План утверждается соответствующим комитетом по управлению имуществом.
План по приватизации предприятия является важным документом; при его
разработке необходимо учесть все возможности, связанные с приватизацией.
Прежде всего а плане должен быть определен способ приватизации и
установлены сроки ее осуществления, определены начальная цена предприятия,
величина уставного капитала акционерного общества или товарищества,
рекомендуемая форма платежа (расчетов). В состав плана может также входить
проект реорганизации приватизиркемого предприятия (выделение его из состава
подразделения для создания самостоятельного предприятия и др.)
В случае принятия плана приватизации предприятие включается
соответствующим комитетом в план-график конкурсов, аукционов,
акционирования. Технологическая схема процесса приватизации приведена ниже.
Важным моментом является подготовка предприятия к приватизации, которая
включает проведение инвентаризации производственных и непроизводственных
фондов, реорганизацию предприятия, включая выделение его подразделений в
самостоятельные.
В обязательном порядке определяются состав и направления использования объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе приватизируемого предприятия.
Далее комиссией по приватизации определяются начальная цена для продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) и величина уставного капитала акционерного общества.
Обязательно должна быть сделана информация о предполагаемой продаже в специальных бюллетенях фондов имущества не позднее чем за месяц до даты проведения конкурса (аукциона) или выпуска акций в свободную продажу. При приватизации объектов муниципальной собственности комитетом может устанавливаться более короткий срок, но не более двух недель.
Публикация должна быть осуществлена по определенной форме с сообщением конкретных сведений о приватизируемых объектах. Обязательному опубликованию подлежат следующие сведения: площадь земельного участка и характеристика расположенных на нем строений, условия их аренды или продажи; наличие принадлежащих предприятию долей (паев, акций) в капитале других предприятий; нематериальные ценности (патенты, торговые марки и др.); обязательства предприятия за последний год; укрупненная номенклатура выпускаемой продукции, среднесписочная численность. Госкомимущество России определяет форму предоставления сведений и перечень дополнительных данных.
Перечень подготовительных работ к приватизации приведен в Приложении
1.
При продаже предприятия по конкурсу от покупателей требуется выполнение определенных условий. Право собственности передается тому покупателю, предложения которого наилучшим образом соответствуют критериям, установленным продавцом.
Довольно широкое применение приобрела продажа предприятий или активов на аукционе. С аукциона продаются государственные и муниципальные предприятия, активы ликвидируемых предприятий. В этом случае от покупателей не требуется выполненения каких-либо условий. Здесь право собственности предоставляется покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.
При продаже акций акционерных обществ открытого типа, созданных путем преобразования государственных (муниципальных) предприятий, в том числе преобразованных акционерных обществ закрытого типа, по предложеню трудового коллектива примекняется один из следующих вариантов.
Первый вариант предусматривает бесплатное поручение трудовым
коллективом 25% акций без права голоса, но не более двадцати минимальных
разъемов законодательно установленного месячного уровня оплаты труда в
расчете на одного работника предприятия, и приобретение обыкновенных акций
до 10% величины уставного капитала со скидкой 30% от их номинальной
стоимости с предоставлением рассрочки на три года, но на сумму не более
шести минимальных окладов в расчете на одного работника. При этом величина
первоначального взноса не может быть менее 15% номинальной стоимости акций.
Кроме того, должностным лицам администрации приватизируемого предприятия
(руководителю, его заместителям, главному инженеру, главному бухгалтеру) на
условиях заключенных с ними контрактом предоставляется право (опцион) на
приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости, составляющих в
общей сумме на всех указанных лиц 5% от величины уставного капитала, но не
более 2000 установленных законом минимальных размеров месячных оплат труда
в расчете на одного сотрудника.
Второй вариант предусматривает получение трудовым коллективом
приватизируемого предприятия по закрытой подписке обыкновенных (голосующих)
акций — 51% от величины уставного фонда. В этом случае безвозмездная
передача акций и их продажа на льготных условиях не осуществляются. При
преобразовании предприятий в акционерные общества открытого типа по данному
варианту комитеты по управлению имуществом по предложению администрации
приватизируемого предприятия с согласия трудового коллектива могут
предоставлять персонально работникам предприятий, входящих в единый
технологический комплекс с приватизируемым предприятием, право участия в
закрытой подписке на акции, проводимой среди работников приватизируемого
предприятия. Под закрытой подпиской понимается продажа обыкновенных акций
работникам предприятий и иным лицам, приравненным к ним в соответствии с
законодательством о приватизации, на льготных условиях согласно
Государственной программе приватизации. Началом закрытой подписки считается
помещение объявления о ее проведении в печатном публичном издании.
Закрытая подписка проводится рабочей комиссией по приватизации предприятия в срок не позднее 10 дней с момента регистрации акционерного общества по определенной утвержденной форме. На специальном бланке работник указывает, какое количество акций он желает приобрести. Заявка подается в запечатанном конверте. При закрытой подписке максимальное количество акций составляет 51%, но не менее 5% от вели чины уставного капитала акционерного общества. Если при подписке сумма окажется большей, то по специальной формуле эта сумма для всех уменьшается. Однако в любом случае тот, кто подписался по закрытой подписке на большое количество акций, и получит их больше.
Работник, внесший не ниже 15% от общей номинальной стоимости акций
(варианты 1 и 3) на которые он подписался, или полностью оплативший
стоимость акций (вариант 2), попадает в реестр акционеров.
Третий вариант предусматривает, что группа работников предприятия берет на себя ответственность за выполнение плана приватизации, недопущение его банкротства и получает согласие общего собрания трудового коллектива на заключение соответствующего договора. Срок договора не может быть более одного года, без права продления.
Членам этой группы по истечении года и выполнении условий договора предоставляется право (опцион) на приобретение 20% уставного капитала в виде обыкновенных акций предприятия по их номинальной стоимости. При невыполнении условий договора право утрачивается и акции поступают в установленном порядке.
На период действия договора группе передается право на голосование 20%
голосующих акций, принадлежащих соответствующему фонду имущества. В
договоре оговариваются обязательства сторон и материальная ответственность.
Группа вносит залог на сумму не менее 200 становленных законом минимальных
размеров месячной оплаты труда в расчете на каждого члена группы.
При данном варианте всем работникам предприятия, включая членов
группы, продаются обыкновенные акции, составляющие 20% величины уставного
капитала, но на сумму не более 20 установленных законом минимальных
размеров месячной лплаты труда в расчете на одного работника, со скидкой
30% от их номинальной стоимости и с предоставлением рассрочеи на три года.
При этом величина первоначального взноса не может быть менее 15% номинальной стоимости акций.
Этот вариант может применяться только на предприятиях с численностью
работников более 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов от 1
до 50 млн. руб. (по состоянию на 01.01.92 г.). Решение о выборе одного из
двух последних вариантов (второго или третьего) принимается общим собранием
(конференцией) трудового коллектива либо удостоверяется подписными листами
его членов большинством голосов, но не менее двух третей от общего числа
работников предприятия. При отсутствии указанного решения применяется один
из первых вариантов (первый или второй).
Расчеты и практика показывают, что первый вариант надо выбирать в тех случаях, когда предприятие находится в тяжелом финансово-хозяйственном положении. Если предприятие работает хорошо, получает нормальную прибыль, то лучше принимать второй вариант. При этом предприятие получает больше реальных прав с учетом наличия основного пакета акций (51%).
Во всех вариантах 10% средств, поступивших от продажи акций (за исключением акций, продаваемых членам трудового коллектива приватизируемого предприятия), зачисляется на личные лицевые счета приватизации.
Все государственные и муниципальные предприятия по их отношению к способам приватизации делятся на три группы:
1) предприятия со среднесписочной численносью более тысячи человек и стоимостью фондов более 50 млн.руб. (балансовая стоимость основных фондов определяется по состоянию на 01.01.92 г.) преобразуются в открытые акционерные общества;
2) мелкие предприятия со среднесписочной численностью до 200 человек и балансовой стоимостью менее 1 млн.руб. подлежат продаже на аукционах, конкурсах или прямой продаже;
3) остальные предприятия могут быть приватизированы любым из установленных программой способы.
В Государтвенной программе предусматриваются различные способы
приватизации: продажа акций открытых акционерных обществ; продажа
предприятий на аукционах, на коммерческом конкурсе (в том числе и с
ограничением числа его участников), на инвестиционных торгах; продажа
имущества (активов) ликвидируемых предприятий; выкуп аредного имущества.
Конкретный способ приватизации определяется соответствующим комитетом по
управлению имуществом по результатам работы комиссии и с учетом мнения
трудового коллектива предприятия.
3.2 Акционирование государственной и муниципальной собственности.
Акционерные общества.
Одним из основных направлений ускоренной приватизации является
акционирование, те преобразование государственных и муниципальных
предприятий в открытые акционерные общества. Необходимо подчеркнуть, что
при преобразовании государственных и муниципальных предприятий не
допускается создание акционерных обществ закрытого типа, в том числе
холдинговых компаний на основе концернов, союзов, ассоциаций, в состав
которых входят государственные предприятия. Решения о преобразовании
предприятия в акционерные общества принимаются территориальными агенствами
Государственного комитета Российской Федерации по управлению
государственным имуществом или соответствующими комитетами по управлению
имуществом.
Решения принимаются на основании государственной, республиканской или
местной программы приватизации, рассмотренной заявки на приватизацию,
собственной инициативы вышеназванных органов, решений правительства
Российской Федерации, отраслевых программ приватизации, утвержденных
правительством, и решений других органов государственной власти в
соответствии с действующим законодательством.