Административно-правовой механизм реализации жилищного законодательства

Пожизненная рента была предусмотрена законодательством и ранее - ГК РСФСР, но с ограниченным применением. Согласно ст. 253 ГК РСФСР договор купли-продажи жилого дома с условием пожизненного содержания продавца заключался лишь в случаях, если в качестве продавца выступали нетрудоспособные граждане, а в качестве объекта сделки были индивидуальные жилые дома.

Статьей 596 нового ГК РФ также предусмотрена пожизненная рента. Она может быть установлена на период жизни гражданина, передающего жилье под выплату ренты, либо на период жизни другого указанного им гражданина. Допускается установление пожизненной ренты в пользу нескольких граждан, доли которых в праве на получение ренты, как правило, считаются равными. В случае смерти одного из получателей ренты его доля в праве на получение ренты переходит к пережившим его получателям, а в случае смерти последнего получателя ренты обязательство ренты прекращается. Пожизненная рента определяется в договоре как денежная сумма, периодически выплачиваемая получателю ренты в течение его жизни. Размер пожизненной ренты, определяемый в договоре, в расчете на месяц должен быть не менее минимального размера оплаты труда, установленного законом. При увеличении минимального размера оплаты труда соответственно увеличивается и размер пожизненной ренты (ст. 597 ГК РФ). Пожизненная рента должна выплачиваться по окончании каждого календарного месяца, если иное не предусмотрено договором. Согласно ст. 599 ГК РФ при существенном нарушении договора плательщиком ренты получатель ренты вправе требовать от плательщика выкупа ренты либо расторжения договора и возмещения убытков. Если под выплату пожизненной ренты имущество отчуждено бесплатно, получатель ренты вправе при существенном нарушении договора потребовать возврата этого имущества с зачетом его стоимости в счет выкупной цены.

Заселение жилищного фонда

В Основах федеральной жилищной политики указываются (с учетом норм Конституции РФ и ГК РФ) три вида жилищного фонда: частный, государственный и муниципальный. В зависимости от вида жилищного фонда, классификация которого произведена по формам собственности, законодательством определен правовой режим использования каждого вида жилищного фонда.

По договору социального найма жилого помещения (ст. 672 ГК РФ, ст. 51 ЖК) жилые помещения заселяются только в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Основанием для заселения этих жилых помещений является ордер; в ст. 47 ЖК подчеркивается, что ордер является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение, т.е. другие документы или действия должностных лиц не могут служить основанием для вселения граждан в жилое помещение, в том числе решение органов местного самоуправления или администрации и профкома организации о предоставлении жилого помещения гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий. Согласно ст. 47 и 51 ЖК ордер выполняет две функции: является основанием для вселения в предоставленное жилое помещение и основанием для заключения договора социального найма.

Вместе с тем следует иметь в виду, что ст. 671 ГК РФ предусматривает возможность заключения договора аренды жилого помещения только для юридических лиц с последующим использованием этих жилых помещений только для проживания граждан. Что касается граждан, то согласно гл. 35 ГК РФ им может быть предоставлено жилое помещение в домах частного жилищного фонда (да и в домах государственного и муниципального жилищного фонда часть жилых помещений может выделяться на эти цели) по договору найма (в юридической литературе он получил название "договор коммерческого найма" в отличие от договора социального найма), который содержит основные признаки, характерные для договора аренды (передача жилья во владение и пользование на определенный срок, на условиях, установленных соглашением сторон, и т.п.). Иными словами, ГК РФ не предусматривает сдачу гражданам жилых помещений в аренду. В случае сдачи жилья по договору коммерческого найма основанием для заселения жилого помещения является договор найма.

