Шпоры по гражданскому праву РФ
p> Специфика этих subjов гр.ого права сост. в том, что их имущ-о находится соответственно в гос-ой или муниц-ой собств-ти и принадлежит такому предпр- ю на праве хоз.ого ведения или опер-ого управления (п. 1 Ст. 113 ГК).
Поэтому они являются единственным видом коммерческих юр-их лиц, которые имеют не пр. собств-ти на принадлежащее им имущ-о, а вторичное вещное пр..
Государственные и муниц-ые предпр-я являются унитарными, а их имущ-о неделимо и не м/б распределено по вкладам.

Учредительными документами гос-ых и муниц-ых предпр-й являются реш-е собств-ика (как правило, его представителя в лице конкретного органа гос- ого комитета по управлению гос-ым имущ-ом) и устав, утвержденный указанным лицом. В соотв. с п.2 Ст. 52 ГК в учредительных документах унитарных предпр- й должны быть определены предмет и цели деятельности конкретного юр-ого лица. Это обусловлено тем, что пр.способность гос-ых и муниц-ых предпр-й, в отличие от др. коммерческих организаций, является специальной. Поэтому гос- ые и муниц-ые предпр-я не могут осущ-ть любые виды деятельности, они должны заниматься только такими видами хоз.ования, которые определены им собств- иком в уставе.

Природа гос-ых и муниц-ых предпр-й находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содержать указание на собств-ика их имущ-а.
Другие средства индивидуализации гос-ых и муниц-ых предпр-й не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций.

В отличие от др. предпринимательских юр-их лиц, органы управления гос-ых и муниц-ых предпр-й, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет предпр-е руководитель (генеральный директор, директор), кот. назначается на должность и освобождается от должности собств-иком, либо уполномоченным собств-иком органом и им подотчетен (п.4 Ст. 113 ГК).

Виды: 1. Унитарное предпр-е, основанное на праве хоз.ого ведения. Оно создается по реш-ю уполномоченного на то гос-ого органа (комитета по управлению гос-ым имущ-ом) или органа местного самоуправления (для муниц- ых предпр-й) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли.

2. Унитарное предпр-е, основанное на праве опер-ого управления (фед.ое казенное предпр-е). Пр.вое полож-е унитарного предпр-я, основанного на праве опер-ого управления (фед.ого казенного предпр-я), весьма специфично.
С одной стороны, казенное предпр-е создается для производства продукции
(выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осущ-ет коммерческую деятельность. С др. стороны, оно может осущ-ть свою хоз.ую деятельность за счет бюджетных средств, выделенных фед.ой казной . =>, пр.способность казенного предпр-я занимает промежуточное полож-е м/у пр.способностью коммерческой и некоммерческой организаций, т.е. такое юр-ое лицо м/б условно охарактеризовано, как "предпринимательское учреждение".
19. Пр.вое полож-е хоз.ых товариществ.

Хоз. тов-ва в росс. зак.одат-ве понимаются как дог-рные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деят-ти под общим именем.

Главное действующее лицо любого тов-ва-полный товарищ-несет неограниченную отв-ь по обязат-вам фирмы всем своим имущ-вом. Поэтому в товариществах, в отличие от обществ, учредители, как правило, принимают личное участие в делах предпр-я. По этой же причине лицо может являться полным товарищем лишь в одном товариществе. Круг учредителей обычно гораздо уже, чем в обществах, в силу лично-доверительных отнош-й м/у ними.
Принципиальные полож-я, определяющие возможный состав участников хоз. обществ и тов-в, содержатся в п.4 Ст. 66 ГК.

Формы: 1. Полн. товарищество-Хоз. тов-во, участники которого солидарно несут субсидарную (доп-ую) отв-ь по его обязат-вам всем своим имущ-вом.

2. Товарищество на вере-Хоз. тов-во, состоящее из двух категорий участников: полных товарищей, солидарно несущих субсидарную отв-ь по его обязат-вам своим имущ-вом, и товарищей-вкладчиков, не отвечающих по обязат- вам предпр-я.

Основные права и обязанности в общем виде закреплены Ст. 67 ГК и могут дополняться в учредительных док-тах. Участники имеют пр. управлять делами фирмы в той или иной форме, получать информацию о ее деят-ти, участвовать в распределении прибыли и получать чать имущ-ва, оставшегося после ликвидации предпр-я (т.н. ликвидационный остаток). В то же время они обязаны участвовать в образовании имущ-ва предпр-я и не разглашать конфиденц.
Информацию о его деят-ти. Нормы Ст. 67 ГК имеют императивный хар-р, поэтому лишить участника какого-либо из перечисленных прав или освободить от обязанности невозможно.

Источники пр.вого регулирования. 1. ГК РФ (Ст. 66 п.4-принципиальные полож-я, опред. возможный состав участников; Ст. 83 п. 2-о вкладах)

2. Полож-е об АО утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.12.90 (изм.
92г.)

3. Учредит. дог-р-хоз. тов-ва

4. Уставы, учредит. дог-ры-хоз. общ-ва. (Устав-только у АО)
20. Пр.вое полож-е производственных кооперативов.

Производственный кооператив (артель) - это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, 1-оначальное имущ-о которого складывается из паев членов объединения.

В производственном кооперативе, реш-ее знач-е имеет личное участие его членов в деятельности организации. Но нормы о хоз.ых товариществах сконструированы в основном в расчете на то, чтобы обеспечить полным товарищам возможность непосредственного личного участия в предпринимательской деятельности. В отнош-и же производственных кооперативов, акцент делается на непосредственном трудовом участии, предполагающем включение участника в состав трудового коллектива кооператива. Решение имущ-енных вопросов и управление также обладают значительной спецификой.

Участниками производственного кооператива являются граждане. Наряду с ними участвовать в кооперативе могут и юр-ие лица, если это допускается уставом кооператива или соответствующими зак.ами. Число членов кооператива не м/б < пяти.

Имущество кооператива 1-оначально складывается из паевых взносов его членов, которые не идентичны долям в уставном капитале хоз.ых обществ и товариществ. Права члена в отнош-и кооператива отнюдь не обусловлены величиной его паевого взноса. Так, независимо от величины пая, каждый член кооператива имеет один голос на общем собрании участников (п.4 Ст. 110 ГК).
Распределение прибыли и ликвидационного остатка м/у членами кооператива обычно производится в соотв. с их трудовым участием (п. 4 Ст. 109 ГК). В случае образования неделимых фондов, пай и вовсе перестает соответствовать доле в имущ-е кооператива. При выходе из кооператива его член имеет пр. лишь на выплату ему пая, но никак не выплаты доли во всем имущ-е.

Члены кооператива несут субсидиарную отв-ь по всем его обязат-вам в порядке и размерах, установленных уставом и зак.ом о производственных кооперативах (п. 2 Ст. 107 ГК).

Сис-ма коопер-ых органов сост. из общего собрания его членов (высший орган), наблюдательного совета (образование которого, в отличие от АО, не обязат.о) и исполнительных органов: правления и (или) председателя (Ст. 110
ГК). Обязательным для кооперативов является принцип комплектования его органов только из числа членов.
21. Некоммерческие организации как юр-ие лица.

Некоммерческими называются организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль м/у своими участниками (п.1 Ст. 50 ГК).

Разграничение коммерческих и некоммерческих организаций является слабым местом современного гр.ого зак.-ва. Но проблема кроется не столько в выборе подходящих критериев разгр-я этих видов организаций, сколько в последовательном применении выбранных критериев к тем или иным видам юр-их лиц. Отмеченные зак.одателем признаки некоммерческих организаций вполне обоснованны и в совокупности с соответствующими методами статистического и бухгалтерского учета работоспособны. Вопрос лишь в том, сможет ли зак.одат. построить стройную, внутренне непротиворечивую систему некоммерческих организаций, опираясь на их общее понятие. Пока, к сожалению, сделать это не удается.

Перечень организационно-пр.вых форм некоммерческих юр-их лиц, предусм-ный
Ст. 116-123 ГК, не является исчерпывающим. Он уже существенно расширился за счет множества специальных норматив.ых актов, регулирующих деятельность отдельных видов организаций. Такое зак.одат.ное реш-е представляется весьма плодотворным, хотя и потенциально опасным.
22. Филиалы и представительства юр-ого лица.

Филиалы и представительства - это терр.иально обособленные структурные подразделения юр-их лиц, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций. В принципе и филиалы, и представительства схожи со всеми остальными функциональными элементами организационной структуры юр- ого лица (отделы, цеха и т.п.) с той лишь разницей, что они расположены вне места нахождения юр-ого лица.

Представительства и филиалы выполняют различ.ые функции.
Представительства выступают в гр.ом обороте от имени создавшего их юр-ого лица, т.е. представляют его интересы и обеспечивают их защиту. Предмет деятельности филиалов гораздо шире: они и представляют интересы, и выполняют основные функции (все или часть) юр-ого лица (п.1 и 2 Ст. 55 ГК).
Так, представительство может заключать дог-ры, контролировать их исп-е, заниматься рекламой своей организации. Но вести производственную или иную хоз.ую деятельность, осущ-емую юр-им лицом, вправе только его филиал.
Впрочем, и представительства, и филиалы могут создаваться некоммерческими организациями, что соответствующим образом определит характер деятельности филиала.

Представительства и филиалы не могут иметь прав юр-ого лица и, следовательно, выступать в обороте от своего имени . Их руководители действуют от имени юр-ого лица на осн-и доверенности. Наличие у организации представительств или филиалов влияет на содержание ее учредительных документов, поскольку в них должны быть поименованы все филиалы и представительства. Сами же эти обособленные подразделения действуют на основе утверждаемых юр-им лицом полож-й (как правило, общего вида).
23. Несостоятельность (банкротство) юр-ого лица: понятие, признаки, основы пр.вого регулирования, внесудебные и судебные процедуры.

Ликвидационная процедура в случае несостоятельности (банкротства) юр-ого лица установлена Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве) предпр-й" и радом др. норматив.ых актов.

Под несостоятельностью (банкротством) предпр-я понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязат.ые платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязат-в должника над его имущ-ом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предпр-я является приостановление его текущих платежей, если предпр-е не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступ-я сроков их исп-я. Несостоятельность (банкротство) предпр-я считается имеющей место после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации.

Дела о несостоятельности (банкротстве) предпр-я рассматриваются арбитр. судами по месту нахождения предпр-я-должника, указанному в его учредительных документах. Основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности ( банкротстве) предпр-я является заявление должника или кредитора (кредиторов), а также прокурора. На осн-и заявления должника, кредитора или прокурора судья возбуждает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предпр-я, о чем выносит определение, которое направляется должнику, кредитору (кредиторам) и прокурору, а также трудовому коллективу предпр-я-должника в лице органа, подписавшего коллективный дог-р. На заседание арбитражного суда приглашаются лица, участвующие в деле, в том числе должник, собств-ик предпр-я-должника, орган, уполномоченный управлять гос-ым или муниц-ым имущ-ом, финансовый орган по месту регистрации должника, банк, осущ-ющий расчетное и кредитное обслуживание должника, известные арбитражному суду кредиторы, а также представитель трудового коллектива предпр-я-должника, кот. избирается на общем собрании трудового коллектива. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает соответствующее реш-е: о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства; об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника и требования кредиторов могут быть удовлетворены.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты