Актуальные проблемы потребительской кооперации

Но, несмотря на трудности и пророчества о неперспективности развития потребкооперации в последние годы 1990-х годов произошли заметные позитивные перемены: сформировалась модель развития потребкооперации в условиях рыночного хозяйствования; по инициативе Центросоюза РФ было принято более 30 постановлений и решений по различным вопросам ее деятельности, Указ Президента Российской Федерации «О мерах по стабилизации обеспечения сельскими товарами и услугами» (май 1996 г) и постановление правления Центросоюза РФ по его выполнению. Активная законодательная нормотворческая деятельность правительства в пользу потребкооперации создала реальные условия для восстановления утраченных позиций и постепенной стабилизации деятельности системы на всех ее уровнях и во всех звеньях.

В 1992 году Центросоюз РФ впервые заключил договор с Правительством Российской Федерации о взаимных обязательствах по улучшению обслуживания населения. С 1993 такие договоры заключались большинством потребсоюзов с местными администрациями.

Принимались и другие меры, включая государственную поддержку. За 1994-1995 гг. потребкооперация получила льготы на сумму свыше 6 трлн. рублей; из одного триллиона рублей, начисленного в фонд развития потребкооперации за эти же годы, 88 млрд. были направлены на пополнение оборотных средств; около двух трлн. рублей задолженности потребкооперации по кредитам были переоформлены правительством на внутренний государственный долг.

Благодаря усилиям Центросоюза судом Торговой палаты Парижа было принято положительное решение о правопреемственности Центросоюзом РФ акций Евробанка, принадлежавших бывшему Центросоюзу СССР.

Эти и другие меры способствовали укреплению и развитию потребкооперации России, но не смогли обеспечить стабильной, безубыточной хозяйственной деятельности предприятий и организаций системы с целью обеспечения сельского населения необходимыми товарами и услугами.

Однако социально-экономическое положение потребкооперации все равно продолжалось нуждаться в радикальных мерах по формированию системы в соответствии с проводимыми в стране демократическими преобразованиями. Большие надежды возлагались и возлагаются при этом на Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 13 июня 1997 г [2].


1.3 Характеристика Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ»


Этот Закон имеет непреходящее значение для практической деятельности самой массовой общественно-хозяйственной организации страны. В его содержании учтены особенности создания и развития потребительской кооперации России, опыт кооперативного строительства на различных этапах государственных преобразований, отраженный в современном российском законодательстве и обогащенный творч5еским применением этических норм и гуманистических ценностей, заложенных в классических кооперативных принципах.

Новый Закон является незыблемой основой целостности потребительской кооперации как системы прежде всего потому, что в нем заложен научно-обоснованные гарантии, обеспечивающие нормальное функционирование потребительских обществ и их союзов для реализации прав и обязанностей пайщиков, осуществления всех направлений многогранной деятельности потребительской кооперации.

В новом Законе акцентируется внимание на дальнейшем совершенствовании структуры управления, правовом и кадровом обеспечении, всемерном развитии социально-бытовой и иных структур, кооперативной демократии и исполнительской дисциплины, на восстановлении контрольно-распорядительных функций союзов, изучении и пропаганде кооперативного движения и других принципиальных положениях.

Чтобы оценить новизну и преимущества этого документа, необходимо на основе сравнительного анализа установить, в чем заключается принципиальное отличие нового Закона от предыдущего, принятого в 1992 г., какие вновь введенные положения не предусматривались, не рассматривались, четко не определялись или вообще не оговаривались в нем.

Прежним Законом о кооперации совершенно не предусматривались: (ст.4) основные принципы создания и деятельности потребительского общества; (ст.7) ограничения на использовании в наименовании юридического лица слов потребительское общество, союз потребительских обществ; (ст.6, ст.19) отстранение от должности выборных лиц в обществе и союзе; порядок принятия решения общим собранием представителей потребительских обществ союза; взносы членов союза.

Законом о кооперации 1992 года не рассматривались роль женщины в потребительской кооперации; роль кооперативных участков общества и собраний пайщиков кооперативных участков; паевой и иные фонды потребительского общества, союза потребительских обществ; выход из союза потребительских обществ; представительство в международном кооперативном движении.

Не были четко определены правомочия потребительских обществ, их союзов. Совершенно не оговаривалась возможность занятия предпринимательской деятельностью, прием и исключение пайщиков из общества. Не в полной мере использовались многие6 основные понятия, как-то: потребительская кооперация», «потребительское общество», «пайщик», а также определения различных (ст.1) фондов, (ст.33) взносов (например, неделимый, резервный и др.).

В более тщательной проработке и конкретизации нуждались процедурные вопросы определения принадлежности собственности, ее реформирования, порядка выхода пайщика из потребительского общества, выбора степени оптимальности структуры управления и повышения уровня демократичности ее функционирования.

Если к перечисленным просчетам и упущениям Закона о кооперации 1992 г. добавить отсутствие ясности в вопросах о создании союзов всех уровней, о порядке вступления и выхода из них, механизме преобразования потребительского общества в другую организационно-правовую форму и прочих тонкостях и особенностях функционирования потребительской кооперации как целостной системы, то становятся очевидными факторы, осложнявшие эффективное применение на практике не проработанного законодательства с большим количеством неопределенностей.

В новом Законе о потребительской кооперации устранены перечисленные недостатки, даются исчерпывающие ответы и ясное представление о сути вышеназванных проблем. Но главное, предусмотрены меры по стабилизации деятельности системы потребительской кооперации. Впервые в кооперативном законодательстве гарантируется (ст.5 кредитование и финансирование пайщиков) государственная поддержка потребительских обществ и их союзов с учетом их социальной значимости, а также граждан и юридических лиц, создающих такие потребительские общества и их союзы (ст.5, 16, 33 Социальные блага).

Сравнительный анализ текстов двух законов, принятых с пятилетним интервалом, позволяет сделать вывод о том, что новый Закон о потребительской кооперации строится на прочном фундаменте Основного Закона государства - Конституции Российской Федерации. В нем учтены важнейшие положения современного государственного законодательства, обновленного отраслевого права и многих нормативных актов, касающихся масштабного реформирования всех сфер российского общества.

В новом документе нашли отражение наиболее существенные перемены, происшедшие в стране и потребительской кооперации за сравнительно короткий исторической срок.

Новый Закон о потребительской кооперации обогащает исторический опыт полутора векового мирового кооперативного сообщества, в том числе по творческому применению кооперативных принципов как совокупности нравственных основ в организационной, экономической, социальной, культурно-просветительской и других сферах кооперативной деятельности.

В отдельной статье Закона выделены и изложены основные принципы создания и деятельности потребительского общества. Это - свидетельство последовательной работы Центросоюза России по претворению в повседневную жизнь системы потребительской кооперации важнейших положений ХХХХ1-го Юбилейного конгресса МКА, классических кооперативных принципов. В документах Конгресса подчеркивается: «Принципы являются стимулами, побуждающими кооперативы к действию, с помощью которых они могут процветать в интересах своих членов».

У целом, Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», вышедший в свет на рубеже двух тысячелетий, является долгосрочной программой деятельности потребительской кооперации России. В настоящее время по инициативе Центросоюза РФ проводится целенаправленная работа по его реализации, включающая целый комплекс масштабных мероприятий преодоления кризисной ситуации, более эффективному использованию ею экономического и производственного потенциала для стабилизации и улучшения обслуживания пайщиков и всего сельского населения [4, 112].



2. Анализ роли Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах» в РФ» в усилении демократических основ системы


Президент РФ 19.06.1992 г. подписал Закон РФ «О потребительской кооперации в РФ». Предполагалось, что Закон явится хорошей основой для глубокого реформирования системы, для возрождения в ней подлинно демократических начал и полной самостоятельности. Реформированная потребительская кооперация сквозь призму Закона виделась как совокупность добровольных обществ пайщиков и их союзов с целью удовлетворения ими свих потребностей в товарах и услугах за счет денежных и материальных взносов. Удовлетворение материальных потребностей пайщиков и есть главная цель кооперации.

Главное в этом законе - это роль, на которую он выводит пайщиков, передавая им свою власть. Прежде подобная роль оставалась за аппаратом.

Еще одно важное положение в законе - это то, что в основе системы потребительской кооперации первичное звено - потребительское общество, которое непосредственно объединяет пайщиков. В связи с этим этот документ вполне можно было бы назвать и Законом о потребительском обществе, которым системе возвращались истинно демократические начала, которые были положены в ее основу при создании в конец прошлого века и оказались основательно подрастерянными в советское время. Поэтому в закон был включен и ряд чисто регламентированных норм.

Пайщики, добровольно объединяющиеся в общества, вправе и свободно выходить из них с возвращением при этом паевого взноса и соответствующей этому взносу доли приращенного имущества.

Одно из важных демократических начал - полученное пайщиками право передачи по наследству своего пая и дивидендов на него. Этим положен конец прежней несправедливости, когда дети человека, бывшего 40-50 лет пайщиком, должны начинать свое членство в потребительской кооперации сначала.

Наряду с основными правами, обязательными для соблюдения в Российской Федерации, уставы потребительских обще6ств могут предоставлять пайщикам и другие, более частные или обусловленные конкретной местной спецификой права.

Принятый Закон однозначно определил, что полномочия, власть в потребительской кооперации делегируются снизу вверх. Потребительские общества могут создавать и входить в союзы, а могут и никуда не входить. Выйдя из такого объединения, они тоже вправе претендовать на получение своей доли имущества и соответствующей долевому вкладу части приращенного за время совместной деятельности капитала.

Учреждаемые потребительскими обществами объединения должны предоставлять и защищать их интересы, от чего голос кооперативов данного региона будет звучать мощней, весомей. Эффективней в ряде случаев и предпринимаемые совместно коммерческие и другие хозяйственные акции. Но все в этих объединениях пойдет от пайщиков, от потребительских обществ: и их уставы, и формирование исполнительных органов, и прием на работу в аппарат, и структура этого аппарата.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты