К. Маркс имеет в виду не то, что услуга не является товаром, напротив, он указывает, что она «не есть пригодный для продажи» товар, товар особого рода. И это не удивительно. Рассматривая товар как продукт труда, специально произведённый для продажи, К. Маркс не мог с тех же позиций подойти к определению товарного характера нематериальный услуг.
Различие между вещами и услугами заключается в том, на удовлетворение
какого интереса направлена деятельность производителя этого продукта.
Исходным пунктом движения любого вида труда является потребность в нём,
реализуемая в способности этого конкретного вида труда удовлетворить ту или
иную потребность человека. Возникает и реализуется эта потребность по-
разному, что и находит отражение в различных экономических формах труда,
удовлетворяющих потребности человека неодинаковыми способами.[15]
Товар производится обезличенно, услуга же всегда имеет непосредственно
индивидуальное назначение, она направлена на удовлетворение потребности
конкретного гражданина ( индивидуального заказчика, а производство товаров
( на удовлетворение потребностей всего общества посредством какого-то
гражданина. Общественная потребность в производстве тех или иных товаров
складывается под воздействием большого количества факторов: естественных
потребностей человека в жилье, пище, одежде; процесса разделения труда,
исторического опыта развития, уровня развития производительных сил,
целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций,
направлений моды и т.п. Индивидуальная же потребность конкретного
гражданина выражается в заказе, который и предопределяет обмен труда
исполнителя на деньги.[16]
Таким образом, особенность услуги как товара заключается в том, что её производству обязательно предшествует заказ индивидуального конкретного потребителя, процесс оказания услуги неотделим от производителя услуги, потребление услуги совпадает с процессом её производства.
Сказанное позволяет сделать вывод, что услуга является элементом имущественного отношения, поскольку, как и вещь, представляет собой определённую форму продукта труда и обладает всеми свойствами товара.
В предшествовавшем изложении категория «услуга» рассматривалась как единство процесса и продукта труда. Однако категории экономической науки являются отражением общественных отношений[17], т.е. в экономической категории должны отражаться отношения между людьми. В этом смысле услуга как политико-экономическая категория «отражает отношения по поводу использования людьми потребительной стоимости труда, по поводу непосредственного воздействия этого труда на человека».[18] Структура указанного общественного отношения выглядит следующим образом: субъектами отношений выступают, с одной стороны, лицо, которому услуга оказывается, с другой, лицо, оказывающее услугу. Содержанием общественного отношения является деятельность людей ( процесс оказания услуги, который обозначается термином «обслуживание». Объектом отношения ( продуктом, по поводу которого складывается общественное отношение, является услуга как «экономическая форма труда, который потребляется в качестве деятельности».[19]
Наиболее общие и существенные свойства экономического отношения услуги
отражаются в понятии услуги как единство процесса и продукта труда.
Субъекты же присущи любому общественному отношению и не в них заключаются
наиболее общие и специфические свойства такого явления как услуга. Поэтому
под экономической категорией услуги мы будем понимать услугу как единство
процесса и продукта труда (т.е. все явления услуги в целом), помня, что
явление услуги существует лишь в отношениях между людьми, и что люди (
субъекты отношения ( суть элементы экономического отношения услуги.
В зависимости от формы продукта труда К. Маркс различал два рода услуг: материальные и нематериальные.
Материальной является услуга, при производстве которой труд, потребляемый в качестве деятельности, одновременно материализуется в своём предмете, т.е. при производстве этой услуги создаётся новая вещь. Если же труд не материализуется в своём предмете, а производит в нём или с ним материальные изменения иным способом, мы также имеем дело с материальными услугами, но иного рода.[20] К ним можно отнести деятельность транспорта, работы по восстановлению потребительной стоимости (ремонт, химчистка, стирка и т.п.).
Кроме того, особенностью материальных услуг первого вида является то, что деятельность лица, оказывающего услугу и создающего новую вещь, направлена на предметы природы. Материальные услуги второго рода могут быть направлены как на изменение предметов природы, существующих вещей, так и на самого человека (личные услуги). Указанная особенность обусловливает и различия в форме продуктов труда. Так, продукт услуги, которая направлена на изменение объектов природы, производя в них или с ними материальные изменения, выражается в овеществлённой форме. Подобные материальные изменения отражаются на меновой стоимости ( она возрастает на сумму, равную стоимости оказанной услуги.
Продукт же личных материальных услуг может быть материализован лишь в самом человеке. Однако, хотя отрицать такую материализацию, с точки зрения философии, нельзя, любые изменения, которые происходят с человеком при оказании таких услуг, не могут получить овеществлённого выражения и, конечно, не происходит сложение меновых стоимостей, как это имеет место, например, в транспортной деятельности. То, что объектом воздействия услуги выступает сам человек, сближает личные материальные услуги и услуги, продукты которых существуют лишь в физической форме труда ( нематериальные услуги. Различие между этими видами услуг подмечено К. Марксом, который указывал, что по самой «экономической природе услуги её результат не может быть гарантирован исполнителем услуги».[21]
Следовательно, особенность продукта личных материальных услуг заключается в том, что, получая специфическое материальное выражение в личности человека, предполагаемый результат всегда может быть гарантирован исполнителем услуги. К личным материальным услугам следует отнести перевозку пассажиров, услуги парикмахерских и некоторые иные виды услуг.
Нематериальная услуга представляет собой единство процесса и продукта труда, которое обусловлено тем, что продукт нематериальной услуги существует лишь в физической форме продукта труда, оказывающего услугу. В отличие от материальных услуг, продукты нематериальных услуг не воплощаются в какой-либо вещественной форме. Материальная же услуга подобного рода единством процесса и продукта труда не обладает, ибо процесс создания материальной услуги имеет физическую форму труда, а продукт материальной услуги существует в овеществлённой форме.
Среди нематериальных услуг можно выделить личные услуги и услуги,
направленные на изменение общественных отношений.[22] К первой группе
относят все услуги по совершенствованию и восстановлению качеств личности
(услуги системы образования, культуры, здравоохранения и других учреждений
социально-культурного и просветительского характера). Ко второй группе (
услуги финансово-кредитных учреждений, органов государственного управления,
охраны общественного порядка, обороны и т.п.[23] Различия в форме продуктов
нематериальных услуг настолько незначительны, что позволяют говорить о
единстве формы продуктов нематериальных услуг.
Классификация услуг, в основу которой положены различия в форме продуктов труда, служит отражением дифференциации услуг в зависимости от предмета приложения труда. По этому признаку (объекту их приложения) все услуги могут быть дифференцированы на три группы:
( услуги, направленные на изменение объектов природы, вещей;
( услуги, направленные на самого человека;
( услуги, направленные на изменение общественных отношений.
Соотношение этих двух классификаций показано на схеме:
МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Первого рода Второго рода
Направленные на Направленные на
Направленные на изменение объектов самого человека
изменение общес- природы, вещей твенных отношений
Таким образом, услуга как экономическая категория представляет собой
единство процесса и продукта труда, характеризующееся совпадением процесса
создания и потребления услуги (материальные услуги), а также единством
физической формы процесса и продукта труда по созданию услуги
(нематериальные услуги).
Услуга как правовая категория
Общественные, в том числе экономические, отношения в классовом обществе подвергаются правовому регулированию. Устанавливая дозволения, предписания и запреты, наделяя субъектов общественных отношений субъективными правами и обязанностями, право придаёт развитию указанных отношений определённую направленность. Общественное отношение, выступающее предметом правового регулирования, ( единичное отношение с волевой направленностью его субъектов.
Воздействие права на общественное отношение заключается в придании ему
(общественному отношению) правовой формы, в результате чего общественное
отношение становится правоотношением. При этом, однако, общественное
отношение не меняет своего содержания.
В литературе наиболее распространена точка зрения, согласно которой правоотношение представляет собой урегулированное нормой права общественное отношение.[24] При этом общественное отношение образует содержание того явления, которое облекается в правовую форму. Согласно этой позиции соотношение формы и содержания должно быть таково, чтобы в определённую форму облекалось бы всё содержание соответствующего явления. Поскольку явление есть единство формы и содержания, необходимо, чтобы форма пронизывала всю ткань данного явления.[25] В этом и состоит существенный недостаток данной точки зрения.
На самом деле правовая форма придаётся не всему общественному отношению, не элементам общественного отношения в целом, а лишь отдельным, наиболее значимым моментам элементов общественного отношения.
Объектом общественного отношения может выступать любой результат
деятельности людей, а в ряде случаев и сама деятельность, т.е. всё то, что
может удовлетворять потребности человека. В результате правового
урегулирования фактическое волевое общественное отношение выступает в
правовой форме, а его объект в качестве объекта правоотношения. Юридическое
содержание правоотношения образуют права и обязанности субъектов. Основа же
его, субстанция ( субъекты, их поведение и объект ( дана самим общественным
отношением.[26] Право не может воздействовать на материальные и духовные
блага непосредственно. Но, регулируя поведение людей по поводу какого-либо
объекта, необходимо учитывать определённые качества объектов. Так, цена
вещей, возможность или невозможность их многократного использования,
общественная значимость (земля, леса, недра, воды…), общественная опасность
(яды, наркотики, оружие) и многие другие признаки, будучи закреплёнными в
законе, обусловливают поведение субъектов. Ведь объектом правоотношения
может выступать не всякий предмет реальной действительности, а лишь такой,
взаимодействие субъектов с которым, в силу особых свойств этого предмета
небезразлично государству, а поэтому регулируется им, в результате чего и
реализуется не как простое общественное отношение, а в форме правового
отношения.[27] Такой предмет может одновременно выступать в качестве
объекта различных общественных отношений как правовых, так и неправовых.
Здесь всё зависит от того, как происходит взаимодействие, с какой стороны
предмета взаимодействуют субъекты.[28] Иначе говоря, именно та сторона
явления, выступающего объектом общественного отношения, которая
непосредственно направлена на удовлетворение выраженной потребности
человека, и выступает объектом правового отношения. Выделение той или
другой стороны предмета осуществляется путём обособления различных
признаков, характеризующих предмет в общественном отношении, т.е. это в
известном смысле социальные характеристики вещей. Совокупность таких
признаков, т.е. определённая сторона явления, будучи закреплённой в законе,
и представляет собой объект правоотношения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10