Административно-правовой механизм реализации жилищного законодательства

Административно-правовой механизм реализации жилищного законодательства

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Глава 1. Административно-правовые основы федерального жилищного законодательства

§1.1 Анализ законодательства в жилищной сфере: основные понятия, блок законов, регулирующих данную сферу

§1.2 Право собственности в жилищной сфере. Обеспечение граждан жилищем, пользование жилищным фондом, социальные гарантии в жилищной сфере

§1.3 Регулирование земельных отношений строительства, содержания и ремонта жилья. Налогово-кредитная поддержка жилищной реформы

Глава 2. Практическая реализация жилищного законодательства

§2.1 Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в РФ

§2.2 Программа мероприятий по реализации Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования

§2.3 Роль органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в содействии становлению системы ипотечного жилищного кредитования

§2.4 Ипотечная программа Хабаровского края: фонд ипотечного кредитования, механизм приобретения жилья по краевой целевой программе, механизм реализации и результаты реализации краевой целевой программы. Динамика строительства и распределения жилья по годам реализации проекта

Глава 3. Правонарушения в жилищной сфере

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Тема данной дипломной работы - «Административно - правовой механизм реализации жилищного законодательства» - актуальна в силу того, что, во-первых, существовавшая ранее распределительная система удовлетворения жилищной потребности граждан не дала ожидаемых результатов: миллионы семей нуждались в улучшении жилищных условий; обеспечение граждан жильем в бывшем СССР и РСФСР было одной из центральных и наиболее острых социально-экономических проблем. Решение этой проблемы обеспечивалось развитием государственного и общественного жилищного фонда, содействием со стороны государства кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, предоставлением гражданам бесплатной жилой площади по мере осуществления программ и строительства благоустроенного жилья, во-вторых, в связи с переходом России к рыночной экономике назрела острая необходимость выработать новые подходы в решении жилищной проблемы, провести кардинальную жилищную реформу. Прежде всего должен был измениться принцип обеспечения граждан жилыми помещениями - от преимущественного распределения жилья, построенного за счет государственных капитальных вложений, к преимущественному его строительству (приобретению) за счет средств граждан при сохранении льгот для социально слабо защищенных групп населения. Следует отметить, что в большинстве европейских стран жилищное строительство, осуществляемое за счет частных средств, в общем его объеме составляет 80-90%, в-третьих, вопрос обеспечения граждан жильем нуждался в упорядочении: в условиях рыночных отношений государство не в состоянии обеспечить всех нуждающихся бесплатным жильем. Необходимо упорядочить порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений, с тем чтобы вводимые объемы жилой площади позволяли в короткие сроки, бесплатно или за доступную плату решать жилищные вопросы отдельных категорий граждан.

Важнейшим элементом реформы жилищно-коммунального хозяйства является коренное изменение системы управления и контроля, демонополизация отрасли и создание конкурентной среды; целесообразно в большей мере сосредоточить усилия на снижении издержек на предоставление жилищно-коммунальных услуг, поскольку рост стоимости услуг был в значительной степени связан с монопольным положением организаций, предоставляющих данные услуги; необходимо более активно реформировать структуру управления и хозяйствования в отрасли, развивать конкурентные отношения и процессы демонополизации, расширять возможности потребителей, влиять на объемы и качество предоставляемых услуг.

Целью данной работы является исследование сущности административно - правового механизма реализации жилищного законодательства.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

- рассматриваются административно-правовые основы федерального жилищного законодательства;

- описывается практическая реализация жилищного законодательства;

- показываются правонарушения в жилищной сфере.

Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации жилищного законодательства.

Предмет исследования - административно - правовой механизм реализации жилищного законодательства административно.

Новизна исследования - характеризуется тем, что в работе достаточно подробно описана практическая реализация жилищного законодательства, в частности: концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в РФ, программа мероприятий по реализации концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования, роль органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в содействии становлению системы ипотечного жилищного кредитования.

При работе над данной темой использовались системный и инструментальный методы исследования.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В главе 1 - административно-правовые основы федерального жилищного законодательства - решается первая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: рассматриваются административно-правовые основы федерального жилищного законодательства.

В главе 2 - практическая реализация жилищного законодательства - решается вторая из промежуточных задач, а именно: описывается практическая реализация жилищного законодательства.

В главе 3 - правонарушения в жилищной сфере - решается третья из поставленных выше промежуточных задач, а именно: показываются правонарушения в жилищной сфере.

В заключении делаются основные выводы по работе.

