Однако некоторые услуги (медицинские, юридические) в отличие от производства вещественных продуктов, не сопровождаются предоставлением каких-либо гарантий. Неосязаемость таких услуг нередко и после их поручения, создаёт проблему доверия потребителя производителю услуг. Риск покупателя в сделках купли-продажи услуг существенно выше, чем при продаже товаров, и оценить его сложнее. Определение и изменение качества услуг, как правило, затруднено.
Услуга не существует до её предоставления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуги до её получения. Сравнивать можно только выгоды ожидаемые и получаемые. Требования потребителя профессиональных услуг могут быть завышенными. Получая услугу, он рассчитывает на такой результат, который порой недостижим или достижим частично. Такие неподтвердившиеся ожидания часто оборачиваются стремлением вернуть внесённую плату за оказанную услугу, порождают необоснованные претензии.
В конечном счёте, оказанная услуга обеспечивается вложенным профессиональным трудом, направленным на определённый результат с намерением его достичь.
Профессиональная услуга ( это сделка, фактическая завершённость которой овеществлена вложенным трудом. Потребитель получает то, что предоставляет, может и должен предоставить для его блага производитель профессиональных услуг по условиям сделки. И поскольку сам результат находится за пределами сделки, то справедливо ожидать от производителя профессиональных услуг, чтобы по её условиям, согласно ст. 401 ГК, он принял все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательства.
Проблемой является установление того, на что рассчитывает потребитель профессиональных услуг, что должен был осуществить их производитель, как он поступил, чего достиг по сравнению с тем, чего должен был достигнуть, как отразились на потребителе профессиональных услуг, посягнули на его права и законные интересы действия их производителя и в чём это выразилось.
Результат, невзирая на завершённость профессиональной услуги, может быть полным и неполным, или отсутствовать вовсе. Возможны ситуации, когда предприняты ненадлежащие профессиональные действия, осуществлены не должным образом, не в должном объёме, либо не в должный срок, и с не должным результатом, ( тогда такая услуга (бесполезная или некачественная) является ненадлежащей и, следовательно, оспоримой.
Предоставление ненадлежащей и непредоставление надлежащей услуги, как правило, влечёт за собой прямой материальный ущерб для потребителя. Убытки требуют компенсации, и потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги и соответствующего уменьшения расходов, понесённых им оп устранению недостатков оказанной услуги своими силами и третьими лицами, полного возмещения убытков, причинённых ему в связи с недостатками оказанной услуги.
Ненаступление ожидаемого потребителем результата не является непременным свидетельством допущенного при оказании услуги недостатка, а, следовательно, не подлежит обязательному возмещению материальный ущерб, убытки. Результат услуги ( категория договорная, и в отношении его наступления при соблюдении сторонами ряда существенных условий достигается предшествующее началу оказания услуги соглашение. В содержание такого соглашения всегда включается обязательность надлежащего исполнения услуги, но не всегда ( обязательность наступления ожидаемого результата, если он зависит от каких-либо условий благоприятствования, недоступных точному прогнозированию.
Непредоставление надлежащей информации по существу оказываемой услуги обременяет ответственность хозяйствующего субъекта как по договорным обязательствам, так и по обязательствам из причинения вреда. Если предоставленная информация была усвоена потребителем надлежащим образом, но впоследствии обнаружилась её недостаточность для принятия полноценного решения, то подобная неинформированность является существенным недостатком услуги, и поэтому предполагает возмещение убытков в соответствии с действующим законодательством. И наоборот, если добросовестно предоставленная информация была несоответствующим образом произвольно истолкована потребителем, то вина производителя услуг отсутствует.
Изъян информированности сделки по оказанию услуг по оказанию услуг
делает её недействительной по основаниям порока воли. Несоответствие
волеизъявления подлинной воле относится к сделкам, совершённым под влиянием
заблуждения, которое имеет существенное значение. Имеется в виду
заблуждение относительно природы сделки или таких качеств её предмета,
которые значительно снижают возможность его использования по назначению.
Заблуждение в мотивах сделки не имеет существенного значения. Последствием
такого рода сделки служит двусторонняя реституция (ст. 167 ГК). Но по
сделке, содержанием которой является услуга, если она выполнена и
завершена, возвратить её обратно производителю невозможно. Здесь возможен
такой механизм: если будет доказана вина ответчика в заблуждении, истец
вправе требовать от ответчика возмещения ему реального ущерба, если же это
не удалось установить, закон принимает сторону ответчика (ст. 178 ГК).
Соответственно признав сделку недействительной, суд возлагает на истца обязанность возместить ответчику причинённый реальный ущерб даже в случае, когда заблуждение возникло по не зависящим от истца обстоятельствам.
ГК РФ уделяет услугам как самостоятельному объекту гражданского права
значительное место. Возмездным началам оказания услуг посвящена глава 39
ГК. Правовое регулирование возмездного оказания услуг помимо специальных
норм главы 39 ГК осуществляют также обязательные нормы кодекса о подряде, о
бытовом подряде, если это не противоречит нормам названной главы или
положениям договора об услуге (ст. 783 ГК).
