); предприятия и объекты,
деятельность которых сдерживает формирование рынка. Это убыточные
предприятия всех отраслей народного хозяйства, кроме названных в первой
группе; законсервированные объекты незавершенного строительства с истекшими
нормативными сроками строительства, а также имущество предприятий,
ликвидированных без правоприемника. Кроме этого в этой группе находятся:
— предприятия пищевой и легкой промышленности, жилищно-коммунального
хозяйства;
— предприятия, подлежащие обязательному акционированию, определенные
Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721: а) со среднесписочной численностью работающих более 1 000 человек или балансовой стоимостью основных фондов на 01.01.92 г. более
50 млн. руб.; б) предприятия, имевшие балансовую стоимость основных фондов на
01.01.92 г. от 10 до 50 млн.руб. и среднесписочную численность работающих более 200 человек могут быть приватизированы по решению их трудовых коллективов;
— гостиничные комплексы, гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты (кроме указанных в разд.2.2 Программы и входящих в имущественный комплекс предприятия);
Шестая группа включает объекты нежилого фонда, находящиеся в федеральной
и муниципальной собственности, сданные в аренду (разд.2.6 Программы).
Подлежат обязательной продаже по заявлению арендатора, за исключением
зданий и сооружений, являющихся недвижимыми объектами исторического и
культурного значения, культовых зданий, зданий, занимаемых органами
государственной власти и управления, а также судами. Некоторые ограничения
в приватизации объектов нежилого фонда установлены в разд.2.1 Программы.
Седьмая группа включает объекты государственной (муниципальной)
собственности, не включенных в задания и не имеющих ограничений на
приватизацию, осуществляется на основании решений территориальных комитетов
по управлению имуществом и подаваемых любыми лицами заявок на приватизацию.
Ограничения на приватизацию, устанавливаемые в Государственной программе приватизации, являются обязательными для всех органов государственной власти и местной администрации. Введение дополнительных ограничений различными органами не допускается. При этом ограничение на приватизацию, кроме объектов и предприятий, указанных в первой группе, не распространяются на преобразование их в открытые акционерные общества, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности. Запрещается продажа или иная форма отчуждения, передача, обмен акций (паев, долей или их частей) между юридическими лицами, в уставном капитале которых доля государственного или муниципального имущества составляет 25% и более, если иное не установлено законом.
По особенностям приватизации объекты и предприятия могут быть дополнительно подразделены на имеющие отраслевые и региональные особенности.
Отраслевые особенности приватизации государственных (муниципальных) предприятий (разд.6 Программы) связаны с тем, что по отдельным отраслям могут приниматься указы и распоряжения Президента, положения и постановления, утверждаемые Правительством.
Так, например, во специальному порядку будут приватизироваться образовательные учреждения и учреждения здравоохранения.
Классификация объектов и предприятий по возможности их приватизации приведена ниже.
2. Участники приватизационного процесса.
2.1. Органы, осуществляющие приватизацию. Продавцы приватизируемых предприятий
Приватизацию государственного имущества организует Государственный
комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом -
Госкомимущество России, призванный проводить единную государственную
политику в области приватизации. На местах - в республиках в составе
Российской Федерации, краях, областях, автономных областях и др. — эта
работа проводится создаваемыми Госкомимуществом совместно с
соответствующими Советами народных депутатов территориальными
агентствами. Госкомимущество России определяет полномочия агенств, издает в
пределах своей компетенции нормативные акты. Госкомимущество России
финансируется за счет средств республиканского бюджета.
Проведение Госкомимуществом России единой государственной политики по
приватизации обеспечивается разработкой Государственной программы
приватизации, организацией и контролем за ее выполнением, осуществлением
методического руководства, а также подготовкой различных предложений
практического характера. Госкомимущество России готовит предложения по
разграничению государственной собственности на федеральную, республиканскую
и местных органов. Решения Госкомимущества России, принятые во
исполнение Государственной программы приватизации, являются обязательными
для всех органов государственного управления и местной администрации.
Приватизацию имущества, находящегося в собственности республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, районов (кроме
районов в городах), организуют соответствующие комитеты по управлению
имуществом, которые входят в состав соответствующих органов управлния по
месту их нахождения. По поручению Госкомимущества России комитеты могут
проводить приватизацию предприятий, находящихся в федеральной
собственности.
Госкомимущество России не вправе делегировать свои полномочия министерствам и ведомствам, холдинговым компаниям, создаваемым на базе государственных концернов, корпораций, а также иным хозяйствующим субъектам, не являющимся покупателями.