Частный жилищный фонд может находиться в собственности физических лиц (граждан) или юридических лиц (не относящихся к государственным и муниципальным организациям). Жилье может быть приобретено гражданином в частную собственность без ограничения его количества, размеров и стоимости по различным основаниям, перечисленным в ст. 19 Основ (путем приватизации занимаемого жилого помещения, купли-продажи и др.). Каких-либо ограничений на приобретение жилья в частную собственность для юридических лиц законодательством также не установлено (см. ст. 6 Основ и ст. 218 ГК РФ). Следует также иметь в виду, что жилые помещения относятся к недвижимому имуществу и право собственности на них возникает только после регистрации их в установленном порядке. Порядок государственной регистрации жилых помещений в учреждениях юстиции определен ст. 131 ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97 N 122-ФЗ (в ред. ФЗ от 11.04.02 N 36-ФЗ). 1

§1.3 Регулирование земельных отношений строительства, содержания и ремонта жилья. Налогово-кредитная поддержка жилищной реформы


Согласно ст. 28 Градостроительного кодекса РФ от 07.05.98 N 73-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.12.01 N 196-ФЗ) градостроительное планирование развития территорий и поселений и их застройка осуществляются посредством разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории Российской Федерации и частей территории Российской Федерации; территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации; территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке.

Градостроительная документация для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований включает в себя: 1

1) градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований, а именно: территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов); генеральные планы городских и сельских поселений; проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований.

2) градостроительную документацию о застройке территорий городских и сельских поселений, а именно: проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений (проект планировки); проекты межевания территорий; проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений (проект застройки).

Каждому объекту градостроительной деятельности соответствует определенный вид градостроительной документации, разрабатываемый в соответствии с градостроительными, экологическими и иными нормативами.

Статьей 22 Градостроительного кодекса РФ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительства; в частности, к их полномочиям на соответствующих территориях относятся вопросы:

- разработки и принятия законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации в области градостроительства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также конституциями или уставами субъектов Российской Федерации;

- установления государственной политики в области градостроительства;

- утверждения границ объектов градостроительной деятельности особого регулирования и порядка особого регулирования градостроительной деятельности на указанных территориях;

- утверждения проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований;

- утверждения границ пригородных зон городов;

- утверждения и реализации градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий субъектов Российской Федерации, а также схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства указанных территорий;

- установления порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости;

- принятия решений об обеспечении потребности городских и сельских поселений в земельных участках из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

- принятия решений о строительстве объектов недвижимости значения субъектов Российской Федерации и о подготовке документов для получения разрешений на их строительство;

- осуществления государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов в области градостроительства. 1

Согласно ст. 23 Градостроительного кодекса РФ в ведении муниципальных образований в области градостроительства находятся:

- утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства указанных территорий;

- разработка проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований и внесение в соответствующий орган государственной власти предложений об их утверждении;

- организация и проведение инвентаризации земель, других объектов недвижимости городских и сельских поселений, других муниципальных образований;

- принятие решений об обеспечении потребностей населения в земельных участках из земель, находящихся в муниципальной собственности или переданных в ведение органов местного самоуправления, для осуществления градостроительной деятельности;

- организация ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в случае наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями;

- выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости;

- разрешение споров в области градостроительной деятельности в пределах своей компетенции;

- финансирование разработки и реализации градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке, программ, проведения научно-исследовательских работ, а также разработки проектов нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства;

- осуществление контроля за соблюдением нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства;

- осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве;

- утверждение положений об органах архитектуры и градостроительства городских и сельских поселений, других муниципальных образований;

- информирование населения о принимаемых и принятых решениях в области градостроительства, организация и проведение референдумов по вопросам в области градостроительства;

- выполнение функций заказчиков разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке.

Согласно Основам граждане имеют право на приобретение жилья в собственность без ограничения его количества, размеров и стоимости, в том числе путем жилищного строительства на отведенном земельном участке. Причем согласно ст. 22 таким правом пользуются и граждане, имеющие другие жилые помещения, т.е. граждане, которые по общим основаниям не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Земельный кодекс РФ от 25.10.01 N 136-ФЗ в ст. 15 устанавливает, что граждане и юридические лица могут иметь земельные участки на праве собственности, приобретенные по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты