Производство в кассационной инстанции
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА ОБЖАЛОВАНИЯ………4
2. ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ КАССАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА…………8
3. ПРАВО НА КАССАЦИОННОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ И
ОПРОТЕСТОВАНИЕ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ ...……………………………11
4. ПОРЯДОК ПОДАЧИ КАССАЦИОННЫХ ЖАЛОБ И ПРОТЕСТОВ……14
5. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ КАССАЦИОННЫХ ЖАЛОБ
И ПРОТЕСТОВ…………………………………………………………………...21
6. ПОЛНОМОЧИЯ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ………………24
7. ОСНОВАНИЯ К ОТМЕНЕ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ………………………27
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ……………….32
8. ОБЖАЛОВАНИЕ И ОПРОТЕСТОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ СУДА ПЕРВОЙ
ИНСТАНЦИИ…………………………………………………………. .34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………37
ВВЕДЕНИЕ.
Правовая реформа, проводимая в настоящее время в Российской
Федерации, выдвинула ряд задач, без решения которых невозможно создание
правового государства. Одним из важнейших положений правовой реформы
является становление независимой и авторитетной судебной власти.
Определенные шаги в этом направлении уже сделаны: обновляется
законодательство, ведется работа по подготовке изменений в организации
судебной системы и в судопроизводстве[1]. Так, например, Федеральным
законом РФ от 4 января 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в закон
РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» в Закон РСФСР «О судоустройстве
РСФСР» от 8 июля 1981 г. внесены важные изменения и дополнения:
А) В составе Верховного Суда Российской Федерации образована
Кассационная коллегия, которая работает под руководством председателя этой
Коллегии;
Б) Закон дополнен статьями 621 и 622.
Согласно ст. 621 Кассационная коллегия Верховного Суда РФ состоит из
председателя Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, 12 членов из числа
судей Верховного Суда РФ и утверждается Советом Федерации Федерального
Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении
Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении квалификационной
коллегии судей Верховного Суда РФ.
Рассмотрение дел в Кассационной коллегии Верховного Суда РФ осуществляется судебными составами.
Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда РФ с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.
В ст. 62 2 изложены полномочия Кассационной коллегии.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ:
1) рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции;
2) рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
С изменением в судоустройстве необходимы и определенные изменения в судопроизводстве, в данном случае в институте обжалования судебных постановлений: введение апелляции, преобразование кассационного обжалования.
В своей работе я рассмотрю производство в кассационной инстанции и постараюсь рассмотреть все проблемы, а также все пробелы, связанные с данным производством.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА ОБЖАЛОВАНИЯ
Для правильного понимания и решения важных положений гражданского процесса следует обратиться к изучению вопроса становления и исторического развития форм обжалования судебных постановлений.
История гражданского процесса находится в тесной связи с развитием государства и права. В древние времена суд являлся частным делом. Судебные решения выражали, как правило, личное мнение судей. Стройные системы судебных учреждений отсутствовали. Института обжалования судебных решений не существовало. Например в Древнем Риме многие конфликты решались путем самоуправства и кровной мести.
Римский гражданский процесс отличался тем, что в нем имелись две
стадии производства: процесс in jure и процесс in judicio. Органом суда in
jure в Риме являлся претор, а в муниципиях – муниципальные магистраты.
Органами суда in judicio были, по общему правилу, частные судьи,
назначаемые претором.
Стадия in jure заканчивалась составлением формулы, и спор передавался на решение судьи. Судья, рассмотрев дело, мог отказаться вынести решение и мог разрешить дело по существу. Решение судьи, независимо от того, было ли оно справедливо или нет, и в формулярном процессе, как и в легисакционном не могло быть обжаловано. Сторона могла лишь оспаривать действительность решения, доказывая, что оно по тем или иным причинам ничтожно.
Защиту против решения можно было получить только путем экстраординарных мер со стороны римских магистратов, т.е. административным путем. Так, прежде всего можно было обратиться к трибуну с просьбой приостановить взыскание, кроме того, допускалось обращение к самому претору, который признав жалобу просителя на решение уважительной, мог передать дело другому судье.
В исключительных случаях решение могло быть отменено посредством эдикта претора или вышестоящего магистрата. Основанием для такой отмены считались: угрозы и насилия, под влиянием которых судья решил дело; обман, подлог, подкуп судьи; несовершеннолетие истца, если его неопытность дала возможность противнику выиграть дело; неявка в суд по уважительным причинам и др. Во всех этих случаях за отменой решения мог последовать новый процесс[2].
Формулярный процесс являлся нормальным гражданским процессом не только
в конце республики, но и в течение всего периода существования принципата.
С установлением империи получает развитие – экстраординарный процесс, не
знающий разделения. Характерной чертой судопроизводства по гражданским
делам данного периода является совмещение судебных и административных
функций в руках одного и того же магистрата. Высшим должностным лицом
являлся сам император Римской империи. В силу того, что в его лице были
соединены все роды высшей государственной власти, он имел право вмешиваться
в действия всех должностных лиц, которые находились в подчиненном к нему
положении. Императоры широко использовали указанное право, беря на себя
непосредственное разбирательство дел, которые по тем или иным причинам
привлекли их внимание или о которых просили заинтересованные лица.
