Участие прокурора в гражданском процессе
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Юридический факультет
Кафедра гражданского процесса
Тема: Участие прокурора в гражданском процессе
Курсовая работа студента
III курса дневного отделения,
Исмаилов Р.А
Научный руководитель –
Доцент Малешин Д.Я
Дата сдачи курсовой работы: «___»______________2008 год
Дата защиты: «___»______________2008 год
Оценка:________________
Москва, 2008
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………. 4 стр.
Глава I. Участие прокурора в гражданском процессе в
историческом аспекте ………………………………………………………………………………. 6 стр.
1.1 Роль и место прокурора в гражданском процессе ........................................ 10 стр.
Глава II. Формы участия прокурора в гражданском процессе……………………………… 13 стр.
2.1 Вступление в процесс начатый по инициативе других лиц…….. 17 стр.
Заключение…………………………………………………………………………………………. 19 стр.
Библиография………………………………………………………………………….................. 21 стр.
Введение
Почти три столетия отделяют нас от того времени когда, когда Петр1 начал в Российском государстве грандиозные преобразования, в том числе и всей, как мы теперь ее знаем, судебной правоохранительной системы. Если раньше суд в России был непосредственно связан с управлением, то теперь возникла более стройная судебная иерархия: юстиц-коллегия, ведавшая «судными», то есть гражданскими, и «розыскными», или уголовными делами, надворные суды и, наконец, Правительствующий сенат - высшая судебная инстанция, приговоры которого считались окончательными (разумеется, не для монарха). Вслед за судами появились фискальные органы, полиция, а затем, в 1722 году, абсолютно новый для России надзорный орган-прокуратура, возглавляемая ставленником императора - генерал-прокурором.
Возникшие при Петре 1 прокурорские органы, несколько видоизменяясь, существовали два столетия, вплоть до Октябрьской революции 1917 года, когда старый царский аппарат (лишь чуть подкорректированный Временным правительством) полностью был уничтожении заменен новым- советским народным судом, а с 1922 года – прокуратурой.
Органам прокуратуры принадлежит особoе место в всем
механизме гарантий законности. Но до сих пор не утихают дискуссии о задачах
прокуратуры, о ее роли в системе «сдержек и противoвeсов», в
обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
Сложность задач, стоящих перед судами при неясности споров, вызывает
необходимость участия прокуроров в гражданском судопроизводстве с целью
обеспечения прав и законных интересов граждан и государства. Участие прокурора
в судопроизводстве содействует вынесению судами законных и обоснованных
постановлений.
Вопрос о роли прокуратуры в гражданском процессе является злободневным.
Местo
и роль прокуратуры при рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел ощутимо
изменились в ходе проведения судебной реформы.
С 1992 г., когда начинает исполняться концепция судебной реформы в Российской
Федерации, медленно происходит уменьшение прав прокуратуры.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»
(1992 г.) меняет взаимоотношения органов прокуратуры и суда, в том числе и в
области гражданского судопроизводства; в 2000 г. из ГПК РСФСР исключается ст.
12, посвященная прокурорскому надзору в гражданском судопроизводстве. И
наконец, принятие нового ГПК РФ стало заканчивающим этапом изменения такой
функции прокуратуры, как участие в рассмотрении гражданских дел в судах.
В нынешнее время стало ясным, что судебная реформа в некоторых аспектах,
касающихся органов прокуратуры, имела просчеты. В связи с
вступлением в действие с 1 февраля 2003 г. нового ГПК РФ изменилось положение
прокуратуры в гражданском процессе. Причем изменения эти, по моему мнению,
произошли не в лучшую сторону с точки зрения защиты прокурором прав граждан.
Можно сказать ,что гражданин сегодня почти оставлен oдин на один в борьбе с хорошо налаженным бюрократическим аппаратом, недобросовестными работодателями, недобросовестных производителей и т.д.[1] Получение квалифицированной юридической помощи на данный момент возможно лишь для небольшого круга лиц, которые обладают надлежащими финансовыми возможностями.
Глава I
Участие прокурора в гражданском процессе в историческом аспекте
При Петре I Россия бесповоротно обратилась в чиновничье-дворянскую монархию с огромной властью императора. Крушился привычный, утвердившийся на протяжении веков, образ жизни; претерпевали главные изменения все основные государственные структуры, начиная с местных и кончая высшими. Петр I твердой рукой насаждал новые, непривычные для Российского государства органы.
Петр I, принявший в 1721 году титул императора, осознавал, что нужно создавать новое учреждение, которое стояло бы над Правительствующим Сенатом и над всеми госучреждениями. Таким учреждением стала прокуратура. Указ о ней вышел 12 января 1722 года.[2]
Вслед за этим были учреждены прокуроры и при надворных судах.[3]
С учреждением прокуратуры, обер-фискал (с 1723 года - генерал-фискал) был подчинен непосредственно генерал-прокурору. Фактически же фискальная служба оказалась ненужной, но окончательно она была упразднена только при Екатерине 2 в 1775 году)
Прокуратура учреждалаcь в России, в свое время, как орган императорской власти, осуществляющий от ее имени повсместный, постоянный надзор и контроль за Правительствующим Сенатом и других центральных и местных учреждений.
Первым генерал-прокурором стал 18 января 1722 года Павел Иванович Ягужинский. Представляя сенаторам генерал-прокурора, император Петр 1 сказал: « Вот мое око, коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и желания; что он заблагорассудит то вы и делайте; а хотя бы вам показалось, что он поступает противно моим и государственным выгодам, вы однако ж то выполняйте и, уведомив меня о том, ожидайте моего повеления»[4].
С этого времени проходит более трех месяцев, прежде чем появляется указ, четко очерчивающий функции генерал-прокурора и прокуратуры в целом: « О должности генерал –прокурора»(27апреля 1722 года). Русский исследователей В.И.Веретенников нашел пять редакций «Должности». Название самой ранней из известных редакций, найденных среди документов, относящихся к 18-20 января 1722 года, « О генерал-прокуроре, то есть стряпчем от государя и от государства»[5], отличалось от названия окончательной. Первый пункт этой редакции остался практически без изменений. Другие пункты, в последующих редакциях, претерпели существенные изменения. По начальному замыслу Петра I генерал-прокурор должен быть высшим должностным лицом в государственном аппарате, в его руках сосредотачивался бы надзор за правильном и законным ходом управления страной, и прежде, в ее центральных учреждениях, то есть быть как бы «сердцем всего государства». Предполагалось, что генерал-прокурор должен защищать интересы церкви императора, государства и всех граждан, которые не смогут сами защитить свои права.
В последствии Петр I отказался от такой всеобъемлющей функции генерал-прокурорской должности, ограничив ее надзором за деятельностью государственных органов.
Положение первого генерал- прокурора было сложным и довольно неопределенным. Император , человек исключительно деятельный и активный, зачастую сам выполнял обязанности своего генерал-прокурора,есдил в Правительствующий сенат и строго следил за решениями последнего, поэтому Ягужнский вначале играл роль как бы посредника между Петром 1 и Сенатом.
Постепенно Ягужинский и его помощник расширили сферу своей деятельности.Главное внимание они сосредоточили на контороле за повседевной деятельностью Правительствующего Сената. Генерал-прокурор прилагал немало усилий, чтобы навести там элементарный порядок. Видный русский историк В.О.Ключевский как-то писал: «Генерал-прокурор, а не Сенат становился маховым колесом всего управления; не входя в его состав; не имея сенаторского голоса,был , однако,настоящим его президентом,смотрел за порядком его заседаний, возбуждал в нем законодательные вопросы,судил, когда Сенат поступал право или неправо, посредством своих песочных часов руководил его рассуждениями и превращал его в политическое сооружение на песке»[6].