Недопустимо принесение одной надзорной жалобы или представления прокурора на решения по двум и более гражданским делам, независимо от их взаимной связанности. Такие дела возвращаются для надлежащего оформления.
Ст.377 ГПК РФ определяет порядок подачи надзорной жалобы или
представления прокурора. Верховный Суд РФ имеет в своем составе две судебно-
надзорные инстанции: Судебную коллегию и Президиум. Пленум Верховного Суда
РФ не имеет права на рассмотрение гражданских дел. Краевые, областные суды
имеют один судебно-надзорный орган - Президиум. Каждый из судебно-надзорных
органов имеет свою четко определенную компетенцию.
Надзорная жалоба или представление прокурора подается непосредственно в суд надзорной инстанции (ч.1 ст.377 ГПК РФ). Надзорная жалоба или представление прокурора подается[6]:
1) на вступившие в законную силу решения и определения верховных
судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального
значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими
по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом
кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде Российской
Федерации; на кассационные определения верховных судов республик, краевых,
областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной
области, судов автономных округов; на апелляционные решения и определения
районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и
определения районных судов и мировых судей - соответственно в президиум
верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города
федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;
2) на кассационные определения окружных (флотских) военных судов; на
вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов
- в президиум окружного (флотского) военного суда;
3) на определения президиумов верховных судов республик, краевых,
областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной
области, судов автономных округов; на вступившие в законную силу решения и
определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов
городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных
округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и
определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде
Российской Федерации; на кассационные определения верховных судов
республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения,
суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в
законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой
инстанции, если жалобы на указанные решения и определения были оставлены
без удовлетворения президиумами соответственно верховных судов республик,
краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда
автономной области, судов автономных округов, - в Судебную коллегию по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
4) на определения президиумов окружных (флотских) военных судов; на
вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских)
военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и
определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде
Российской Федерации; на кассационные определения окружных (флотских)
военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения
гарнизонных военных судов, если жалобы на указанные судебные постановления
были оставлены без удовлетворения президиумом окружного (флотского)
военного суда, - в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации;
5) на вступившие в законную силу решения и определения Верховного
Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции; на определения
Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации; на определения
Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной
коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном
порядке, - в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.
Жалобы, представления прокурора на определения Судебной коллегии по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии
Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в надзорном порядке,
подаются в Президиум Верховного Суда Российской Федерации при условии, что
такие определения нарушают единство судебной практики (ч.3 ст.377 ГПК РФ).
С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений судов в Российской Федерации, согласно ч.4 ст.377 ГПК РФ, вправе обращаться:
1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители - в любой суд надзорной инстанции;
2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.
Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные в соответствии подсудностью (ст.377 ГПК РФ), по поручению председателя или заместителя председателя соответствующего суда передается на рассмотрение судьи данного суда (ст.379 ГПК РФ). ГПК РФ не определяет срока, в течение которого председатель суда или его заместитель должны передать жалобу, представление на рассмотрение судьи.
Надзорная жалоба или представление прокурора возвращается судьей без рассмотрения по существу в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции (ст.380 ГПК РФ) в случае, если: жалоба или представление не отвечает требованиям, предусмотренным ст.378 ГПК РФ; жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции; пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора; до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве; жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности.
Возвращение жалобы, представления не препятствует повторному обращению в суд.
Необходимость отзыва жалобы, протеста может быть обусловлена различными мотивами. Как правило, жалоба, представление отзывается в связи с поступлением дополнительных материалов, подтверждающих законность и обоснованность вынесенного по делу решения. Могут быть отозваны до начала рассмотрения дела судом надзорной инстанции. В ходе рассмотрения дела жалоба, представление не могут быть ни отозваны, ни изменены. Заявление об отзыве подается в письменной форме и приобщается к материалам дела. Суд надзорной инстанции не наделен правом осуществлять контроль за правомерностью действий по отзыву жалобы, представления. Отозванные в установленном порядке они не подлежат рассмотрению в суде.
В том случае если жалоба не возвращена, судья рассматривает жалобу по существу и предварительно определяет, имеются ли сомнения в законности судебного постановления. По результатам рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение об[7]:
1) истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления;
2) отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления.
У прокуроров субъектов Российской Федерации, их заместителей и приравненных к ним прокуроров военных и других специализированных прокуратур, Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей отсутствует право истребования дела из суда, в связи с чем участвующим в деле прокурорам необходимо принимать меры к формированию наблюдательных производств, в которых помимо подробных заключений должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов (исковое заявление, отзыв, копии правоустанавливающих документов, копии либо заверенные выписки протокола судебного заседания, апелляционные, кассационные и надзорные жалобы, представления прокурора и отзывы на них и т.д.). Именно эти материалы могут являться в дальнейшем основанием для принятия решения соответствующим прокурором о направлении представления в порядке надзора в соответствующую судебную инстанцию[8].
Согласно п.3 ст.181 НПК РФ в определении суда об отказе в истребовании дела излагаются мотивы, и оно направляется лицу, подавшему надзорную жалобу, или прокурору, принесшему представление. В определении суда должны быть указаны:
1) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;
2) время и место вынесения определения;
3) дело, по которому вынесено определение;
4) наименование лица, подавшего жалобу или представление;
5) основание для отказа в истребовании дела.
В случае отказа в истребовании дела жалоба или представление прокурора, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции (ч.5 ст.181 ГПК РФ).
Однако если судья отказывает в истребовании дела, Председатель
верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города
федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа,
окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда
Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением
судьи об отказе в истребовании дела. В этом случае председатель
соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда
Российской Федерации выносит свое определение об истребовании дела (п.6
ст.381 ГПК РФ). Заявитель вправе обратиться с просьбой к указанным лицам.
Сроки рассмотрения надзорной жалобы, представления прокурора и
разрешения вопроса об истребовании или отказе в истребовании дела не могут
превышать одного месяца – в судах надзорной инстанции, за исключением
Верховного суда РФ, где жалоба, представление рассматриваются в срок до
двух месяцев (ч.1 ст.181 ГПК РФ). Эти сроки должны исчисляться с момента
поступления жалобы, представления в суд надзорной инстанции.
Определение об истребовании дела должно удовлетворять требованиям, предусмотренным ч.3 ст.181 ГПК РФ, в нем указывается:
1) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;
2) время и место вынесения определения;
3) дело, по которому вынесено определение;
4) наименование лица, подавшего жалобу или представление;
5) основание для отказа в истребовании дела.
Определение направляется в соответствующий суд.
В случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве (ч.4 ст.181 ГПК РФ).
Приостановить исполнение решений вправе только судья. Речь идет о приостановлении исполнения вступивших в законную силу судебных решений. Не вступившее в законную силу решение суда по общему правилу не может быть исполнено, на него не может быть принесены жалоба, представление в порядке надзора, а следовательно, исполнение судебного решения не может быть приостановлено. Не может быть приостановлено исполнение решения, если оно обращено судом к немедленному исполнению (о восстановлении на работе, о взыскании алиментов и др.). Приостановить исполнение решения суда возможно только в том случае, если оно не было исполнено. О приостановлении исполнения вступившего в законную силу решения судья выносит распоряжение, которое направляется в суд по месту исполнения решения. О приостановлении исполнения решения сообщается всем заинтересованным лицам. Судья может приостановить исполнение решения до окончания производства в порядке надзора. При отсутствии оснований отменяет приостановление, о чем сообщает заинтересованным лицам.