Следует отметить, что ГК регулирует совсем немногие проблемы возмездного оказания услуг (оплата услуг и условия одностороннего отказа от исполнения договора). Другие условия договора возмездного оказания услуг определяется в соответствии с правилами ГК о подряде, а по иным договорам о безвозмездных услугах ( положениями этих договоров (перевозки, жилищно- коммунальных услуг и т.д.).
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по
заданию заказчика оказать услуги (совершение определённого действия или
осуществление определённой деятельности), а заказчик обязуется оплатить эти
услуги (ст. 799 ГК). По некоторым признакам этот договор схож с другими,
например с договором подряда, по которому исполнитель (подрядчик) также
обязуется за плату выполнить определённую работу по заданию заказчика.
Однако здесь результат работы должен иметь материальную форму. От договора
поручения договор возмездного оказания услуг отличается тем, что при первом
исполнитель (поверенный) действует не самостоятельно, а от имени и за счёт
заказчика (доверителя) и совершает юридические действия, в результате
которых права и обязанности возникают у последнего.
В отличие от договоров купли-продажи и подряда, имеющих специальное регулирование отношений с участием гражданина-потребителя, договор возмездного оказания услуг является по субъектному составу отсылочным и общим положением о том же подряде (ст. 783 ГК).
Сроки и порядок оплаты услуг определяются договором оказания
возмездной услуги (ст. 781 ГК). В случае невозможности исполнения по вине
заказчика услуга подлежит оплате в полном объёме, если иное не
предусмотрено законом или договором. Если же обе стороны не несут
ответственности за невозможность исполнения договора, заказчик возмещает
исполнителю фактически понесённые им расходы, если иное не предусмотрено
законом или договором. Заметим, что для сторон существуют принципиально
разные условия освобождения от ответственности: если для заказчика
(потребителя) это отсутствие вины, то для исполнителя ( это только действие
непреодолимой силы.
Односторонний отказ от исполнения договора оказания возмездной услуги допускается лишь в случаях, предусмотренных законом (ст. 782 ГК). Заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов, а исполнитель ( при условии полного возмещения заказчику убытков.
Потребитель услуги может также расторгнуть договор и без
предусмотренных законом оснований в любое время. При этом он должен
уплатить исполнителю часть цены, пропорциональную части выполненной работы
(оказанной услуги), до получения извещения о расторжении договора, а также
возместить исполнителю убытки, причинённые его расторжением в пределах
разницы между частью цены, выплачиваемой за выполненную работу, и ценой
всей выполненной работы (ст. 32 Закона о защите прав потребителей).
Согласно ст. 450 ГК, изменение или расторжение рассматриваемого договора допустимо по соглашению сторон, по требованию одной из сторон при существенном нарушении условий договора другой, в иных случаях, предусмотренных законом или договором. Односторонний отказ от исполнения договора (полностью или частично), когда он допустим, считается изменением или расторжением договора соответственно.
Контрагент рассматриваемого договора вправе его расторгнуть по указанному выше основанию, направив извещение об этом другой стороне. В этом случае договор считается расторгнутым с момента получения стороной извещения. Наконец, договор может быть изменён в судебном порядке по требованию заинтересованной стороны.
ПОНЯТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ
В СОВЕТСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
СУБЪЕКТЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ
Участниками обязательственных отношений по оказанию услуг выступают услугополучатель (кредитор) и услугодатель (должник). Экономические отношения по оказанию услуг могут складываться между гражданами, между гражданами и юридическими лицами, а также между организациями.
Запрещается гражданам, организация зрелищных мероприятий, что позволяет утверждать, что оказание услуг эстетического характера гражданами запрещено, поскольку оно не может быть осуществлено без организации зрелищных мероприятий.
Для осуществления услуг связи необходимо наличие определённой техники, каналов связи, которые не могут находиться в собственности или владении граждан. Следовательно, оказание услуг связи также не может осуществляться гражданином.
Посреднические услуги в соответствии с гражданским законодательством могут осуществляться гражданином. Оказание информационных услуг не противоречит общим началам гражданского законодательства и в тех случаях, когда для оказания информационных услуг не требуется обладание специальной техникой и распространение информации не содержит государственную или служебную тайну, информационные услуги могут оказывать и граждане.
Нельзя согласиться и с выводом о политико-правовом характере
деятельности лиц, оказывающих юридические услуги. Политико-правовой
характер свойствен лишь такой деятельности, которая осуществляется от имени
и в интересах всего общества, например, правотворчество, отправление
правосудия, надзор за законностью и т.д. Оказание же услуг гражданам и
организациям, хотя и носит правовой характер, связано с удовлетворением их
социально-экономических и иных личных потребностей. Деятельность
гражданина, оказывающего юридические услуги осуществляется не в интересах
всего общества, а в интересах конкретного гражданина или организации.
Помощь в реализации и защите каких-либо субъективных прав, принадлежащих
другим гражданам либо организациям, едва ли можно рассматривать как
деятельность, носящую политико-правовой характер.
Таким образом, гражданин не может выступать в качестве услугодателя только в отношениях по оказанию эстетических услуг и услуг связи. Оказание услуг по обучению, посреднических, юридических, медицинских, информационных, а также других видов услуг, в отношении занятия которыми в законодательстве не содержится запрета, может осуществляться и гражданином.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10