Просьбы о таком вмешательстве, о рассмотрении обжалованного решения назывались апелляциями. Именно в этот период система апелляций, т.е. обжалование решений судов определенным должностным лицам, получает широкое распространение. При императоре Августе решения судов могли обжаловаться городскому претору, начальнику преторианцев, а когда дело прошло все инстанции, то допускалась просьба к императору об отмене решения.
Идеи и нормы римского права постепенно проникают в правовые системы европейских государств. Наряду с нормами гражданского права реципируются и нормы гражданского процесса. Например, во Франции понятие апелляции появляется в конце XIV – начале XV в. В это время в парижском парламенте создается четвертая палата – палата жалоб, которая рассматривает жалобы на судебные решения, приговоры и иные дела.
В XVI веке Франциск I установил, что королевский совет должен действовать как ревизионная инстанция над парламентом, чьи решения подлежат пересмотру при нарушении процессуальных форм. Совет короля делился на пять департаментов, судебными делами ведал один из них – совет сторон.
В 1579 г. указом Генриха III было постановлено, что все решения, противоречащие королевским указам, должны быть признаны ничтожными. Данное положение было подтверждено указом Людовика XIV от 1667 г. На основании упомянутых указов совет сторон получил право кассирования тех решений, которые не соответствовали законам королевства, и возвращал такие дела для нового обсуждения в парламент. Ордонанс 1667 г. прямо воспрещает совету сторон рассматривать дела по существу: «Постановления и решения последней инстанции не могут быть отменены под предлогом неверного решения по существу, если нет повода к «почтительной жалобе». Так было положено начало кассации (от французского слова «kasser» - сломать) как одному из способов обжалования судебных решений.
Таким образом, во Франции наряду с понятием апелляции появляется и новый способ обжалования судебных решений – кассация (который был закреплен в ГПК 1806 г.). Задачи кассационного суда ярко сформулировал Наполеон I в речи 15 августа 1801 г.: «Кассационный суд, представляя судебным местам разыскание истины в фактах и толкование условий в договорах, подчиняет эти элементы решения силе закона и не позволяет, чтобы под предлогом справедливости, часто произвольной, судья отступал от предписанных правил и освобождал себя от исполнения воли законодателя. Дозволять судебным местам преступать законы и обходить их исполнение – все равно, что уничтожить законодательную власть. В этом смысле кассационный суд – необходимая опора законодателя. Если точное исполнение закона есть непременное условие для устройства и поддержания порядка в государстве, то в кассационном суде нельзя не видеть учреждения, укрепляющего государственную власть и упрочивающего незыблемость государства».
2. ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ КАССАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА
В разделе III ГПК регламентируется производство дел в кассационной
инстанции. Раздел состоит из двух глав (гл. 34-35), охватывающих 39 статей
(ст. 282-318). В первой из этих глав предусмотрены правила обжалования и
опротестования судебных решений, а во второй содержатся дополнительные
нормы, относящиеся к обжалованию и опротестованию судебных определений.
Указанные процессуальные нормы отличаются от правил производства в суде
первой инстанции, а также от правил пересмотра дел в порядке надзора и по
вновь открывшимся. В связи с этим данные нормы составляют отдельный
институт гражданского процессуального права[3].
Со стороны процессуальных действий кассационное производство
представляет собой стадию гражданского процесса. Данная стадия охватывает
процессуальные действия суда в составе трех членов суда (ч. 3 ст. 6 ГПК), а
также процессуальные действия других участников процесса, которые
направлены на проверку решений и определений суда первой инстанции по
жалобе лиц, участвующих в деле, или протесту прокурора. В отличие от
стадий, в которых пересматриваются постановления, вступившие в законную
силу, кассационная стадия не является экстраординарной (исключительной).
Она обязательна в том смысле, что законом предусмотрен специальный период
после вынесения постановления для возбуждения кассационного производства.
По общему правилу, в течение десяти дней постановление считается не
вступившим в законную силу в может быть обжаловано или опротестовано в
кассационном порядке.
Задачи кассационного производства определены в ст. 294 ГПК посредством установления пределов рассмотрения дела по проверке судебных решений. При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах кассационной жалобы. Он может исследовать новые доказательства и устанавливать новые факты. Вновь представленные доказательства суд исследует, если признает, что они не могли быть предоставлены в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме. В частности, суд независимо от доводов жалобы отменяет решение, если дело рассмотрено незаконным составом суда, в том числе когда дело рассмотрено судьей единолично, в то время как оно подлежало коллегиальному разрешению (п. 4 ст. 306, п. 1 ст. 308 ГПК ), и в других случаях, указанных в ч. 2 ст. 308 ГПК.