Глава 1. Административно-правовые основы федерального жилищного законодательства

§1.1 Анализ законодательства в жилищной сфере: основные понятия, блок законов, регулирующих данную сферу


Начнем с основных понятий, которые должны использоваться при применении Основ и других актов жилищного законодательства. Многие из них сформулированы впервые, в том числе «жилищная сфера», «недвижимость в жилищной сфере», «кондоминиум». При этом следует обратить внимание, что указанные понятия в большей степени относятся к гражданскому, а не к жилищному законодательству. Объяснить это можно тем, что Основы содержат как нормы жилищного, так и нормы гражданского законодательства, поскольку ими урегулированы вопросы собственности в жилищной сфере. Иными словами, круг вопросов, который ранее был традиционен для жилищного законодательства и касался в основном предоставления жилья и использования жилищного фонда, в настоящем Законе значительно расширен. Такой подход был оправдан тем, что многие нормы ГК РСФСР и ЖК РСФСР устарели и не содержали понятий, которые стали необходимы в условиях функционирования рыночной экономики и осуществления жилищной реформы. 1

ЖК и другие законодательные акты не содержат понятия «жилищная сфера». Данное понятие охватывает не только вопросы жилищного законодательства (управление жилищным фондом, его содержание и ремонт), но и вопросы строительства и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства (жилых домов, энергоснабжающих и других объектов, систем водоснабжения и т.п.), которые регулировались другим законодательством. В частности, ст. 3 ЖК установлено, что отношения, связанные со строительством жилых домов, регулируются соответствующим (т.е. не жилищным) законодательством. Кроме того, следует иметь в виду, что в настоящее время отношения в области проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости регулируются Градостроительным кодексом РФ от 07.05.98 N 73-ФЗ (в ред. ФЗ от 31.12.01 N 196-ФЗ). Статья 1 Градостроительного кодекса РФ содержит, в частности, следующие понятия:

«градостроительная деятельность» - деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений;

«инженерная, транспортная и социальная инфраструктуры» - комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий.

Кроме того, в ст. 17 раскрывается содержание понятия «объекты социальной инфраструктуры». К ним отнесены жилые дома, производственные и общественные здания, строения и сооружения, в том числе спортивные, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.

Таким образом, по вопросам, относящимся к предмету правового регулирования Градостроительного кодекса РФ, следует руководствоваться его нормами.

В Основах понятие «недвижимость» дано применительно к жилищной сфере. Гражданское законодательство (ГК РФ (ст. 130)) и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97 N 122-ФЗ (в ред. 11.04.02 N 36-ФЗ) содержат определение понятия «недвижимость (недвижимое имущество)» относительно любого недвижимого имущества.

Определение понятия «жилищный фонд» отличается от аналогичного определения жилищного фонда, которое дано в ч. 1 ст. 4 ЖК («находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд»). В ст. 7 ЖК указывается, что жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в качестве служебных жилых помещений и общежитий, т.е. и для временного проживания граждан. 1

Жилищное законодательство представляет собой систему нормативно-правовых актов, регулирующих определенный круг общественных отношений, связанных с удовлетворением жилищной потребности граждан. В данной статье делается ссылка на Основы жилищного законодательства СССР и союзных республик 1981 г. (Основы 1981 г.), в соответствии с которыми должны были издаваться другие акты жилищного законодательства, в том числе жилищные кодексы союзных республик. Сегодня Основы жилищного законодательства не являются правовой базой для российского жилищного законодательства. Нормы законодательных актов СССР (в их числе Основы 1981 г.) на основании Постановлений Верховного Совета РФ «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» от 12.12.91 и «О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации» от 03.03.93 N 4604-1 (в ред. от 26.11.01 N 147-ФЗ, Воздушного кодекса РФ от 19.03.97 N 60-ФЗ; Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.99 N 81-ФЗ; Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.01 N 24-ФЗ) применяются на территории Российской Федерации постольку, поскольку они не противоречат Конституции РФ и законодательству Российской Федерации. Иными словами, действие Основ 1981 г. на территории Российской Федерации не утратило силу, однако в настоящее время нормы ЖК по отношению к ним являются приоритетными, и именно в этой связи Основы 1981 г. утратили свое практическое значение, за исключением ряда норм (например, ст. 21.1 и ч. 3 и 5 ст. 37 Основ 1981 г.).

Согласно Конституции РФ (ст. 72) жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому следует руководствоваться как законодательными актами, принятыми федеральными органами государственной власти, так и актами, принятыми государственными органами субъектов Российской Федерации. 1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты