Победителем закрытого тендера становится покупатель, предложивший наибольшую цену. Если предложенная цена совпадает у нескольких покупателей, покупателем становится тот, чья заявка была подана раньше.
Если и это совпадает, то проводится жеребьевка для заявления победителя.
Результаты аукциона оформляются протоколом в двух экземплярах и
подписываются покупателем или его представителем и организаторами аукциона.
Если победитель в течение 10 дней не подписал протокол, результаты аукциона
аннулируются, залог ему не возвращается, объект возвращается продавцу. Всем
остальным участникам аукциона залог возвращается не позднее 10 дней после
подписания протокола. При проведении закрытого тендера право на
приобретение в этом случае предоставляется участнику, предложившему
предыдщую цену. Информация об аукционе публикуется в течение 30 календарных
дней со дня проведения аукциона. Оформление прав собственности и расчеты с
участниками аукциона, подписание договора купли-продажи осуществляются в
соответствии с установленным порядком и в предусмотренные сроки. Все споры,
если они возникнут, о признании сделок недействительными решаются в суде
или арбитражном суде в установленном законом порядке. Схема приватизации
объекта путем продажи с аукциона приведена в Приложении 3.
3.4 Приватизация государственной и муниципальной собственности по конкурсу
Под приватизацией по конкурсу понимается приобретение у государства и местных Советов народных депутатов физическими или юридическими лицами в частную собственность объектов приватизации (государственных и муниципальных предприятий, активов ликвидированных и находящихся в стадии ликвидации предприятий) в случаях, когда от покупателей требуется выполнение определенных условий по отношению к объекту приватизации. К числу таких условий могут быть отнесены: сохранение обязательств по производству конкретных видов продукции; сохранение профиля предприятия на определенный период; обеспечение сложившихся социальных гарантий работникам предприятий; финансирование и порядок использования объектов социальной сферы и др.
Соответствующим образом с учетом требований проводятся подготовка и организация конкурса, определяются условия участия в конкурсе покупателей, а также порядок рассмотрения предложений покупателей. Условия конкурса публикается не позднее чем за 30 дней до даты его проведения; для муниципальных предприятий может быть более короткий срок, но не менее двух недель. Предложения покупателей рассматриваются конкурсной комиссией. В объявленный день и время комиссия вскрывает конверты с поступившими предложениями. Победителем конкурса является участник, предложения которого удовлетворяют условиям конкурса и содержат наивысшую цену. Цена покупки в ходе конкурсного рассмотрения не может опускаться от начальной цены ниже, чем на 30%. Затем осуществляются оформление прав собственности на приватизируемые объекты и расчеты с участниками конкурса. Если предприятие не будет продано, оно снимается с конкурса.
При этом различают следующие виды конкурсов: коммерческий, в том числе
с ограничением состава участников, и некоммерческий инвестиционный
(инвестиционный торг).
Продажа на коммерческом конкурсе с ограничением состава участников
(например, к участию в таком конкурсе допускаются только жители данной
местности и работники приватизируемого предприятия) может производиться
только при приватизации предприятий, расположенных в сельской местности,
поселках городского типа и в районах Крайнего Севера.
По инвестиционному конкурсу (инвестиционному торгу) продаются государственные и муниципальные предприятия, когда от покупателей требуется осуществление инвестиционных программ. При этом право собственности передается покупателю, предложение которого наилучшим образом соответствует критериям, установленным продавцом.
3.4.1. Конкурс при принятии решения о проведении санации предприятия.
Следует особо остановиться на характеристике конкурса, вытекающего из
Указа Президента “О предприятиях-банкротах” от 14 июня 1992 г. № 623. Этот
конкурс проводится при принятии решения о проведении санации предприятия:
предусматривающей разработку системы мероприятий с целью предотвращения
банкротства предприятия. В этом случае Комитет по управлению имуществом
объявляет и организует проведение не позднее чем через три недели конкурса
на представление предприятия-банкрота в независимое управление и ведение.
Определены условия конкурса: обязательство по сохранению не менее 70%
рабочих мест; гарантии социальной защиты работников предприятия, в том
числе увольняемых; обязательства по погпшению долгов, обеспечению
экологической безопасности. В условиях конкурса, это необходимо
подчеркнуть, указывает срок, на который предприятие передатся в независимое
управление и ведение.
К участию в конкурсе допускаются предприниматели — юридические и физические лица, в том числе и иностранные, представившие соответствующую заявку и сведения, подтверждающие их платежеспособность, а также обязательство исполнить в случае победы все условия конкурса. Участник конкурса вносит залог не менее 10% балансовой стоимости имущества предприятия. В конкурсе может участвовать и трудовой коллектив предприятия на общих основаниях. Победившим в конкурсе считается предприниматель, внесший наибольшую сумму залога в качестве финансовой гарантии обеспечения обязательств предприятия и проведения его санации.
С момента объявления победителя конкурса к нему переходит все права по
управлению предприятием на срок, определенный условиями конкурса. Органы
государственного управления не вправе вмешиваться в оперативную
деятельность предпринимателя по управлению предприятием. Государство не
енсет ответственности по обязательствам предприятия с момента его передачи
предпринимателю. Если поступила одна заявка на конкурс, то предприятие
передается в управление лицу, подавшему заявку, или трудовому коллективу.
Если в результате санирования были ликвидированы основания для признания
предприятия банкротом, то Комитет по управлению имуществом (или комиссия
при наличии нескольких собственников) принимает решение о прекращении
состояния банкротства. Предрприниматель (трудовой коллектив), осуществивший
санацию предприятия-банкрота, становится собственником предприятия.
Предпринимателю (трудовому коллективу) возвращается его залог, если таковой
был внесен. Если установлен а невозможность санации предприятия, то
соответствующим комитетом по управлению имуществом принимается решение о
фактической ликвидации и объявляется конкурсная продажа предприятия. При
невозможности продажи предприятия в целом на первоначальных условиях
осуществляется продажа по частям по условиям обычного конкурса.
Схема приватизации объекта путем продажи по конкурсу приведена в
Приложени 4.
3.5 Другие способы приватизации.
Среди других способов приватизации следует отметить прежде всего выкуп
имущества государственного или муниципального предприятия, сданного в
аренду полностью или частично. Приватизация государственного
(муниципального) имущества, сданного в аренду, осуществляется различными
способами в зависимости от наличия права выкупа в договоре аренды и
согласия трудового коллектива предприятия-арендатора, принятого решением не
менее половины его членов.
Арендаторы, имеющие право на выкуп имущества согласно договору аренды,
выкупают его в следующем порядке: если договор заключен до вступления в силу Закона Российской Федерации
“О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР” и в
нем указаны размеры, сроки и условия внесения выкупа, — то в соответствии с
договором аренды с предоставлением всех льгот, предусмотренных для
трудового коллектива государственного и муниципального предприятий; путем преобразования арендного предприятия в акционерное общество
открытого типа с правом первоочередного приобретения арендаторами акций,
если такое решение принято собранием арендаторов; если в договоре аренды не были установлены размеры или сроки, или
условия внесения выкупа, — то по дополнительному согласованию, заключаемому
соответствующим комитетом по управлению имуществом с арендатором.
Выкуп имущества государственного или муниципального предприятия в
соответствии с условиями договора аренды признается оплатой в рассрочку.
Арендная плата за пользование имущества государственных и муниципальных
предприятий не может засчитываться в качестве платы за приобретение
имущества в собственность. Арендным предприятиям торговли, общественного
питания, бытового обслуживания населения, созданным до Закона “О
приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР” и не
имеющим права на выкуп арендованного имущества, такое право может быть
предостапвлено в случае согласия членов арендного предприятия на выделение
в процессе приватизации отдельных структурных подразделений. Товариществам,
созданным трудовыми коллективами структурных подразделений, выделившимся в
процессе выкупа из состава арендного предприятия, предоставлянтся
преимущественное право на приобритение в собственность арендуемых объектов,
но не ранее чем через год после выкупа со скидкой 30% стоимости имущества,
пропорционально доле в стоимости, предусмотренной договором аренды.
Прямая продажа возникает уже при проведении конкурсов или аукционов при наличии одного покупателя. Если единственным покупателем является товарищество (акционерное общество), объединяющее исключительно работников приватизируемого предприятия (не менее одной трети работников), то предприятие продается указанному товариществу. Льготы при прямой продаже не предоставляются, а продажная цена объекта определяется в порядке, устанавливаемом Госкомимущество России.
4. Оформление договоров купле-продажи предприятий и условия признания таких договоров недействительными.
4.1. Оформление сделок приватизации
Для договоров купле-продажи предприятий закон “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР” устанавливает обязательную форму его заключения. Нарушение порядка оформления влечет за собой признание договора недействительным, о чем более подробно будет сказано ниже.
В договоре указываются: сведения о продавце, покупателе и посреднике, наименование предприятия и его местонахождение, состав и цена активов предприятия, в том числе цена земельного участка (в случае его продажи) или условия его аренды, число и цена акций акционерного общества (величина пая в товариществе), порядок передачи предприятия, форма и сроки платежа, взаимные обязательства сторон по дальнейшему использованию предприятия, условия, на которых данное предприятие было продано по конкурсу, и другие условия, устанавливаемые по взаимному соглашению сторон.
Право собственности на предприятие переходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора купли-продажи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Зарегистрированный договор купли-продажи является документом,
удостоверяющим право собственности покупателя. Неисполнение
предусмотренных законодательством действий по регистрации договоров
купли-продажи обжалуется в суд или арбитражный суд. Споры о признании недействительными сделок приватизации рассматриваются в суде или
арбитражном суде по иску продавца, покупателя, посредника, прокурора,
народного депутата Российской Федерации, Совета народных депутатов,
Госкомимущества России, его территориального агентства, комитета по
управлению имуществом национально-государственного, национально- или
административно-территориального образования, иного правомочного
государственного органа в порядке и сроки, предусмотренные
законодательством Российской Федерации и республик в составе
Российской Федерации.
4.2. Недействительность сделок приватизации.
При приватизации государство гарантирует соблюдение прав продавцов, покупателей, их представителей и посредников.
Если приватизация осуществлялась с нарушением законодательства
Российской Федерации, Госкомимущество России, комитеты по
управлению имуществом национально-государственных, национально- и
административно-территориальных образований, органы прокуратуры
Российской Федерации, продавцы, покупатели, их представители и
посредники вправе в судебном порядке предъявлять иски (возбуждать дела) о
расторжении сделок, устранении нарушений и привлечении к ответственности
виновных лиц.
Советы народных депутатов осуществляют контроль за процессом приватизации с точки зрения соответствия действующему законодательству.
Сделки по приобретению приватизируемых государственных и муниципальных предприятий признаются недействительными (статья 30), если:
- приватизация предприятия не была разрешена Госкомимуществом России, его территориальным агентством или соответствующим комитетом по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования;
- были грубо нарушены правила конкурса или аукциона;
- покупатель отказался от внесения платежа за купленное предприятие или долю (пай, акции) в капитале акционерного общества
(товарищества);
- предприятие или доля (пай, акции) в капитале акционерного общества (товарищества) куплены субъектом, не имеющим на это права;
- при покупке были использованы незаконные средства платежа;
- имел место договор между продавцом и покупателем о неправомерном разделе имущества или снижении цены предприятия
(пая, акций);
- покупателю были предоставлены незаконные льготы и преимущества перед другими покупателями;
- нарушены условия, на которых предприятие было приобретено по конкурсу;
- были нарушены требования антимонопольного законодательства
Российской Федерации;
- по другим основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом
Российской Федерации.
5. Выводы и предложения.
Как показывает анализ, намеченная программа приватизации не выполняется. Основными факторами, которые сдерживают этот процесс, являются: экономическая среда, где основным стержнем выступает военно- промышленный комплекс (ВПК). На долю последнего в такой отрасли, как машиностроение, приходится более 60%, в то время как доля товаров, производимая ВПК для потребительского рынка, не превышает и 5%; несоответствие платежеспособного спроса населения на основные фонды и реальной их стоимости. По расчетным данным, суммарная остаточная стоимость государственных производственных фондов на конец 1990 г. составляла 2000 млрд.руб. (в ценах 1990 г.), население же, по самым оптимальным прогнозам, готово вложить в дело не более 100 млрд.руб.; развал финансовой системы, обострение дефицита и обесценение сбережений. Это в настоящее время едва ли не главное препятствие в осуществлении приватизации, затрудняющее получение кредита на нее.
Нельзя не отметить, что программа приватизации, ее сроки и охват объектов вызывают возражения, обуславливают необходимость глубокого изучения мирового опыта, согласно которому в первую очередь должны быть приватизированы и переданы в частную собственность малые и средние предприятия по производству товаров народного потребления, а также предприятия, связанные с социальной сферой, торговлей, общественным питанием. Крупные же предприятия и те сферы производства, которые определяют экономический потенциал страны, в переходный период должны находиться в ведении государства или трудового коллектива — акционерные предприятия. При этом основной пакет акций должен находиться в руках государства.
Практика работы даже арендных предприятий показывает, что коллектив
предприятия, взяв в аренду на определенный срок имущество, принадлежащее
государству, становится совладельцем государственной собственности,
фактически хозяином процесса производства и распорядителем произведенной
продукции. Уже при аренде преодолевается отчуждение трудящихся от
собственности, создается ее новый тип — собственность трудового коллектива.
Поэтому аренду в системе мер, осуществляемых по совершенствованию
производственных отношений, направленных на качественное обновление
производительных сил, в переходный период можно рассматривать как одну из
форм реализации собственности. Арендные отношения создают реальные условия
для действия рыночного механизма и ставят в партнерские отношения
арендатора и арендодателя. Еще больший простор для действия рыночного
механизма наряду с приватизируемыми предприятиями создают акционерные
общества и другие формы хозяйствования, базирующиеся на коллективной
собственности единственным субъектом присвоения произведенной продукции
государственными предприятиями является государство.
Важным моментом в становлении и развитии рыночных отношений явится
проведение широкого акционирвания государственных предприятий, их
преобразование в акционерные общества открытого типа. На это направлен и
Указ Президента от 1 июля 1992 г. “Об организационных мерах по
преобразованию государственных предприятий в акционерные общества”. В
соответствии с этим документом все государственные предприятия, кроме
совхозов, должны быть преобразованы в акционерные общества открытого типа.
Сюда же относятся и акционерные общества закрытого типа, где половина
уставного фонда принадлежит государству. Этот Указ нацеливает на создание в
течение четырех месяцев необходимых условий для ускоренной приватизации в
России.
Учитывая особенности работы отдельных отраслей и их особую значимость для жизнедеятельности населения и народного хозяйства, Президентом принято решение об акционировании и приватизации этих отраслей в порядке, установленном специальными указами. В частности, в настоящее время к этим отраслям отнесены железнодорожный транспорт, связь, отрасли топливно- энергетического и электроэнергетического комплексов.
Список литературы.
Сборник нормативных актов по приватизации. Электронная база данных
“Консультант +”.
Гражданское право, учебник под редакцией Е.Суханова, М, тома I и II,93г.
1. Журнал “Рынок ценных бумаг” за 1994 год.
2. Газета “Комерсантъ-Daily” за 1995 год.
Список нормативных актов
Конституция РФ.
Гражданский кодекс РФ.
Закон РФ от 23.11.90г. “О земельной реформе” (Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1991г., N 44, статья 1424)
Закон РФ от 11.10.91г. “О плате за землю”
Закон РФ от 14.02.92г. № 2353-1 “О внесении изменений и дополнений в статьи 6,8,12 Закона РФ “О плате за землю” (Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992г., N 5, статья 197)
Закон РФ от 9.08.94г. “О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР (О плате за землю(” ( Российская газета от 13.08.94г.)
Закон РФ “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием закона РСФСР “О плате за землю” и налогового законодательства России”
Закон РФ от 3.07.91г. “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР” с изменениями и дополнениями, внесенными в него законом РФ от 5.7.91г. (Ведомости съезда народных депутатов РФ и
Верховного Совета РФ, 1991г., № 27, статья 927, 1992г., №28, статья 1614)
Закон РФ от 4.07.91г. “О приватизации жилищного фонда в РСФСР” с изменениями и дополнениями, внесенными в него законом РФ от 25.12.92г.
(Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1991г, №
28, статья 959)
Закон РФ от 23.12.92г. “О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства”. (Российская газета от 6.01.93г.)
Указ Президента от 29.01.92г. “Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий” (Ведомости съезда народных депутатов РФ и
Верховного Совета РФ, 1992г., № 7, статья 312)
Указ Президента от 14.08.92г. “О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ” (Ведомости съезда народных депутатов РФ и
Верховного Совета РФ, 1992г., № 35, статья 2001)
Указ Президента от 14.10.92г. “О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду” (Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного
Совета РФ, 1992г., № 43, статья 2429)
Указ Президента от 16.11.92г. “О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий, а также утвержденное им
Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в АО” ( Российская газета от 20.11.92г.)
Указ Президента от 27.10.93г. “О мерах по обеспечению прав акционеров”
( Российская газета от 6.11.93г.)
Указ Президента от 26.10.93г. “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” ( Российская газета от 29.10.93г.)
Указ Президента “Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1.07.94г” ( Российская газета от 27.02.94г.)
Указ Президента от 2.06.94г. “О продаже государственных предприятий должников” ( Российская газета от 4.06.94г.)
Постановление Правительства РФ от 10.12.93г. N1272 “Об утверждении
Положения о проведении конкурсов и аукционов по продаже земельных участков и других операций с землей” ( Российская газета от 17.12.93г.)
Указ Президента РФ от 14 октября 1992 г. № 1229 “О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации”
Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 “о государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации”
Федеральный Закон РФ от 28 декабря 1995 года “Об акционерных обществах”.