Административные преобразования России
Содержание.
1. Реформа. Основные понятия
1.1 Понятие реформы. Основные реформы в России
1.2 Этапы реформирования
1.3 Принципы реформирования
1.4 Необходимость проведения административной реформы в России
1.5 Задачи административной реформы
1.6 Нормативная основа реформы
2. Административная реформа в регионах и за рубежом
2.1 Цели и направления административной реформы в Иркутской области
2.2 Административная реформа в Восточной Европе
2.3 Административная реформа в США
3. Реализация административной реформы в России
3.1 Административные преобразования в период 1990-1999 годы
3.2 Разработка административной реформы в период 2000-2003 годы
3.3 Первый этап реализации реформы 2003-2005 годы
3.4 Второй этап реализации реформы 2006-2008 годы
4. Результаты реформирования
5. Заключение
6. Литература
1. Реформа
1.1 Понятие реформы. Основные реформы в России
Реформа- преобразование , вводимое законодательным путём. Процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы- укрепление и обновление государственных основ, улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и увеличение доходов.
Самые известные реформы в России:
- отмена крепостного права в 1861 году,
- аграрная реформа Столыпина с 1906 по 1917 годы,
- реформа русской орфографии 1918 года,
- реформа Косыгина 1965 года,
- перестройка- цикл реформ с 1986 по 1991 год,
- реформа российской экономики в 1990-е годы,
- введение единой валюты на территории Европейского союза,
- административная реформа с 1991 года по настоящее время.
1.2 Этапы реформирования
Административную реформу в Российской Федерации- реформу системы государственного управления можно условно разделить на следующие этапы:
- административные преобразования 1991-1999 годы, политическим мотивом которых выступала необходимость радикальной перестройки советской системы государственного управления экономикой и формирование новой структуры и системы органов государственной власти Российской Федерации,
- следующий этап административной реформы, проведённый в 2003-2005 годы, преследовал политическую цель укрепления государственной власти в стране,
- с 2006 года административная реформа политически ориентирована на построение эффективного и компактного государства на основе специально разработанной Концепции административной реформы.
Реформирование управления - это не только и не столько изменение структуры и штатов, сколько пересмотр полномочий органов исполнительной власти, совершенствование механизмов реализации этих полномочий и функций. С другой стороны, перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций - не самоцель, а объективно необходимая составляющая административной реформы. В то же время эта сложная и ответственная задача должна решаться с учетом недопустимости "потери" важных и необходимых обществу функций.
Проводимые преобразования должны способствовать сокращению административного давления на предпринимательские структуры, наведению должного порядка в сферах, где присутствует избыточное государственное вмешательство. Эффективность деятельности государства определяется не столько широтой охвата контролируемых им сфер, сколько реальным соблюдением общественных интересов, действенностью политических и правовых механизмов в стране.
1.3 Принципы реформ
Целесообразно проанализировать принципы, которые легли в основу реформирования государственной службы в большинстве развитых стран. Таких принципов несколько:
- принцип демократизации государственного Управления и государственной службы. По мнению западных специалистов, для этого необходимо поставить государственную службу в большую зависимость от интересов общества, обеспечив ее открытость, широкую информированность, коммуникабельность, - принцип распределения полномочий по вертикали, что означает установление новых, паритетных отношений между центральными, региональными и местными органами управления, создание условий общей заинтересованности в повышении эффективности государственной службы,
- принцип ориентации на клиента. Интересы клиента, потребителя продукции административных служб должны стать главной заботой правительства, государственных органов, госслужащих, с этой целью планируется внедрить в систему управления рыночные механизмы , создать такую обстановку, которая заставляла бы управленцев поставить обслуживание клиентов на такой же уровень, как и в самых передовых частных компаниях,
- четвертый принцип - принцип ориентации на конечный результат, прежняя система государственной службы была больше ориентирована на процесс, чем на результат, теперь в основу оценки деятельности всех государственных служб в США и других странах поставлен иной, по сравнению с затратным, критерий - конечный результат, - пятый принцип - принцип рентабельности находит свое выражение в экономном расходовании правительством государственных средств на свою собственную деятельность, это достигается разными путями, например, путем сокращения штатов, рационализации управленческих процедур, передачи части управленческих функций частным компаниям, повышения стоимости товаров и услуг, предоставляемых государственным сектором, в том числе государственной службой и т.д.,
- принцип простоты управления, вызван к жизни необходимостью повышения уровня оперативности управления, требует упрощения управленческих структур, процедур выработки и принятия решения, повышения самостоятельности оперативных единиц, ответственности исполнителей за реализацию принятых директив.
1.4 Необходимость проведения административной реформы в России
К концу 90-х годов нарастал разрыв между потребностями российского общества и существовавшим уровнем эффективности функционирования системы исполнительной власти в стране.
Среди наиболее острых проблем государственного управления в первую очередь можно было выделить следующие; - избыточное количество административных функций; - чрезмерное пересечение полномочий федеральных органов исполнительной власти по одним и тем же предметам ведения; - недостаточность государственных функций в тех сферах общественной жизни , где существует конституционная ответственность исполнительной власти, а развитие страны не предусматривает механизмы саморегулирования; - дублирование функций органами исполнительной власти одного уровня; - сочетание в одном федеральном органе исполнительной власти разных видов функций, противоречащие логике экономического и социального развития и приводящее к узковедомственным решениям.
В России до начала административной реформы было искусственное разделение министерств. Например, наряду с Министерством обороны, функционировало Российское агентство по боеприпасам, Российское агентство по обычному вооружению и т.п.
Всем федеральным органам исполнительно власти были присущи вышеперечисленные проблемы.
В результате проведённого анализа эти функции были классифицированы на 3 основные вида:
- правоустанавливающие функции, т.е. выработка основных направлений развития и нормативное регулирование; - правоприменительные функции- регулирование и контроль; - функции по предоставлению государственных услуг и управлению государственным имуществом.
1.5 Задачи административной реформы
В целях устранения всех этих проблем функционирования исполнительной власти в Российской Федерации в качестве приоритетов административной реформы было определено решение следующих задач: - завершение разграничения полномочий между федеральной исполнительной властью и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, применение, где это возможно, механизма взаимного делегирование полномочий; - отказ от некоторых функций государственного регулирования в определённых сферах экономической и общественной жизни; - передача части функций государственного регулирования саморегулируемым организациям в соответствующих профессиональных областях; - определение и законодательное закрепление за исполнительной властью ныне отсутствующих функций и полномочий, необходимых для обеспечения конституционных прав и свобод граждан; - ликвидация дублирования полномочий и функций, закреплённых за федеральными органами исполнительной власти; - разделение правоустанавливающих и правоприменительных функций в системе федеральных органов исполнительной власти; - дальнейшее совершенствование системы государственной службы в связи с принципами построения и функционирования исполнительной власти.
1.6 Нормативная основа реформы
Правовой основой административной реформы в России стал Указ Президента Российской Федерации "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 года.
В Указе была определена новая структура федеральных органов исполнительной власти с полномочиями и регламентом работы, порядком принятия решений каждого из этих органов, а так же федерального правительства в целом.
Согласно Указу было создано 14 Министерств, в подчинении которых находилось 45 Федеральных агентств, служб и надзоров и 2 Федеральные службы непосредственно подчинённые Правительству. Таким образом, общее число Федеральных органов исполнительной власти вновь увеличилось до 71.
Данная структура исполнительной власти была образована следующим образом: - Министерства являются правоустанавливающими органами; - Агентства - правоприменительными и оказывающие государственные услуги; - Службы и надзоры – контролирующие органы.
2. Административная реформа в регионах и за рубежом
2.1 Цели и направления реформы Иркутской области
Субъекты Российской Федерации должны были провести соответствующие преобразования таким же образом. В Иркутской области были выбраны следующие направления деятельности.
О мерах по обеспечению проведения административной реформы в Иркутской области.
В целях реализации на территории Иркутской области административной реформы, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года 1789-р "О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах", руководствуясь статьей 38(1) Устава Иркутской области:
1. Считать необходимым определить одним из основных направлений деятельности администрации Иркутской области в 2006 году организацию и осуществление мероприятий по проведению на территории Иркутской области административной реформы, направленной на повышение эффективности деятельности системы исполнительных органов государственной власти Иркутской области и создание благоприятных условий для реализации гражданами и субъектами предпринимательства своих прав и интересов.
2. Создать Комиссию по проведению административной реформы в Иркутской области (далее - Комиссия).
3. Утвердить прилагаемый состав Комиссии.
4. В составе Комиссии образовать рабочие группы по следующим направлениям:
1) по обеспечению внедрения в исполнительных органах государственной власти Иркутской области принципов и процедур управления по результатам;
2) по обеспечению разработки и внедрения стандартов государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Иркутской области, а также административных регламентов в исполнительных органах государственной власти Иркутской области ;
3) по обеспечению введения механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области;
4) по обеспечению повышения эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти Иркутской области и гражданского общества, а также повышения прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области;