Участие прокурора в гражданском процессе



                                           









                                                                 Заключение

      В связи с вступлением в действие с 1 февраля 2003 г. нового ГПК РФ изменилось положение прокуратуры в гражданском процессе. Причем изменения эти, по моему мнению, произошли не в лучшую сторону с точки зрения защиты прокурором прав граждан.

     Начну с оснований для участия прокурора в гражданском процессе. Ранее действовавшее гражданское процессуальное законодательство позволяло прокурору обратиться в суд за защитой прав любого гражданина, если гражданин попросит об этом прокурора. Теперь же прокурор вправе сделать это только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (п. 1 ст. 45 ГПК РФ). Данное положение существенно ограничивает возможности прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина.

      Далее. До введения в действие ГПК РФ прокурор мог дать заключение по любому делу, если суд удовлетворил ходатайство гражданина о привлечении прокурора в начатый процесс. В соответствии же с п. 3 ст. 45 ГПК РФ прокурор может вступить в начатый процесс для дачи заключения по делу только в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами. Как видим  и здесь возможности защиты прокуратурой прав и свобод человека и гражданина новым Кодексом ограничены.
           Однако исходя из требований ст.ст. 2, 18 Конституции РФ смысл деятельности государственных органов, к числу которых относится и прокуратура, заключается в реализации прав и свобод человека и гражданина. Поэтому участие прокурора в гражданском процессе необходимо связать с обращениями конкретных граждан и общественных организаций по поводу устранения их нарушенных прав. Только в этом случае деятельность прокуратуры будет подчинена решению вышеназванных конституционных задач.

    К отрицательным моментам ГПК РФ следует отнести и отсутствие у прокурора возможности устранить нарушение прав граждан, пропустивших срок для судебной защиты. В соответствии с п. 6 ст. 152 ГПК РФ суд может отказать гражданину в рассмотрении его требований по существу, если им без уважительных причин пропущен срок для судебной защиты. Кодекс лишает и прокурора возможности устранить в судебном порядке нарушение прав и свобод данного гражданина. Подобное ограничение противоречит ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей право на судебную защиту, которое предполагает правовую оценку заявленных гражданином требований независимо от того, когда были нарушены его права. Соответствующие изменения также следует внести в гражданское процессуальное законодательство.
     Новый ГПК также крайне ограничил возможность отмены незаконного решения суда. Согласно п. 2 ст. 376 ГПК РФ судебные постановления теперь могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции лишь в течение 6 месяцев со дня их вступления в законную силу. Причем прокуратура может требовать устранения нарушений прав и свобод граждан только по тем категориям дел, в рассмотрении которых участвовал прокурор. Таким образом, судебное решение, в котором отказано в восстановлении нарушенного права или законного интереса гражданина, по истечении 6 месяцев не может быть отменено.

            Думается, что восстановление нарушенного права способствовало бы введение представителей гражданского общества в состав суда по гражданским делам. Успешная деятельность прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина не может быть обеспечена без соответствующего судебного состава, способного проявить независимость при рассмотрении дел с участием властных структур, поэтому в состав суда по таким делам помимо профессионального судьи следует ввести гражданских судей, рекомендованных общественными организациями. Подобное формирование состава суда соответствует ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, гарантирующей гражданам России участие в отправлении правосудия, в том числе и по гражданским делам.

                                                       Библиография

Литература:

Тараненко В. В. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве не только допустимо, но и необходимо. – Прокурорская и следственная  практика, 1999, с. 131-136.

Шакарян М. С. Субъекты гражданско-процессуального права., 1970. С. 190 -191;

 Аргунов В. Н. Участие прокурора в гражданском процессе, 1991. С. 113

Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Т. 1 ., 1889. С. 23.

Степина Л. Проект ГПК РФ и роль прокурора в гражданском судопроизводстве // Законность. - 2001. - № 7

Похмелкин В. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел - юридический атавизм // Российская юстиция. - 2001. - № 5. - С. 6.

Абрамов Д., Беркович Е. Предъявление прокурором заявлений в интересах неопределенного круга лиц // Российская юстиция. - 200 Неизвестная фемида. Документы,События Люди. 2003. А.Звягинцев., Ю.Орлов 1. - № 9

Муравьев Н.В. Прокурoрский надзор в eгo устройстве и деятельности. 1889. С. 359

В.И. Ленин. Письмо к Курскому. Полное собрание сочинений. том 44 стр 411-412

Объективной истины не существует. Обзор деятельности арбитражных судов в СМИ (10.04.2001 г.) – Наталья Меликова Для Ведомостей 10 апреля 2001 г., Ведомости. #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#" target="_blank">Организация Объединенных Наций утвердила Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 46/119), где, в частности, говорится, что все лица имеют право на психиатрическую помощь, которая является частью системы здравоохранения, образования и социального обслуживания.

    В настоящее время психиатрическая помощь реализуется на основе Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федеральной целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995 – 1997 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 383 от 20 апреля 1995 г. Однако принятие указанных актов не повлекло за собой положительных изменений государственной политики в этой сфере.

    Положение усугубляется отсутствием достаточного государственного финансирования психиатрических учреждений. В большинстве регионов на питание пациента выделяется всего 3-5 рублей в день. Средства массовой информации сообщали, что в г. Владивостоке в конце 1998 года доведенные до отчаяния таким положением больные и медицинский персонал психиатрической больницы пикетировали здание городской администрации. В марте 1999 года из средств массовой информации стало известно об условиях жизни в одном из детских учреждений Московской области, где лечатся дети с психическими расстройствами. У большинства из них был выявлен большой дефицит веса. Девятилетняя девочка весила всего 6,4 килограмма, потеряв за три года свыше 11 килограммов. Власти, за некоторым исключением, на подобную информацию не откликаются. Уполномоченный считает такое антигуманное отношение к людям недопустимым и настаивает на исполнении принятых законов.

    Сегодня число граждан, страдающих психическими расстройствами и состоящих на диспансерном учете, приближается к 4 млн. человек. По информации независимых экспертов, около 4,5 процента детей страдают психическими заболеваниями.

    Основными причинами роста заболеваемости психической патологией являются неблагоприятная социально-экономическая обстановка в стране, социальная незащищенность, безработица, межнациональные и этнические конфликты, вынужденная внутренняя и внешняя миграция и другие факторы, которые способствуют развитию стрессовых и непсихотических состояний. Помимо этого, имеет место несогласованность решений и действий органов исполнительной власти федерального и регионального уровней в области психопрофилактики и психогигиены. Ситуация усугубляется недостаточным количеством специалистов-психологов, социальных работников, неэффективностью существующей социально-психологической службы, призванной предупреждать эмоционально-стрессовые расстройства.

    В нарушение законодательства, в должной мере не обеспечивается информационно-психологическая безопасность населения. В средствах массовой информации продолжается реклама алкогольных напитков, скрытая пропаганда жестокости и насилия.

    Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации получено несколько десятков обращений и жалоб от граждан, страдающих психическими расстройствами. В основном жалобы касаются незаконного помещения в психиатрический стационар, применения методов лечения, разрушающих здоровье пациентов, произвола врачей и младшего медицинского персонала. В обращениях содержатся просьбы о содействии в проведении независимой психиатрической экспертизы. Ряд жалоб связан с вопросами пересмотра диагноза психического заболевания и снятия с диспансерного наблюдения, восстановления в дееспособности граждан, признанных недееспособными по решению суда. Расширение механизма судебной защиты прав граждан повлекло за собой увеличение количества дел, возбуждаемых в рамках гражданского судопроизводства по жалобам граждан на действия работников, принимавших участие в оказании психиатрической помощи, а также по поводу применения тех или иных видов психиатрической помощи без согласия больных.

    Так, Уполномоченным была принята к рассмотрению жалоба гражданки С. (вх. № С-32) на необоснованное применение принудительных мер медицинского характера в отношении гражданина Б. Он был направлен по определению Пресненского межмуниципального (районного) суда г. Москвы в психиатрическую больницу специализированного типа с интенсивным наблюдением, в связи с совершением им в состоянии невменяемости общественно опасных деяний, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 213 УК РФ ("Хулиганство"). В ходе изучения материалов данного уголовного дела были выявлены нарушения, допущенные как органами дознания и предварительного следствия, так и судом. Председателю Верховного Суда Российской Федерации направлено ходатайство об истребовании уголовного дела для решения вопроса о принесении протеста на определение суда.

    Жалобы поступают не только от лиц, к которым, по их мнению, необоснованно были применены меры медицинского характера, но и от их родственников и адвокатов. Так, в жалобах гражданина П. и его матери гражданки Б. (вх. № П-888) указывалось на факты жестокого обращения с П. в психиатрической больнице, находящейся в поселке Прибрежный Калининградской области. После обращения Уполномоченного к прокурору Калининградской области начата проверка данных фактов.

    Анализ итогов рассмотрения жалоб и обращений граждан, страдающих психическими расстройствами, свидетельствует как о необходимости совершенствования Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", так и о значительных недостатках в его реализации.

    Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" вобрал в себя мировые стандарты оказания психиатрической помощи. Однако этот закон остался практически неизвестным не только большинству населения страны, но и медицинским организациям непсихиатрического профиля. Его основополагающая правовая идея – равноправие лиц с психическими расстройствами со всеми остальными гражданами – не реализована. В закон целесообразно внести изменения и дополнения. В первую очередь, необходимо решить ряд проблем, касающихся механизма госпитализации психически больных людей. Следует изменить порядок принудительной госпитализации тех больных, кто опасен для окружающих, а также определить критерии опасности человека для общества.

    Отсутствие финансовых средств и ведомственная разобщенность осложнили создание предусмотренной законом службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах. К Уполномоченному поступило обращение Постоянной палаты по правам человека Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации с предложением создать такую службу в качестве подразделения аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

    Эта идея заслуживает внимания, однако, нуждается в предварительной проработке с участием заинтересованных государственных органов и общественных организаций, а также требует внесения дополнений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". В составе экспертного совета при Уполномоченном работает секция по проблемам здравоохранения, одним из направлений деятельности которой является защита прав лиц, страдающих психическими расстройствами.

    В 1999 году Уполномоченный представил специальный доклад "О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами", в котором предложил разработать и принять ряд мер по улучшению финансирования учреждений, оказывающих помощь гражданам, страдающим психическими расстройствами; укреплению материально-технической базы психиатрической службы; совершенствованию законодательной базы, правоприменительной практики и преодолению ведомственной разобщенности; воссозданию системы реабилитации и реадаптации названной категории лиц; увеличению численности и повышению качества подготовки кадров для работы в психиатрических учреждениях; дальнейшему развитию службы скорой психиатрической помощи, а также суицидологической и логопедической служб; усилению государственного и общественного контроля за соблюдением прав граждан, нуждающихся в психиатрической и психотерапевтической помощи.

    Уполномоченный убежден в необходимости осуществления комплексных мер по дальнейшему развитию психиатрической помощи населению Российской Федерации. Психические расстройства часто можно предупредить или облегчить без помещения больных в лечебные учреждения. Для этого необходимы подготовка и поддержка семьи профессиональными работниками, совершенствование службы скорой психиатрической помощи, а также социальное обслуживание, дневной уход, меры, направленные на предотвращение социальной изоляции.

    В целях усиления внимания к психическому здоровью населения страны Правительству Российской Федерации необходимо рассмотреть вопрос о принятии срочных мер по профилактике заболеваемости, инвалидности и преступности среди лиц, страдающих психическими расстройствами, а также пролонгировать до 2001 года выполнение Федеральной целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995 – 1997 годы)", обеспечив ее финансирование.



[1] Тараненко В. В. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве не только допустимо, но и необходимо. – Прокурорская и следственная  практика. М., 1999, с. 131-136.

[2] Приложение  1

[3] Приложение  2

[4] Неизвестная фемида. Документы,События Люди. -М. 2003. А.Звягинцев., Ю.Орлов

[5]Неизвестная фемида. Документы,События Люди. -М. 2003. А.Звягинцев., Ю.Орлов

[6]   Библиотека хроноса. В.Ключевский Курс русской истории. Лекция  LXVII   #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] История возникновения и развития российской прокуратуры  #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] Муравьев Н.В. Прокурoрский надзор в eгo устройстве и деятельности. 1889. С. 359


[9] Судебные уставы с изложением рассуждений, на коих они основаны. СПб.: Издание государственной канцелярии, 1864.    #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] Декрете о суде № 1 от 24 ноября 1917 года .   Консультант плюс.   Приложение 3

[11]В.И. Ленин. Письмо к Курскому. Полное собрание сочинений. том 44 стр 411-412

[12]  Постановление ЦИК и СНК СССР «Об учреждении Прокуратуры СССР» от 20 июля 1933 г. (Советская прокуратура. Сб. документов. М., 1981. с. 103).

[13] Объективной истины не существует. Обзор деятельности арбитражных судов в СМИ (10.04.2001 г.) – Наталья Меликова Для Ведомостей 10 апреля 2001 г., Ведомости. #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] Приложение 4. Доклад уполномоченного по правам человека 1999 год  #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] Подп. 9 п. 1. ст. 333.36 НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ часть 2

[16] Ст 56 ГПК РФ

[17]П.3  Ст 190 ГПК РФ

[18] 112 ГПК РФ

[19] Приказ Генерального прокурора РФ № 51 от 02 декабря 2003 г. «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ»

[20] Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Т. 1 ., 1889. С. 23.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты